Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Биомедикалфарм" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - ГБУЗ "Тимашевская ЦРБ" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка специализированных пищевых продуктов для диетического лечебного и диетического профилактического питания" (извещение N 0318300034424000136) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует описание объекта закупки.
Заказчиком представлены письменные пояснения. С доводами жалобы не согласен.
Заказчиком - ГБУЗ "Тимашевская ЦРБ" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Поставка специализированных пищевых продуктов для диетического лечебного и диетического профилактического питания" (извещение N 0318300034424000136).
Начальная (максимальная) цена контракта - 499 000,00 руб.
В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе гласит, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в "Описание объекта закупки" установлены следующие характеристики:
N п/п |
Наименование товара, работы, услуги |
КТРУ/ОКПД2 |
N п/п |
Характеристики товара, работы, услуги |
Единица измерения |
Обоснование включение дополнительной информации и сведений о товаре, работе, услуге |
|||
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
Инструкция по заполнению характеристик в заявке |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
10 |
11 |
1 |
Смесь сухая белковая композитная |
10.86.10.910-00000002 |
1 |
Агломерированная форма |
Да |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
кг |
КТРУ |
2 |
Вид применяемого сырья |
Белок молока |
|||||||
3 |
Наличие обогащающих компонентов |
Да |
|||||||
Дополнительные характеристики |
|
||||||||
1 |
Пищевая и энергетическая ценность в 100 г сухой смеси: |
|
|
|
|
||||
1.1 |
Белки |
40,0 |
г |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
ГОСТ 33933-2016 таблица В.2 |
||||
1.2 |
Жиры |
20,0 |
г |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
ГОСТ 33933-2016 таблица В.2 |
||||
1.3 |
Углеводы |
30,0 |
г |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
ГОСТ 33933-2016 таблица В.2 |
||||
1.4 |
Пищевые волокна |
4 |
г |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
ГОСТ 33933-2016 таблица В.2 |
||||
1.5 |
Марганец, мг. |
|
мг |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
ГОСТ 33933-2016 таблица В.3 |
||||
1.6 |
Молибден |
|
мкг |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
ГОСТ 33933-2016 таблица В.3 |
||||
1.7 |
Энергетическая ценность |
452,0 |
Ккал |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
ГОСТ 33933-2016 таблица В.2 |
||||
1.8 |
Пробиотик |
Наличие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|
ГОСТ 33933-2016 п. 3.1 и 4.2 |
|||
2 |
Область применения |
Предназначена для диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых и детей старше трех лет в качестве компонента для приготовления готовых блюд. |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|
||||
3 |
Упаковка, герметичная, массой нетто |
|
кг |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
|
ГОСТ 33933-2016 п. 5.4 |
|||
4 |
Остаточный срок годности на момент поставки |
|
месяц |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|
Для обеспечения качества Товара в период его использования по назначению |
Обязательное предоставление в составе заявки копии свидетельства о государственной регистрации на предложенную участником смесь белковую композитную сухую.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 утверждены Правила формирования и ведения в Единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 2 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, каталог используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в: извещении об осуществлении закупки,
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В соответствии с п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных; нужд, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "6-м - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- ПП 145), с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Как установлено, в извещении о проведении рассматриваемого электронного аукциона заказчиком в качестве кода каталога товара, работы, услуги указан код товара согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 10.86.10.910 - продукция пищевая диетического и диабетического питания. КТРУ-10.86.10.910-00000002 смесь сухая белковая композитная.
Согласно п. 5 Правил N 145 заказчик вправе указать дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в т.ч. функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, которые не предусмотрены в каталожной позиции, в соответствии с положениями ст. 33 Закона N 44- ФЗ. В этом случае заказчик обязан включить в описание объекта закупки обоснование необходимости использования такой информации. В описании объекта закупки включено обоснование необходимости использования дополнительных характеристик товара.
Заказчик закупает смесь белковую композитную сухую для ее использования в лечебном питании пациентов, находящихся на стационарном лечении. Статьей 39 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что лечебное питание обеспечивает удовлетворение
физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с; учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний и выполняющее профилактические и лечебные задачи, является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке; специализированными продуктами лечебного питания являются пищевые продукты с установленным химическим составом, энергетической ценностью и физическими свойствами, доказанным лечебным эффектом, которые оказывают специфическое влияние на восстановление нарушенных или утраченных в результате заболевания функций организма, профилактику этих нарушений, а также на повышение адаптивных возможностей организма; нормы лечебного питания утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Производство смесей белковых композитных регламентировано международным стандартом "Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия" ГОСТ 33933-2016, утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 сентября 2016 г. N 1299-ст, (далее - ГОСТ 33933-2016).
