резолютивная часть объявлена 05.06.2024 г.
На основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), обращения Управления Федеральной службы безопасности по КБР (далее - Заявитель), постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила), Инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе: ______,
проведя внеплановую проверку в отношении Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее - Заказчик) требованиям Закона о контрактной системе при заключении контрактов путем искусственного дробления контрактов на суммы до 600 000 руб. с целью исключения проведения конкурентных закупок,
установила:
В результате осуществления внеплановой проверки, проводимой в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Инспекция установила следующее.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
В адрес Управления поступила информация от Заявителя о признаках нарушения антимонопольного законодательства, допущенного Заказчиком при закупках товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Из обращения следует, что принятие решений о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществлялось путем искусственного дробления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в течение непродолжительного времени, являющихся единой сделкой - выполнением работ по ремонту здания ГУ-РО ФСС по КБР, искусственно раздробленную на несколько контрактов для соблюдения ограничений, установленных п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Заказчиком заключены контракты с ООО "Дон-строй" (____), ООО "Гарант строй" (ИНН ____), ООО "Легенда" (ИНН ____) и ООО "ДСК" (____).
Так, на ремонт кровли административного здания ГУ-РО ФСС по КБР, расположенного по адресу: КБР, г. Нальчик, ул. И. Арманд, д. 5, было выделено более 2,6 млн рублей. Для выполнения работ учреждением были заключены договора:
- от 15.12.2020 г. N 313/15 с ООО "Гарант Строй" на сумму 528 190 руб.;
- от 16.12.2020 г. N 317/15 с ООО "Легенда" на сумму 515 330 руб.;
- от 17.12. 2020 г. N 321/15 с ООО "Гарант Строй" на сумму 541 096 руб.;
- от 17.12. 2020 г. N 322/15 с ООО "Легенда" на сумму 516 922 руб.;
- oт 18.12. 2020 г. N 329/15 с ООО "Гарант Строй" на сумму 556 307 руб.
На покраску вышеуказанного административного здания было выделено более 1,7 млн рублей. Для выполнения работ учреждением были заключены договора:
- от 09.11.2021 г. N 257/15 с ООО "Гарант Строй" на сумму 423 919,20 руб.;
- от 24.11.2021 г. N 271/15 с ООО "Дон-строй" на сумму 301 422 руб.;
- от 26.11.2021 г. N 272/15 с ООО "Гарант Строй" на сумму 272 114,40 руб.;
- от 30.11.2021 г. N 277/15 с ООО "Дон-строй" на сумму 459 674,40 руб.;
- от 02.12.2021 г. N 286/15 с ООО "Дон-строй" на сумму 246 920,40 руб.
На ремонт пандуса было выделено более 1,1 млн рублей. Для выполнения данных работ учреждением были заключены договора:
- от 15.12.2020 N 311/15 с ООО "ДСК" на сумму 597 954,00 руб.;
- от 16.12.2020 N 315/15 с ООО "Дон-строй" на сумму 550 631,00 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
Частями 1, 2 статьи 18 Федерального закона от 14.07.2022 N236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" фонд создается путем реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации. Датой создания Фонда считается 1 января 2023 года. При этом за Фондом сохраняются основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, код по общероссийскому классификатору предприятий и организаций, код по общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления, присвоенные Пенсионному фонду Российской Федерации до дня создания Фонда.
Статьей 6 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент заключения контрактов) установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент заключения контрактов) контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
1. Из содержания вышеуказанных контрактов следует, что фактически, в отношении одного ремонта здания ГУ-РО ФСС по КБР заключено двенадцать контрактов.
2. Рассматриваемые контракты были заключены в течении одного года - с 15.12.2020 г. по 02.12.2021 г.
3. В общем на выполнение работ по ремонту здания ГУ-РО ФСС по КБР выделялась сумма в размере 5.5 млн.руб.
Таким образом, Заказчику необходимо было провести конкурентные процедуры по отбору подрядчика и заключения контрактов на выполнение работ по ремонту здания ГУ-РО ФСС по КБР.
4. Локальные сметы по вышеуказанным контрактам имеют схожие наименования работ и затрат, с отличием в объемах работ и стоимости.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент заключения контрактов) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент заключения контрактов) заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Статьей 93 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент заключения контрактов) определены случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Искусственное "дробление" единой закупки на множество закупок до 600 000 руб. каждая, то есть исключительно в целях избежания публичных процедур, не соответствует целям и назначению установленным Законом о контрактной системе возможности заключения контракта без проведения конкурентных процедур, а также смыслу и принципам осуществления бюджетных закупок.
В письме Минэкономразвития России от 29.03.2017 N Д28и-1353 разъяснено, что осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент заключения контрактов) закупка у единственного поставщика может осуществляться в случае закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.
Пункт 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент заключения контрактов) позволяет Заказчику осуществлять закупки товаров, работ, услуг, в том числе, одноименных, на сумму до 600 тысяч рублей.
Вместе с тем, заключение Заказчиком с единственным поставщиком ряда взаимосвязанных договоров, фактически образующих единую сделку, искусственно разделенную для целей формального соблюдения требований пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не соответствует указанному закону и может привести к сокращению числа участников закупки.
Таким образом, правовые основания для заключения вышеуказанных контрактов без проведения конкурентных процедур у Заказчика отсутствовали.
Вышеуказанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 7.29 Кодекса об административном правонарушении принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.
Исходя из требований КоАП РФ, при привлечении к административной ответственности на основании статьи 7.29 КоАП РФ надлежит руководствоваться общим правилом исчисления срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N5 (ред. от 23.12.2021) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является исключающим обстоятельством, при котором производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В данном случае согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В связи с тем, что срок привлечения к административной ответственности истек, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато.
Материалами дела подтверждается, что Заказчиком произведено искусственное дробление единой закупки на несколько договоров с ценой менее 600 тысяч рублей с целью формального соблюдения ограничений, установленных пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, и уклонения от проведения конкурентных процедур.
В случае, когда выбор поставщика (подрядчика) должен осуществляться путем проведения конкурентных процедур, определение круга лиц, которые потенциально могли и имели намерение выполнить работы возможно только по итогам проведения соответствующих процедур. Определение подрядчиков без проведения данных процедур не может не ограничивать конкуренцию.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, выразившиеся в заключении контрактов путем искусственного дробления контрактов на суммы до 600 000 руб. с целью исключения проведения конкурентных закупок.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99 Закона о контрактной системе, Правил, Инспекция,
решила:
1.Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
2. Предписание не выдавать в связи с наличием заключенных государственных контрактов.
3. Материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства не передавать, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 10 июня 2024 г. N 007/06/93-473/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2024