Резолютивная часть решения оглашена 05.06.2024
В полном объеме решение изготовлено 10.06.2024
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А.
|
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Экодом" на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству общественной территории (изв. N 0169600018624000003),
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 31.05.2024 поступила жалоба ООО "Экодом" на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству общественной территории (изв. N 0169600018624000003) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам заказчик 20.05.2024 объявил о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке. Изменение извещения размещено 22.05.2024.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 338 876,47 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 29.05.2024 в 08:59.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Заказчиком в извещении не установлены требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, позицией 9 раздела II приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, что является нарушением действующего законодательства о контрактной системе.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающем перечне документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, и т.д.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предметом рассматриваемой закупки является выполнение работ по благоустройству общественной территории.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону составляет 5 338 876,47 рублей.
В данном случае, к участникам закупки должны быть установлены требования в соответствии с позицией 9 раздела II приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (наличие опыта выполнения работ по благоустройству территории).
Вместе с тем, в нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки не установлены требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, позицией 9 раздела II приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения:
В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, и т.д.
Исходя из содержания пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе электронный документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела, заказчиком в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке установлено требование о предоставлении участниками закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе копии выписки из реестра саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (форма выписки установлена Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации").
Саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечению договорных обязательств.
Вышеуказанные требования не распространяются:
- на участников, которые на этапе торгов предложат цену контракта 3 млн. руб. и менее
- на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
В данном случае, начальная (максимальная) цена контракта по рассматриваемому аукциону составляет 5 338 876,47 рублей.
Более того, предметом аукциона является выполнение работ по благоустройству общественной территории.
Следовательно, участники закупки вправе выполнять работы, составляющие предмет настоящего аукциона, не являясь членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
С учетом изложенного, заказчиком в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке неправомерно установлено требование о предоставлении участниками закупки копии выписки из реестра саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
Таким образом, указанное обстоятельство свидетельствует о несоответствии действий заказчика пункту 1 части 1 статьи 31, пункту 3 части 2 статьи 42, подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Экодом" на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству общественной территории (изв. N 0169600018624000003) обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 3 части 2 статьи 42, подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии И.О. Кокшарова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 10 июня 2024 г. N 074/06/106-1195/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2024