Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: * посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 10-00 осуществлено проведение внеплановой проверки при участии представителей: посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 16-00 в отсутствие представителей:
- заказчика в лице Администрации городского округа Дегтярск, уведомленного надлежащим образом о месте и времени заседания Комиссии, - заинтересованного лица ООО "АКВАСТОК", уведомленного надлежащим образом о месте и времени заседания Комиссии, проведя внеплановую проверку действий (бездействий) заказчика в лице Администрации городского округа Дегтярск, его комиссии при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на реконструкцию улично-дорожной сети в г. Дегтярск Свердловской области на участке улиц Стахановцев, Калинина, Клубная (извещение N 0162300003321000055), на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Свердловское УФАС России) поступила информация ООО "АКВАСТОК" (вх. N 9837-ЭП/24 от 13.05.2024 г.) о нарушениях законодательства о контрактной системе в действиях (бездействии) заказчика в лице Администрации городского округа Дегтярск, его комиссии при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на реконструкцию улично-дорожной сети в г. Дегтярск Свердловской области на участке улиц Стахановцев, Калинина, Клубная (извещение N 0162300003321000055).
Внеплановая проверка проведена в соответствии с п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе. По обстоятельствам дела Комиссией установлено следующее: 13.09.2021 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0162300003321000055 и документация об открытом конкурсе в электронной форме на реконструкцию улично- дорожной сети в г. Дегтярск Свердловской области на участке улиц Стахановцев, Калинина, Клубная Начальная (максимальная) цена контракта составила 387 618 560,35 рублей. Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. (ч. 1 ст.48 Закона о контрактной системе в ред. от 02.07.2021 г.).
В силу п. 2 ч. 3 ст. 54.2 Закона о контрактной системе в ред. от 02.07.2021 г. в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 настоящего Федерального закона, указываются: 2 2) требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно требованиям, п. 1 ч.1 ст.31 в ред. от 02.07.2021 г. Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Заказчиком в документации о закупке установлено обязательное требование к участникам открытого конкурса в электронной форме (подпункт 21.1.1 Информационной карты открытого конкурса в электронной форме): наличие членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии), при этом Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно структурированной форме извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме на реконструкцию улично-дорожной сети в г. Дегтярск Свердловской области на участке улиц Стахановцев, Калинина, Клубная (извещение N 0162300003321000055), заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки: "1 Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ дополнительная информация к требованию отсутствует 2 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ дополнительная информация к требованию отсутствует 3 Требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (в соответствии с частью 5 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ) дополнительная информация к требованию отсутствует".
Таким образом, заказчиком не установлено требование о членстве участника закупки в СРО, а также об уровне ответственности члена СРО, что является нарушением п. 2 ч. 3 ст. 54.2 Закона о контрактной системе в ред. от 02.07.2021 г. В указанных действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ. Предметом открытого конкурса в электронной форме является выполнение работ по реконструкции улично-дорожной сети в городе Дегтярске Свердловской области на участке улиц Стахановцев, Калинина, Клубная.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе в ред. от 02.07.2021 г. конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе в ред. от 02.07.2021 г. для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. 3 Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи (ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе в ред. от 02.07.2021 г.). Указанный порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, определен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила, утв. Постановлением Правительства РФ N 1085 в ред. 25.06.2020 г.).
Согласно п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 1085 в ред. 25.06.2020 г., "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. В целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки: цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ; стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла); предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 1085 в ред. 25.06.2020 г.).
В соответствии с п. 8 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 1085 в ред. 25.06.2020 г., в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
В силу п. 10 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 1085 в ред. 25.06.2020 г., в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения (п. 11 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 1085 в ред. 25.06.2020 г.).
В силу п. 27(3) Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 1085 в ред. 25.06.2020 г. для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) настоящих Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров): 4 а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся: объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов); линейные объекты капитального строительства; особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства; объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся: контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида); контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида); контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида); контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида; контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия. Комиссией установлено, что в нарушение п. 27(3) Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правил), подпунктом 2.1 Пункта 29 Информационной карты открытого конкурса в электронной форме установлен показатель нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки": "Наличие опыта проведения работ аналогичного характера (объекты благоустройства, ремонта, капитального ремонта, реконструкции, строительства в том числе линейных сооружений) выраженное в количестве исполненных в том числе муниципальных и государственных контрактов (договоров) за последние 5 лет до даты подачи заявок". Установление такого показателя "Наличие опыта проведения работ аналогичного характера (объекты благоустройства, ремонта)" не соответствует пункту 27(3) Правил, которым установлен исчерпывающий перечень нестоимостных критериев, используемых для оценки заявок участников закупки, в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта):
a) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относится контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида.
