Резолютивная часть решения оглашена 07.06.2024
В полном объеме решение изготовлено .06.2024
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления- начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", рассмотрев жалобу ИП Одинцова А.Ю., в присутствии:
- представителя Администрации г. Челябинска Хивинцевой М.Н., действующего на основании доверенности от 19.10.2023,
- ИП Одинцова А.Ю., личность удостоверена на основании паспорта,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Челябинского УФАС России 29.05.2024 поступила жалоба ИП Одинцова А.Ю. на положения извещения о закупке при проведении электронного аукциона на оказание услуг по изготовлению и размещению информационных материалов о деятельности Администрации г. Челябинска в периодическом печатном издании (N 0169300000624000066) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 24.05.2024 Управление муниципальных закупок Администрации города Челябинска объявило о проведении аукциона.
Заказчиком выступила Администрация г. Челябинска.
Начальная (максимальная) цена контракта - 752 500, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 03.06.2024.
На момент рассмотрения жалобы ИП Одинцова А.Ю. контракт не заключен.
На заседании Комиссии предприниматель поддержал доводы жалобы и указал, что заказчик неправомерно сформировал описание объекта закупки и включил в техническое задание условие о распространении информации посредством подписки и продажи, а также установил требование к распространению информационных материалов на территории Челябинской области, что ограничивает количество участников закупки, кроме того заявитель указал на наличие противоречий между наименованием предмета закупки и содержанием услуг в части необходимости распространения материалов через сетевое издание.
На заседании Комиссии представители заказчика против доводов жалобы возражали, предоставили письменные пояснения и документы и указали, что требования к территории распространения по Челябинской области указано ошибочно, требование о наличии в печатном издании информации о деятельности органов власти других субъектов необходимо для привлечения наибольшего круга читателей, при этом на рынке присутствует достаточное количество печатных изданий, которые являются потенциальными участниками закупки. Требования к формам распространения информации в части подписки и продажи обусловлены потребностью заказчика и не противоречит требованиям действующего законодательства. Требование о необходимости распространения информационных материалов в сетевом издании указано в техническом задании, выбранный код ОПКД2 в наибольшей степени подходит под описание объекта закупки.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), (в редакции, действующей на момент проведения закупки) Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что целью закупки является достижение заказчиком государственных или муниципальных нужд, выраженных в приобретении товаров, работ, услуг.
В пунктах 1, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, проект контракта.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, описание объекта закупки, изложенное в извещении о закупке, проекте контракта должно содержать объективную информацию, соответствующую требованиям действующего законодательства и позволяющую определить соответствие товаров, работ, услуг потребности заказчика.
Из извещения о закупке следует, что предметом контракта является оказание услуг по изготовлению и размещению информационных материалов о деятельности Администрации г. Челябинска в периодическом печатном издании.
Пунктом 2.1 технического задания также предусмотрено, что подготовка, публикация и освещение официальной информации, официальных материалов о деятельности Администрации г. Челябинска в периодическом печатном издании, с последующим дублированием всех публикаций на сайте в сети Интернет, являющимся доменом интернет-сайта газеты. Данный сайт в сети Интернет должен быть зарегистрирован как средство массовой информации (сетевое издание).
Из подпункта 7 пункта 2.3 технического задания следует, что исполнитель по заявке заказчика участвует по согласованию с заказчиком:
- в местных публичных мероприятиях, организованными Администрацией города Челябинска;
- пресс-конференциях Администрации города Челябинска;
- оперативных совещаниях Главы города Челябинска;
- объездах по городу Челябинску;
- культурно-массовых мероприятиях, проводимых на территории города Челябинска.
Согласно пункту 2.6 технического задания официальная информация и официальные материалы о деятельности Администрации г. Челябинска могут сопровождаться фотографиями и (или) графическими материалами заказчика.
Пунктами 2.14.8, 2.14.9 технического задания предусмотрено следующее:
- постоянный тираж выпуска, распространяемого на территории Челябинска - не менее 5 000 экземпляров;
- форма распространения - подписка, розничная торговая сеть, доступная во всех районах города, предоставление доступа к сетевому изданию. Распространение в городе Челябинске.
Таким образом, из указанных условий закупки следует, что потребность заказчика выражена в предоставлении ему услуг по изготовлению и размещению информационных материалов в отношении органа местного самоуправления - Администрации г. Челябинска путем распространения информационного материала на территории г. Челябинска.
Вместе с тем, в пункте 2.2 технического задания предусмотрено, что исполнитель обязуется оказать услуги в соответствии со следующими требованиями: исполнитель берет на себя обязательства по заявкам Заказчика осуществлять производство и распространение информационных материалов на основе информации собранной самостоятельно и пресс-релизов, либо с использованием официальной информации и официальных материалов о деятельности Администрации г. Челябинска, предоставленных Заказчиком в форме аналитических и/или обзорных статей, интервью через периодическое печатное издание - газету (далее - газета), выходящую не менее одного раза в неделю общественно-политической, экономической, социальной направленности (нерекламного характера). Газета должна распространяться на территории Челябинской области и содержать информацию, в том числе о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В пункте 1.4 проекта контракта указано, что место оказания услуг - Российская Федерация, Челябинская область, город Челябинск.
