Резолютивная часть решения оглашена 06.06.2024
В полном объеме решение изготовлено 11.06.2024
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста -эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение МКУ "Управление капитального строительства" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ВЕСЬМИРСТРОЙ" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения аукциона в электронной форме N 0169300000324000007 на снос нежилого здания и гаража по адресу: ул. Большевистская, д.11 г. Магнитогорска (далее - аукцион), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя МКУ "Управление капитального строительства" Трошкиной С.В., действующего на основании доверенности от 09.01.2024,
- представителя МКУ "Управление капитального строительства" Метелевой О.А., действующего на основании доверенности от 09.01.2024,
- представителя МКУ "Управление капитального строительства" Першина С.С., действующего на основании доверенности от 09.01.2024,
- представителя ООО "ВЕСЬМИРСТРОЙ" Галимова А.А., действующего на основании доверенности от 02.05.2024,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило обращение МКУ "Управление капитального строительства" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ВЕСЬМИРСТРОЙ".
Согласно представленным документам 17.07.2023 МКУ "Управление капитального строительства" и ООО "ВЕСЬМИРСТРОЙ" заключили контракт по цене 6 350 000, 00 рублей.
Решением от 15.05.2024 подрядчик отказался от исполнения контракта ввиду наличия противоречий при расчете начальной (максимальной) цены контракта, указанной в проектной документации и смете контракта, в связи с указанными обстоятельствами сведения о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков направлены заказчиком в антимонопольный орган.
На заседании Комиссии представитель подрядчика представил письменные пояснения и документы и указал, что заказчиком нарушен порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, что не позволяет исполнить контракт на условиях проектной документации, в связи с чем принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Представители заказчика на включении в реестр недобросовестных поставщиков настаивали, пояснили, что проектная документация в полном объеме размещена в единой информационной системе, при этом подрядчик выразил согласие на все условия исполнения контракта, заключил контракт, в связи с чем обязан выполнить обязательства в полном объеме по цене, предложенной по итогам аукциона.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с пунктом 11.8 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа заказчика от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, подрядчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1-3 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
- поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
- решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
- поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования частей 20.1, 21 статьи 95 Закона о контрактной системе решение подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Так, подрядчиком 15.05.2024 принято и размещено в единой информационной системе во вкладке "решение об одностороннем отказе" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, датой получения такого решения заказчиком является 15.05.2024, в связи с чем контракт является расторгнутым 28.05.2024.
Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены в антимонопольный орган 30.05.2024.
Следует отметить, что уведомление об одностороннем отказе от исполнения контракта от 26.04.2024, которое исходя из сведений, размещенных в личном кабинете заказчика, размещено во вкладке "Уведомление о претензионной переписке" отсутствует на официальном сайте в единой информационной системе, при этом решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системе только 15.05.2024. При этом только с 15.05.2024 начинается десятидневный срок, после истечения которого контракт считается расторгнутым и соответствующие сведения могут быть направлены в антимонопольный орган.
При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и ООО "ВЕСЬМИРСТРОЙ" 19.02.204 заключен контракт
N 3741400667324000010 от 19.02.2024 (далее - контракт) посредством обмена электронными документами на электронной площадке и в единой информационной системе.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 контракта предусмотрено, что подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить работы по объекту: снос нежилого здания и гаража по адресу: ул. Большевистская, д. 11 г. Магнитогорска и сдать результат заказчику, а заказчик принять и оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом, при это объем и содержание работ определены в соответствии с проектно-сметной документацией (Приложение N 4 к контракту), сметой контракта (Приложение N2 к контракту), являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракт, что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора подряда, порядок исполнения которого регламентирован главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
Согласно пункту 1.5 контракта определено, что начало выполнения работ - 02.05.2024, окончание выполнения работ - 10.06.2024.
Как следует из представленной переписки обществом 27.04.2024 направлено в адрес заказчика уведомление об одностороннем отказе от исполнения контракта с указанием на то, что стоимость работ, указанная в проектной документации, не соответствует начальной (максимальной) цене контракта в несколько раз, а также указывает, на несоизмеримость расходов на выполнение работ и цены контракта.
В ответ на указанное уведомление заказчик в письме от 02.05.2024 не соглашается с причинами одностороннего отказа от исполнения контракта, указывает на то, что подрядчик согласился на все условия исполнения контракта, в том числе на цену, предложенную при проведении закупки, в связи с чем требует приступить к исполнению обязательств.
