Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: *, *, *, рассмотрев заявление заказчика в лице ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" (вх. N 11861/24 от 05.06.2024 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Аста", исполнителе по контракту N 58/к/470 от 09 ноября 2023 г. на поставку твердого топлива (дров топливных) для нужд Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" в 2024 году (ИКЗ 231667033496266700100104800010220244), в части соблюдения требований ст. 99, ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее по тексту - постановление Правительства N 1078), а так же проведя внеплановую проверку в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее по тексту - постановление Правительства N 1576), посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 15 часов 00 минут при участии представителей:
- заказчика в лице ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" - *, - заинтересованного лица ООО "Аста" - *,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило заявление заказчика в лице ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" (вх. N 11861/24 от 05.06.2024 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Аста", исполнителе по контракту N 58/к/470 от 09 ноября 2023 г. на поставку твердого топлива (дров топливных) для нужд Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" в 2024 году (ИКЗ 231667033496266700100104800010220244).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576.
Заслушав доводы представителей заказчика, заинтересованного лица, проанализировав представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам. Контракт N 58/к/470 от 09.11.2023 г. (далее - Контракт) на поставку твердого топлива (дров топливных) для нужд Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" в 2024 году заключен в порядке и сроки, установленные законодательством.
Дата заключения контракта - 09.11.2023 г.
В соответствии с п. 2.1 Контракта, поставщик обязуется в установленный Контрактом срок поставить Заказчику твердое топливо (дрова топливные), в количестве, комплектности, объему, соответствующий качеству и иным требованиям, установленным Контрактом и нормативно-технической документации на Товар, 2 путем его передачи Грузополучателю.
На основании п. 3.1.3 Контракта, поставщик имеет право привлекать к исполнению Контракта соисполнителей (третьих лиц). При этом Поставщик самостоятельно осуществляет контроль за соответствием привлекаемых к выполнению Контракта соисполнителей (третьих лиц) обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим соответствующие виды деятельности, и (или) наличием у привлекаемых к выполнению Контракта соисполнителей (третьих лиц) обязательных лицензий, свидетельств или иных разрешений (допусков) при осуществление соответствующих видов деятельности, для выполнения которых привлекаются соисполнители (третьи лица). Невыполнение соисполнителем (третьим лицом) обязательств перед Поставщиков не освобождает Поставщика от выполнения Контракта.
Согласно п. 3.2.1 Контракта, поставщик обязан в установленный Контрактом срок поставить Заказчику Товар в количестве, комплектности, объему, соответствующий качеству и иным требованиям, установленным Контрактом и нормативно-технической документации на Товар, путем его передачи Грузополучателю.
В силу п. 3.2.2 Контракта, поставщик обязан осуществить доставка Товара следующим Грузополучателям: N п/п Грузополучатель Места поставки Товар Сроки (периоды) поставки Наименование ИНН КПП ОГРН г. Екатеринбург, Наименование Кол-во С 09.01.2024 ул. Сибирский года в течение тракт, 9 км. 50 (пятидесяти) рабочих дней 1 в/ч 58661-ВГ Твердое топливо 773,00 (дрова топливные) Всего: В соответствии с п. 3.3.1 Контракта, заказчик имеет право требовать от поставщика надлежащего исполнения обязательств, установленных Контрактом, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков Товара.
Согласно п. 4.1 Контракта, цена Контракта составляется 3 246 000 (Три миллиона двести сорок шесть тысяч шестьсот) рублей 00 копеек, НДС не облагается.
В силу п. 6.1 Контракта, доставка Товара до места поставки осуществляется видом транспорта по выбору Поставщика. Во время доставки Товара Поставщик должен обеспечить качество и безопасность Товара посредством выполнения требований Контракта, ГОСТ, ТУ, в том числе регламентирующих условия перевозки Товара до места поставки несет Поставщик.
Согласно пояснениям представителя заказчика, в установленный Контрактом срок исполнителем не выполнены обязательства по поставке товара. С учетом изложенных обстоятельств, ввиду ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГК РФ в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе 3 от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В силу п. 2 ст. 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с п. 13.4 Контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
На основании ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе, случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом). 23.04.2024 г. указанное решение было направлено по почте заказным письмом с уведомлением по адресу подрядчика, указанному в Контракте. Информацию о возврате письма по истечении срока хранения заказчик получил 25.05.2024 г. Датой надлежащего уведомления считается 25.05.2024 г.
Таким образом, требования ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчиком выполнены, следовательно, действия заказчика можно считать надлежащим уведомлением подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Поскольку надлежащее уведомление подрядчика о принятом решении произведено, решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 05.06.2024 г.
В силу ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного / муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Согласно ст. 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором 4 предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. На рассмотрении заявления представитель заинтересованного лица пояснил, что изначально ООО "Аста" выступало в качестве посредника между частным производителем и заказчиком, однако, частный производитель дров отказался от выполнения работ, сославшись на удорожание сырья и логистики. Заинтересованным лицом были проведены переговоры с другими поставщиками дров, с одним из них был заключен договор, однако, собственных средств у ООО "Аста" не оказалось в связи с сезонным характером выполняемой деятельности. Далее, был найден еще один поставщик, заказчику было поставлено несколько автомобилей дров. Представитель заинтересованного лица пояснил, что всего на объекте заказчика уложено порядка 85 кубических метров дров, данный объем полностью оплачен из собственных средств ООО "Аста".
Также, представитель заинтересованного лица указал, что заказчиком не была проведена фиксация объема поставленных дров. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 н астоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. Оснований, предусмотренных п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, исключающих возможность внесения сведений об ООО "Аста" в реестр недобросовестных поставщиков, Комиссией не выявлено. Комиссия учитывает факт того, что закупка дров проводилась в целях выполнения специальных задач 5 по обеспечению обороны и безопасности государства, доказательств невозможности исполнения контракта заинтересованным лицом представлено не было.
Таким образом, в действиях ООО "Аста", исполнителя по контракту N 58/к/470 от 09 ноября 2023 г. на поставку твердого топлива (дров топливных) для нужд Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" в 2024 году, Комиссия не усматривает действий, направленных на добросовестное исполнение своих обязательств.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок
Р Е Ш И Л А:
1. Внести сведения об ООО "Аста" (ИНН / КПП * / *) (*), а также о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, генеральном директоре * (ИНН *) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. В действиях заказчика в лице ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" нарушений Закона о контрактной системе не выявлено. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии * * Члены Комиссии *
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 10 июня 2024 г. N РНП-N
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2024