Исходя и данных положений технического задания и проекта контракта следует, что газета должна распространяться на территории Челябинской области и в г. Челябинске, что не соответствует положениям пунктов 2.14.8, 2.14.9 технического задания, в которых территория распространения печатного издания ограничена г. Челябинском, что свидетельствует о наличии противоречий в условиях исполнения обязательств по территории распространения печатного издания в нарушение части 2 статьи 33, пунктов 1,5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в пункте 2.2 технического задания предусмотрено, что газета должна содержать информацию, в том числе о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, вместе с тем, направленность указанной информации, объем информационного материала в техническом задании не указан, что не раскрывает требования к порядку оказания услуг в части изготовления и распространения информацию о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в нарушение части 2 статьи 33, пунктов 1,5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
При этом, Комиссия критически относится к необходимости наличия в газете информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так как потребность заказчика выражена в освещении деятельности Администрации г. Челябинска, тогда как само по себе наличие в газете информации о деятельность органов государственной власти субъектов не позволяет сделать вывод о целесообразности и необходимости указанной информации для заказчика.
Следует отметить, что отсутствие требований к информационному материалу, освещающему деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации может привести к наличию разногласий сторон при исполнении контракта и, как следствие, к негативным последствиям по одностороннему отказу сторон от исполнения контракта.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
2. Правоотношения, связанные с оказанием услуг по освещению деятельности и публикации информации в отношении органов местного самоуправления в печатном средстве массовой информации, относятся к сфере регулирования Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ).
В абзаце 3 статьи 2 Закона о СМИ указан, что под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).
При этом, абзацем 7 статьи 2 Закона о СМИ распространением продукции средства массовой информации являются в том числе продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, предоставление доступа к сетевому изданию
Таким образом, законодательство о СМИ предусматривает различные формы периодического распространения массовой информации, а также способы распространения продукции средства массовой информации.
При осуществлении закупки именно заказчик определяет условия оказания услуг по порядку распространения официальной информации о деятельности органов местного самоуправления, в связи с чем формы периодического распространения массовой информации, а также способы распространения продукции средств массовой информации определяются заказчиком при формировании описания объекта закупки.
В пункте 2.14.9 технического задания указано, что формы распространения печатного издания - подписка, розничная торговая сеть, доступная во всех районах города, предоставление доступа к сетевому изданию.
Таким образом, в техническом задании заказчик указал как форму периодического распространения массовой информации - печатное издание, а также способы распространения печатного издания: подписка, продажа, предоставление доступа к сетевому изданию, что раскрывает порядок оказания услуг по освещению деятельности Администрации г. Челябинска и не противоречит положениям законодательства о контрактной системе.
Вместе с тем, заявителем не представлены документы и сведения, из которых следует, что распространение печатного издания через подписку и продажу приведет к ограничению количества участников закупки, в связи с чем доводы жалобы являются недоказанными.
На основании изложенного, Комиссия антимонопольного органа не усматривает в действиях заказчика нарушения законодательства о контрактной системе в части описания объекта закупки путем указания конкретных способов распространения печатного издания.
Дополнительно сообщаем, что ИП Одинцов А.Ю. вправе обратиться с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции. При этом согласно части 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции к заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.
3. В ходе рассмотрения жалобы установлено, что наименование предмета закупки обозначено как оказание услуг по изготовлению и размещению информационных материалов о деятельности Администрации г. Челябинска в периодическом печатном издании, вместе с тем из содержания технического задания однозначно следует, что информация, размещенная в периодическом печатном издании, должна дублироваться на сайте в сети Интернет, являющемся доменом интернет-сайта газеты. Данный сайт в сети Интернет должен быть зарегистрирован как средство массовой информации (сетевое издание) (пункты 2.1, 2.11, 2.14.9, 2.15 технического задания).
Пунктом 1.2 проекта контракта предусмотрено, что по настоящему контракту исполнитель обязуется оказать услуги по изготовлению и размещению информационных материалов о деятельности Администрации г. Челябинска в периодическом печатном издании, в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к настоящему Контракту) и спецификации (приложение N 2 к настоящему Контракту), являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта, а заказчик обязуется принять и оплатить результаты оказанной услуги в порядке и сроки, установленные настоящим контрактом.\
С учетом изложенного, несмотря на наличие разночтений в наименовании и содержании объекта закупки, из условий закупки, в том числе предмета контракта, однозначно следует, что в обязанности исполнителя входит размещение информационных материалов о деятельности Администрации г. Челябинска в печатном и сетевом издании, в связи с чем условия закупки позволяют сделать вывод о потребности заказчика.
Следует отметить, что оценка правомерности указания в извещении о закупке кода ОКПД2 58.13.10.000 "газеты печатные" не входит в полномочия антимонопольного органа, при этом выбор того или иного кода не влияет на определение требований заказчика к услугам, являющимся предметом закупки.
Постановлением Правительства РФ от 07.06.2019 N 733 утверждены Правила разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил перечень общероссийских классификаторов, федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций, ответственных за их формирование, утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом Минфина России от 12.07.2021 N 98н утвержден перечень общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их формирование (далее - Перечень).
Согласно Перечню ответственным за формирование общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) является Минэкономразвития России совместно с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
С учетом изложенного, определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации относится к компетенции Минэкономразвития России.
На основании изложенного, доводы жалобы в указанной части являются необоснованными.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ИП Одинцова А.Ю. на действия заказчика обоснованными в части описания объекта закупки по территории распространения печатного издания и требований о наличии информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения части 2 статьи 33, пунктов 1,5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 июня 2024 г. N 074/06/106-1246/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.06.2024