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке по показателю критерия неправомерно установлено положение, что оценке подлежат, в том числе контракты (договора) на объекты благоустройства, ремонта. Учитывая вышеизложенное, действия Заказчика, установившего в документации закупке ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по показателю критерия, нарушают п. 8 ч.1 ст. 54.3, п. 4 ч. 1 ст. 32, ч. 8 ст. 32, Закона о контрактной системе. 5 В указанных действиях заказчика имеются признаки события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с информацией, размещенной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0162300003321000055, дата окончания срока подачи заявок на участие в закупочной процедуре - 05.10.2021 19:00 (МСК+2). 11.10.2021 г. конкурсной комиссией была проведена процедура подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, по результатам которой составлен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.10.2021 NППИ1 подписанный присутствующими на заседании членами комиссии.
Согласно указанному протоколу , конкурсная комиссия рассмотрела в соответствии со ст. 54.7 Закона о контрактной системе первую и вторую часть заявки единственного участника на участие в открытом конкурсе в электронной форме, предложение о цене контракта, а также информацию и электронные документы участника, предусмотренные ч. 11 ст. 24.1 Закона о контрактной системе на предмет соответствия требованиям Закона о контрактной системе и конкурсной документации закупки N0162300003321000055 и приняла решение: "На основании ч. 16 ст. 54.4 Закона о контрактной системе признать процедуру открытого конкурса в электронной форме 0162300003321000055 несостоявшейся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме подана только одна заявка".
В соответствии ч. 12 ст. 54.7 Закона о контрактной системе в ред. от 02.07.2021 г. протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме должен содержать информацию:
1) об участниках открытого конкурса в электронной форме, заявки на участие в таком конкурсе которых были рассмотрены;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме (с указанием ее идентификационного номера, присвоенного в соответствии с частью 10 статьи 54.4 настоящего Федерального закона), к участию в таком конкурсе и признании этого участника закупки участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме этого участника, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией;
3) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе;
4) о соответствии или несоответствии заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме требованиям, установленным конкурсной документацией, с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации, конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют этим требованиям;
5) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме каждого его участника;
6) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по установленным критериям;
7) о присвоенных заявкам на участие в открытом конкурсе в электронной форме значениях по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в таком конкурсе;
8) о принятом на основании результатов оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме решении о присвоении этим заявкам порядковых номеров;
9) о наименовании (для юридических лиц), фамилии, об имени, отчестве (при наличии) (для физических лиц), о почтовых адресах участников открытого конкурса в электронной форме, заявкам на участие в открытом конкурсе в электронной форме которых присвоены первый и второй номера. В случае, если открытый конкурс в электронной форме признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 8 статьи 54.5 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме только одна заявка соответствует требованиям, указанным в конкурсной документации: 6 3) контракт заключается с единственным участником открытого конкурса в электронной форме, если данный участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 83.2 настоящего Федерального закона. (п.3 ч. 2 ст. 55.1 Закона о контрактной системе). Победителем по результатам указанной закупки на реконструкцию улично-дорожной сети в г. Дегтярск Свердловской области на участке улиц Стахановцев, Калинина, Клубная признано ООО ТД "Урало- Сибирская компания". 15.11.2021 г. между заказчиком и победителем открытого конкурса в электронной форме ООО ТД "Урало-Сибирская компания" (идентификационный номер заявки 1) заключен муниципальный контракт N 0162300003321000055 от 15.11.2021, реестровый номер контракта в реестре контрактов 0162300003321000055.
Также, информация от ООО "АКВАСТОК" (вх. N 9837-ЭП/24 от 13.05.2024 г.) содержала довод о соблюдении условий контракта. Вместе с тем, согласно п. 5 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:
5) соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта. В связи с чем, правовых оснований для рассмотрения данного довода заявления у Комиссии не имеется, в части указанного довода заявление подлежит перенаправлению в орган внутреннего муниципального финансового контроля.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. В действиях заказчика в лице Администрации городского округа Дегтярск выявлено нарушение п. 2 ч. 3 ст. 54.2, п. 4 ч. 1 ст. 32, ч. 8 ст. 32, п. 8 ч.1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
2. Заказчику в лице Администрации городского округа Дегтярск предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку заключен муниципальный контракт.
3. Перенаправить материалы дела по заявлению ООО "АКВАСТОК" в орган внутреннего муниципального финансового контроля . Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии * Члены Комиссии * *
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 6 июня 2024 г. N 066/06/99-1927/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2024