рассмотрев по видеоконференции жалобу заявителя ООО "НТ-КОНСАЛТ" (вх. N5730/ж от 30.05.2024 г.) (в ЕИС 29.05.2024) на действия заказчика при проведении закупки по извещению N 0311100009824000019 на предмет: Программно-аппаратный комплекс прецизионной сепарации биополимеров,
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении электронного аукциона в электронной форме N 0311100009824000019 размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 22.05.2024 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 13 820 016,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, заказчиком при проведении закупки нарушены требования действующего законодательства о контрактной системе.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.
1. Относительно довода жалобы об отсутствии обоснования установленных характеристик.
В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
-описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Пунктом 7 Правил установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно информации, размещенной на сайте ЕИС, заказчиком применен код ОКП2 - 26.51.53.190 (Приборы и аппаратура для физического или химического анализа), код КТРУ не применен в виду отсутствия соответствующего наименования и описания объекта закупки, согласно пояснениям заказчика и размещенного на сайте ЕИС Обоснования невозможности применения кода КТРУ.
Таким образом, Заказчиком описание объекта закупки осуществлялось в соответствии с общими положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку заказчик применил к описанию объекта закупки код ОКПД2 - 26.51.53.190 (Приборы и аппаратура для физического или химического анализа), при этом согласно доводу жалобы заявителя, заказчиком не приведено обоснование установления характеристик закупаемого товара.
Согласно пояснениям представителя заказчика, установленные заказчиком характеристики поставляемого товара обусловлены реальными потребностями заказчика с учетом специфики его деятельности.
При этом, обоснование необходимости использования установленных заказчиком характеристик, в Извещении не содержится, что нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 7 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В ходе заседания Комиссии, установлено также, что заказчиком в описании объекта закупки установлены следующие характеристики:
Максимальное рабочее давление |
|
psi |
Единица измерения psi
Максимальное рабочее давление |
|
psi |
Единица измерения psi
Дрейф |
|
uRIU/h |
Единица измерения uRIU/h
Шум (для цифрового сигнала) |
|
|
nRIU |
Единица измерения uRIU/h
Минимальное значение |
|
RIU |
Максимальное значение |
|
RIU |
Единицs измерения RIU
Материал плунжера насоса |
сапфир |
|
Комиссия, проанализировав указанные характеристики, пришла к следующему.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.10.2009 N 879 (ред. от 09.03.2022) "Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации" утверждены основные единицы международной системы единиц (СИ).
Так, согласно п. 4 раздела 2 Постановления Правительства РФ от 31.10.2009 N 879, в Российской Федерации допускаются к применению основные единицы СИ, производные единицы СИ и отдельные внесистемные единицы величин.
Однако, установленные заказчиком единицы измерения: psi, uRIU/h, RIU не содержаться в перечне, утвержденном Постановлением N879.
Таким образом, установленные заказчиком характеристики к товару могли ввести участников закупки в заблуждение, привести к ограничению конкуренции.
При этом, согласно п. 2.5, 2.6, 2.8 описания объекта закупки, заказчиком установлено, что оборудование должно соответствовать действующим стандартам и нормам по пожарной, санитарной и электрической безопасности, а также электромагнитной совместимости, в соответствии с номенклатурой продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация с документальным подтверждением.
Все входные и выходные разъемы, а также уровни сигналов на входе и выходе оборудования, должны соответствовать стандартам Российской Федерации.
Оборудование должно поставляться в упаковке, соответствующей стандартам, ТУ, обязательным правилам и требованиям для тары и упаковки. Упаковка должна обеспечивать полную сохранность оборудования на весь срок его транспортировки с учетом перегрузок и длительного хранения.
Однако установлено, что документом, применяемым в национальной системе стандартизации и распространяющимся на аналитические жидкостные лабораторные хроматографы (далее - хроматографы) и устанавливающим методику их первичной и периодической поверок, является "ГОСТ Р 8.772-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Государственная система обеспечения единства измерений. Хроматографы аналитические жидкостные лабораторные. Методика поверки".
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О стандартизации в Российской Федерации", ТУ не является документом по стандартизации.
Вместе с тем, заказчиком в извещении и описании объекта закупки не содержится информация о конкретных наименованиях стандартов, которым должен соответствовать поставляемый товар и обоснования их неприменения, что нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Довод заявителя признан обоснованным.
2. Относительно довода заявителя о том, что под указанные характеристики подходит товар одного производителя.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Статьей 8 Закона о контактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно представленным доводам заявителя, по совокупности всех характеристик, согласно указанных в Описании объекта закупки для поставки, подходит только один товар - Хроматограф жидкостный EX1800 производства фирмы Shanghai Wufeng Scientific Instruments Co., Ltd, иные производители товаров, соответствующие всей совокупности требований, установленных извещением, отсутствуют. Такие условия закупки ограничивают количество участников аукциона.
В соответствии с представленными пояснениями заказчика, все указанные требования и показатели к закупаемому оборудованию имеют обоснование. Совокупность характеристик, указанных в извещении о закупке, обусловлена спецификой применения товара, и составлена таким образом, чтобы товар, который будет поставлен, полностью соответствовал текущим потребностями заказчика.