Аналогичное по содержанию уведомлению решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается подрядчиком 15.05.2024, на которое 20.05.2024 заказчик направляет претензию о необходимости приступить к выполнению работ.
При этом, из представленной заказчиком переписки следует, что акт приема- передачи объекта строительной площадки подписан сторонами 01.04.2024, при этом 13.05.2024 заказчик направил письмо о необходимости в срочном порядке приступить к выполнению работ.
Кроме того, в материалы дела заказчиком направлен акт по результатам внеплановой проверки N 16 от 30.05.2024, вынесенный отделом контрольно-ревизионной работы Администрации г. Магнитогорска, из которого следует, что при проведении закупки начальная (максимальная) цена сформирована правомерно с учетом доведенных заказчику лимитов бюджетных обязательств, при этом после применения понижающего коэффициента цена с 40 436 081, 04 рублей снизилась до 10 000 000, 00 рублей.
Так, 28.05.2024 принятое подрядчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
При решении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск под свою ответственность.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем торгов.
Действуя в рамках исполнения государственного (муниципального) контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В силу части 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
- непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
- возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
- иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Из части 3 статьи 716 ГК РФ следует, что если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Так, из материалов дела не следует, что подрядчик обращался к заказчику с уведомлением о приостановлении выполнения работ, не указывал, какие обстоятельства приведут к невозможности исполнения контракта из указанных в части 1 статьи 716 ГК РФ, при этом обстоятельства, связанные с невозможностью выполнить работы по цене, предложенной победителем, а также несогласие с формированием начальной (максимальной) ценой контракта не является основанием для приостановки работ и расторжения контракта.
В связи с чем, решение подрядчика об одностороннем отказе подрядчика от исполнения обязательств не мотивировано с точки зрения положений гражданского законодательства.
Более того, нарушения положений законодательства о контрактной системе при формировании начальной (максимальной) цены контракта также не доказаны исполнителем, правомерность действия заказчика подтверждается актом по результатам внеплановой проверки N 16 от 30.05.2024, вынесенным отделом контрольно-ревизионной работы Администрации г. Магнитогорска.
Следует отметить, что на протяжении срока исполнения контракта подрядчик не приступил к выполнению работ по сносу нежилого здания и гаража, не представил документы, подтверждающие наличие реальных намерений исполнить контракт, а только лишь через два месяца с момента заключения контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, тем самым выражая отказ от исполнения контракта.
Фактическая причина, которую подрядчик указывает в обоснование своей позиции о невозможности исполнения контракта, является несоизмеримость расходов на выполнение работ и цены контракта.
Из части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
С учетом изложенного, финансовые риски подрядчика являются его коммерческими рисками и не снимают с него ответственности за неисполнение обязательств по контракту.
При этом из условий контракта однозначно следует, что общество обязано выполнить все работы, предусмотренные проектной документацией, по цене, определенной в смете контракта, при этом стоимость работ, указанная в смете контракта, составляет 6 350 000, 00 рублей (пункты 1.2, 1.3 контракта), в связи с чем различия с проектной стоимостью работ, не являются основанием для невыполнения контрактных обязательств.
Следует отметить, что неисполнение обязательств со стороны подрядчика привело к тому, что заказчик в сроки, предусмотренные контрактом, не получил результат, на который рассчитывал при его заключении контракта, что также создает угрозу жизни и здоровью граждан ввиду возможного обрушения сооружений.
Таким образом, общество не предприняло меры, направленные на исполнение контракта, не представило сведения об объективных причинах неисполнения обязательств в сроки, предусмотренные контрактом, не представило доказательства нарушений условий исполнения контракта заказчиком.
Согласно подпункту "б" пункта 13 раздела 3 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
С учетом обстоятельств, установленных по делу, антимонопольный орган приходит к выводу о включении сведений об ООО "ВЕСЬМИРСТРОЙ", лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, участнике общества, в реестр недобросовестных поставщиков ввиду недобросовестности в действиях общества.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные МКУ "Управление капитального строительства" в отношении ООО "ВЕСЬМИРСТРОЙ" (адрес: 454085, г. Челябинск, ул. Южноуральская, д.16 кв.13, ИНН 7452150188), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
2. Включить сведения о директоре, участнике ООО "ВЕСЬМИРСТРОЙ" - Бадаляне Ашоте Гнеловиче (ИНН 740472019240) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: В.А. Ливончик
Члены Комиссии: Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 июня 2024 г. N 074/10/104-1202/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2024