Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе: Председателя Ливончик В.А. заместителя руководителя управления - Комиссии: начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Члены комиссии: Черенковой Е.Б. главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Гареевой Д.Ф. главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, рассмотрев обращение Управления по капитальному строительству Администрации города Троицка о включении сведений о МУП "Троицкий Банно-прачечный комбинат", о его директоре, учредителе (участнике) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по содержанию скверов и площадей на территории города Троицка (извещение N 0169300008224000256) (далее - аукцион, закупка), при участии посредством видео-конференц-связи представителя Управления по капитальному строительству Администрации города Троицка (далее - заказчик) 2 Барсовой Н.В., действующей на основании доверенностей от 07.06.2024 N 11, в отсутствие представителей МУП "Троицкий Банно-прачечный комбинат" (участник, победитель закупки), уведомленного надлежащим образом о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично путем размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, антимонопольный орган) 03.06.2024 поступило обращение заказчика о включении сведений о МУП "Троицкий Банно-прачечный комбинат", о его директоре, учредителе (участнике) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно представленным документам 15.05.2024 объявлено о проведении электронного аукциона путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона N 0169300008224000256.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 500 000,00 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.05.2024 NИЭА1 контракт заключается с МУП "Троицкий Банно- прачечный комбинат". Проект контракта направлен участнику закупки на подпись посредством единой информационной системы 24.05.2024.
Регламентированный срок подписания проекта контракта со стороны участника закупки - 31.05.2024.
Как следует из протокола признания участника уклонившимся от заключения контракта, размещенного в единой информационной системе 03.06.2024, участник закупки на стадии заключения контракта не выполнил требования части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе. МУП "Троицкий Банно-прачечный комбинат" явку представителей не обеспечило, документы и сведения в качестве подтверждения своей добросовестности не представило. Комиссией антимонопольного органа в заседании (10.06.2024 10:00) объявлен перерыв на 10.06.2024 17:00 с целью обеспечения реализации МУП "Троицкий Банно- прачечный комбинат" права на участие в рассмотрении обращения, предприятие дополнительно уведомлено определением от 10.06.2024 N ВЛ/8282/24, однако и после перерыва представители МУП "Троицкий Банно-прачечный комбинат" не приняли участие в заседании Комиссии. Необходимо отметить, что в силу подпункта "д" пункта 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, не позднее трех часов с момента размещения информации о проведении внеплановой проверки в реестре внеплановых проверок в единой информационной системе в сфере закупок заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Закона о контрактной системе. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, 3 исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил. Информация о внеплановой проверке N 202400146956001064 по закупке N 0169300008224000256 размещена Челябинским УФАС России в реестре внеплановых проверок 04.06.2024 17:12 (МСК).
Изучив представленные документы, заслушав пояснения, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам, Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом о контрактной системе, обязаны подписать контракт в порядке, установленном статьей 51 Закона о контрактной системе. Частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о контрактной системе определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в 4 соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчик, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона, проекте контракта должен установить требование обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. По своей правовой природе обеспечение исполнения контракта представляет собой обеспечительный платеж, которым покрываются обязательства участника закупки, возникающие у него в ходе исполнения контракта, в том числе обязанность возместить убытки или уплатить неустойку в случае нарушения контракта. Как следует из части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта. Следовательно, участник закупки на стадии подписания проекта контракта должен разместить на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. Как следует из пояснений представителя заказчика, проект контракта размещен в единой информационной системе - 24.05.2024.
Регламентированный срок подписания проекта контракта - 31.05.2024.
Вместе с тем, МУП "Троицкий Банно-прачечный комбинат" в срок, предусмотренный Законом о контрактной системе, не разместило на электронной площадке подписанный со своей стороны проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, соответствующий требованиям законодательства о контрактной системе.
Таким образом, участник закупки при заключении контракта не исполнил требования, предусмотренные частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, согласно которой победитель аукциона в течение пяти рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта обязан разместить на электронной площадке подписанный проект контракта и предоставить обеспечение исполнения контракта. 5 Факт уклонения участника закупки от заключения контракта зафиксирован оператором электронной площадки 01.06.2024 00:02:54, а в последующем заказчиком в протоколе признания участника уклонившимся от заключения контракта от 03.06.2024.
Согласно пункту 14 Постановлению Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика. На заседании Комиссии антимонопольного органа не выявлено нарушений законодательства о контрактной системе в действиях заказчика при определении МУП "Троицкий Банно-прачечный комбинат" лицом, с которым заключается контракт, а также при направлении ему проекта контракта, при признании его уклонившимся от заключения контракта. В распоряжение Комиссии Челябинского УФАС России не представлено документов и сведений, которые подтверждали бы совершение победителем закупки до признания его уклонившимся от заключения контракта действий, свидетельствующих об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта. Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов включается в реестр 6 недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях. Пункт 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) устанавливает, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" для признания обстоятельства непреодолимой силой (в силу п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации) необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. В материалы дела антимонопольному органу не представлено доказательств, подтверждающих, что незаключение контракта связано с обстоятельствами непреодолимой силы, то есть чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях обстоятельствами, с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части 7 первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение. Необходимо отметить, что недобросовестность юридического лица должна определяться не его виной, то есть субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота. Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта. Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, любое лицо несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с ним как с лицом, признанным победителем закупки. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, то от участников, заявляющихся на подобные аукционы, требуется большая степень ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта. Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки, принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств. Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках. Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов. Учитывая изложенное, а также обстоятельства, установленные на заседании Комиссии, сведения о МУП "Троицкий Банно-прачечный комбинат", о его директоре, учредителе (участнике) подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, 8
РЕШИЛА:
1. Включить сведения, представленные Управлением по капитальному строительству Администрации города Троицка в отношении МУП "Троицкий Банно-прачечный комбинат" (1457100, Челябинская область, г. Троицк, ул. Сибирская, д. 8б, ИНН/КПП 7418003803/742401001), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 закона о контрактной системе.
2. Включить сведения, представленные Управлением по капитальному строительству Администрации города Троицка в отношении директора МУП "Троицкий Банно- прачечный комбинат" Спиридонова Валерия Александровича (ИНН 741805740815), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
3. Включить сведения, представленные Управлением по капитальному строительству Администрации города Троицка в отношении учредителя МУП "Троицкий Банно- прачечный комбинат" структурного подразделения Администрации г. Троицка Комитета по управлению муниципальным имуществом, земельным ресурсам и землеустройству Администрации г. Троицка (ИНН 7418002969), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии В.А. Ливончик Члены комиссии: Е.Б. Черенкова Д.Ф. Гареева Исп.Гареева Д.Ф. тел.8(351) 264-50-43
2024-9565
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 июня 2024 г. N 074/10/104-1221/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2024