При этом, Заказчик представил сравнительную таблицу и брошюры производителей с указанием на то, что описанию объекта закупки соответствуют три вида товара:
1. Vanquish Core HPLC Systems, Thermo Fisher Scientific Ine
2. Wufeng EX1800, Shanghai Wufeng Scientific Instruments Co.Ltd.Китай.
3. Helicon EX1800, Shanghai Wufeng Scientific Instruments Co.Ltd.Китай.
Товар с предложенными заказчиком характеристиками может быть поставлен неопределённым количеством поставщиков, при том, что предметом закупки является поставка товара, а не изготовление и заявитель имеет возможность в качестве поставщика закупить и поставить товар, при этом он не ограничен в выборе контрагентов, у которых он может приобретать необходимый товар.
Комиссия, изучив указанные характеристики товара и представленные материалы заказчика, пришла к следующему.
Правила описания объекта закупки определены статьей 33 Закона о контрактной системе. Частью 2 указанной статьи установлено, что извещение о закупке должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работа, услугам, чтобы с одной стороны повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствует их потребности, а с другой стороны необоснованно не ограничить количество участников.
Исполнением требований статьи 33 Закона о контрактной системе должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в извещении.
Так, установлено, что совокупности установленных технических характеристик соответствуют товары производителей Vanquish Core HPLC Systems, Thermo Fisher Scientific Ine, Wufeng EX1800, Shanghai Wufeng Scientific Instruments Co.Ltd.Китай, Helicon EX1800, Shanghai Wufeng Scientific Instruments Co.Ltd.Китай.
Таким образом, заказчик, установив требования к характеристикам товара, которые соответствуют более двум производителям, не ограничил доступ для участия в закупке лицам, желающим поставить товар иного производителя.
Довод заявителя признан необоснованным.
3. Относительно довода заявителя о том, что установленные заказчиком требования ограничивают возможности предложить участнику закупки улучшенные значения.
Согласно доводу жалобы заявителя, заказчиком в описании объекта закупки установлен показатель, который является неизменяемым, тем самым невозможно предложить участнику закупки улучшенные значения.
Вместимость колонок длиной не более 25 см |
|
4 |
Шт. |
При этом, заявитель считает, что на рынке представлены хроматографы, имеющие внутреннюю компоновку, которая позволяет увеличить эффективный внутренний объем для размещения колонок длиной более 25 см.
Согласно представленным пояснениям заказчика, установление данного требования к закупаемому оборудованию, имело цель удовлетворить потребность заказчика с учетом специфики деятельности.
Вместе с тем, как ранее было установлено, указанной совокупности характеристик соответствует товар более двух производителей (Vanquish Core HPLC Systems, Thermo Fisher Scientific Ine, Wufeng EX1800, Shanghai Wufeng Scientific Instruments Co.Ltd.Китай, Helicon EX1800, Shanghai Wufeng Scientific Instruments Co.Ltd.Китай).
Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС пришла к выводу о том, что Заказчик при описании объекта закупки вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя характеристики закупаемого оборудования, которые будут иметь существенное значение для последующего использования оборудования в специфике его деятельности.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Относительно довода заявителя о том, что наименование объекта закупки искажено.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно извещению, предметом закупки является - Программно-аппаратный комплекс прецизионной сепарации биополимеров.
В п. 2.1 описания объекта закупки установлено требование: Оборудование должно сопровождаться документом, подтверждающим его соответствие установленным правовыми актами Российской Федерации метрологическим и техническим требованиям (характеристикам).
При этом, в ходе заседания Комиссии установлено, что метрологические характеристики подтверждаются описанием типа средства измерения, размещаемые в открытом доступе на ресурсе Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
В указанном реестре средств измерений, метрологические характеристики в отношении объекта закупки - Программно-аппаратный комплекс прецизионной сепарации биополимеров, не содержатся.
При этом, заказчику к поставке необходим хроматограф жидкостный, метрологические и технические требования в отношении которого содержатся в "ГОСТ Р 8.772-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Государственная система обеспечения единства измерений. Хроматографы аналитические жидкостные лабораторные. Методика поверки" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 13.12.2011 N 1105-ст) (https://fgis.gost.ru/fundmetrology/registry/3).
Вместе с тем, согласно пояснениям Заказчика, у заказчика имелась цель расширить потенциальный круг поставляемых товаров, тем самым, назвав объект закупки, программно-аппаратным комплексом.
При этом, на заседании Комиссии заказчиком не были даны пояснения и представлены доказательства того, что указанному объекту закупки соответствуют иные товары помимо хроматографа жидкостного.
Таким образом, указание наименования заказчиком объекта закупки Программно-аппаратный комплекс прецизионной сепарации биополимеров могло ввести в заблуждение потенциальных участников закупки и тем самым, ограничить конкуренцию.
Довод заявителя признан обоснованным, заказчиком нарушены требования ст. 6,8, п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении нарушений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу заявителя ООО "НТ-КОНСАЛТ" (вх. N5730/ж от 30.05.2024 г.) (в ЕИС 29.05.2024) на действия заказчика ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "КАЗАНСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК" при проведении закупки по извещению N 0311100009824000019 на предмет: Программно-аппаратный комплекс прецизионной сепарации биополимеров, частично обоснованной по 1, 4 доводам.
2. Признать заказчика ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "КАЗАНСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК" нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 33, статей 6, 8, п. 5 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 7 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
А.А. Яфизов |
Члены Комиссии: |
Г.Р. Курмаева
Л.А. Акперова |
|
|
Исп.: Курмаева Г.Р.8(843)293-10-89
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 5 июня 2024 г. N 016/06/33-757/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2024