Резолютивная часть решения объявлена 06.06.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 11.06.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_";
в отсутствие представителей Общества с ограниченной ответственностью "Таунхаус" (далее - ООО "Таунхаус", Заявитель) - ходатайство N 15-2024;
при участии председателя комиссии по осуществлению закупки Комитета По Экономике и Стратегическому планированию Администрации города Иркутска (далее - Уполномоченный орган) - "_"
при участии представителя Комитета по Экономике и Стратегическому Планированию Администрации города Иркутска - "_";
рассмотрев жалобу Заявителя на действия комиссии при проведении открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по благоустройству участка почетных захоронений на Маратовском кладбище", извещение N 0134300097524000400 (далее - Открытый конкурс), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 03 июня 2024 года поступила жалоба Заявителя на действия комиссии при проведении открытого конкурса в электронной форме.
По мнению Заявителя, Уполномоченным органом допущены нарушения положений Федерального закона N 44-ФЗ, выразившиеся в неправомерном отклонении заявки Заявителя на участие в Открытом конкурсе.
Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Уполномоченный орган считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 07 мая 2024 г. в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещен документ "Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме от 07.05.2024 N0134300097524000400" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 38 258 081 руб. 66 коп.
В извещении о проведении Конкурса, Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению были установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, позицией 9 раздела II приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.05.2024 NИЭОК1 на участие в указанном открытом конкурсе подано 4 заявки, заявки NN 116616999, 116617269, 116620859 признаны соответствующими требованиям, установленным в Извещении об осуществлении закупки, заявка N116615403 (Заявитель) отклонена.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Уполномоченного органа приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы на основании следующего.
В соответствии с частью 11 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ При рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
По мнению Заявителя, Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям извещения о проведении Конкурса.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.05.2024 NИЭОК1 (далее - Протокол) заявка участника закупки N 116615403 признана несоответствующей требованиям извещения о проведении Конкурса по следующему основанию:
"На основании пункта 3 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ: несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ. Участник закупки с идентификационным номером заявки 116615403 для подтверждения соответствия дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, представил договор подряда от 15.04.2022 года N БД-ХП-Австрийский/4 на выполнение строительно-монтажных работ по многоквартирным домам на сумму 52 058 289,00 руб., акт N 1 приемки законченного строительством объекта от 09.12.2022 по форме N КС-11 на сумму 867 968 025,00 руб.
В представленном акте участник закупки не указан в качестве генерального подрядчика, а также не указаны количество и стоимость выполненных работ участником закупки".
Согласно извещению о проведении Открытого конкурса, объектом закупки является выполнение работ по благоустройству участка почетных захоронений на Маратовском кладбище.
Согласно извещению о проведении Открытого конкурса, Заказчиком установлены требования к участникам, в том числе следующие:
"Требования в соответствии с позицией 9 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571:
Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации".
Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с пунктом "а" части 3 Постановления Правительства N 2571 позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Комиссией установлено, что в составе заявки Заявителя в качестве опыта представлен Договор подряда N БД-ХП-Австрийский/4 между ООО "Специализированный застройщик "Байкальский Девелопмент" и ООО "Таунхаус", Акт приемки законченного строительства объекта N 1, разрешение на ввод в эксплуатацию N 38-06-03-2022 от 16 декабря 2022 г., акты выполненных работ.
Из Акта приемки законченного строительства объекта N 1 на общую сумму 867 968 025 руб. 00 коп. следует, что заказчиком является ООО "Специализированный застройщик "Байкальский Девелопмент", генеральным подрядчиком является ООО "Альфатон 38". ООО "Таунхаус" принимало участие в строительстве в качестве субподрядной организации.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что генеральным подрядчиком является ООО "Альфатон 38", который осуществил строительные работы объекта и сдал результат выполненных работ Заказчику ООО "Специализированный застройщик "Байкальский Девелопмент", соответственно договор N БД-ХП-Австрийский/4 является договором субподряда, где субподрядчиком является ООО "Таунхаус".
Согласно п. 1 ст. 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
В соответствии с п. 1 ст. 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
В силу п. 3 ст. 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком -ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
При этом стоит отметить, что отвечает перед заказчиком за выполнение всего комплекса работ, установленных договором (контрактом) именно генеральный подрядчик. И именно генеральный подрядчик должен создать и передать заказчику весь объект в целом, а не выполнить отдельные работы (в отличие от субподрядчика).
Из изложенного следует вывод, что договоры субподряда не могут являться подтверждением наличия опыта в полном объеме, поскольку лицо, которое выполняло отдельные этапы или виды работ в качестве субподрядчика, не обладает опытом выполнения работ по объекту в целом.
Аналогичная позиция отражена в письме ФАС России от 25.08.2021 N ПИ/71560/21 "О рассмотрении обращения", письме ФАС России от 19.06.2019 NМЕ/51304/19, письме ФАС России от 11.09.2019 NМЕ/79380/19 и в определении Верховного Суда РФ от 19.07.2021 N 304-ЭС21-10656 по делу N А46-13468/2020 со ссылкой на Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (утратило силу с 01.01.2022 в связи с изданием Постановления N 2571).
Комиссия Иркутского УФАС России считает, что выводы, отраженные в письмах ФАС России и в определении Верховного Суда РФ от 19.07.2021, также применимы и к Постановлению N 2571.
Кроме того, исходя из норм Федерального закона N 44-ФЗ, комиссия по осуществлению закупок при рассмотрении заявок на участие в закупке должна проверить заявки на формальное соответствие требованиям извещения о проведении закупки, при этом комиссия не вправе толковать заявки участников по своему усмотрению. В случае несоответствия информации, указанной в заявке участника закупки требованиям извещения о проведении закупки, такая заявка подлежит отклонению.
Комиссия Иркутского УФАС России считает, что с учетом имеющихся в распоряжении комиссии по осуществлению закупок Уполномоченного органа документов и информации, имелись правовые основания для признания заявки N116615403 (Заявитель) не соответствующей требованиям извещения о проведении закупки, поскольку формально заявка Заявителя не соответствует требованиям извещения о проведении закупки.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТАУНХАУС" необоснованной;
2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
"_" |
Члены комиссии |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 11 июня 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2024