Согласно пункту 3.1 ГОСТ 33933-2016 "Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия", (в дальнейшем - ГОСТ 33933-2016) смеси белковые композитные сухие состоят из белков молока, или изолята соевого белка, или смеси белков молока и изолята соевого белка с добавлением одного шш нескольких ингредиентов, |в том числе мальтодекстрина, лецитина, полиненасыщенных жирных кислот, среднецепочечных триглицеридов, пищевых волокон, витаминов, минеральных веществ, ароматизаторов, пробиотиков и пребиотиков и представляющие собой порошкообразныесмеси, состоящие из единичных и/или агломерированных частиц.
В таб. 2 п 5.1.3 ГОСТ 33933-2016 установлено содержание минеральных веществ в суточной порции смеси белковой композитной сухой, обогащенной минеральными веществами, пребиотиками составляет от 15,0 до 50,0 включ. % от нормы физиологической потребности в конкретном компоненте.
В Таблице В.3 ГОСТ 33933-2016 перечислены минералы, которые могут содержаться в смеси белковой композитной сухой, и их количество в 20 г смеси белковой композитной сухой, в число таких минералов входит марганец в количестве от 0,3 до 1,0 мг включ. в 20 г (от 1,5 до 5 мг включ. на 100 г), молибден в количестве от 10,0 до 35,0 мкг включ. в 20 г (от 50,0 до 175,0 мкг включ. на 100 г).
В своих пояснениях Заказчик указывает, что установленные в описании объекта закупки требования к содержанию в смеси белковой композитной сухой марганца в количестве от 0,3 до 1,0 мг включ. в 20 г (от 1,5 до 5,0 мг включ. на 100 г), молибдена в количестве от 10,0 до 35,0 мкг включ. в 20 г (от 50,0 до 175,0 мкг включ. на 100 г) и пробиотиком соответствует требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которой Заказчик устанавливает требования к объекту закупки в соответствии со своими потребностями и не должен обосновывать требования к характеристикам товара, если они соответствуют документам, применяемым в национальной системе стандартизации, данным документом является ГОСТ 33933-2016.
Включение в питание пациентов смеси белковой композитной сухой с содержанием пробиотика обусловлено следующим: пробиотик - это функциональный пищевой ингредиент в виде полезных для человека непатогенных и нетоксикогенных живых микроорганизмов, обеспечивающий при систематическом употреблении в пищу в виде препаратов или в составе пищевых продуктов благоприятное воздействие на организм человека в результате нормализации состава и (или) повышения биологической активности нормальной микрофлоры кишечника (ГОСТ Р 52349-2005 "Продукты пищевые. Продукты пищевые функциональные. Термины и определения"). Термин "пробиотик" может быть применено только к тем продуктам, в отношении которых проведены исследования, подтвердившие безопасность и натичие пробиотических свойств, присутствующих в нем микроорганизмов. 1акой микроорганизм должен быть зарегистрирован именно как пробиотический, и его образец должен храниться в одной из международной коллекций. При этом, традиционные ферментированные пищевые пррдукты, например, кисломолочные, содержащие живые заквасочные микроорганизмы (культуры), пробиотиками не являются.
Заказчик пояснил, что на сегодняшний день опубликованы результаты многих мета-анализов и систематических обзоров, доказывающих эффективность пробиотиков с позиций доказательной медицины для профилактики нарушений обмена веществ, работы иммунной системы, заболеваний желудочно-кишечного тракта, дыхательной системы и др.
Пробиотик оказывает благотворное воздействие на микробиоту, поддерживая ее равновесие и способствуя восстановлению во время и после дисбиоза, а также профилактируя нарушения микробной экосистемы человека. Пробиотик действует на следующих физиологических уровнях:
- организм в целом: модулирование иммунной системы, противовоспалительное и трофическое действие на ткани, стимуляция выделения ферментов и/или усиление барьерного эффекта против патогенов;
- патогены: высвобождения антимикробных факторов, действующих на грибы, бактерии или вирусы;
- токсины: нейтрализация патогенных токсинов.
Международный консенсус подтверждает, что пробиотики обеспечивают такие преимущества для здоровья, как нормализация измененной микробиоты кишечника, регулирование кишечного транзита, конкурентное исключение патогенов и производство короткоцепочечных жирных кислот. Пробиотики модулируют местный и системный иммунный ответ слизистой оболочки, взаимодействуя с эпителиальными клетками слизистой оболочки и резидентными клетками врожденного и адаптивного иммунитета. Эти механизмы формируют естественные взаимодействия микробиоты с хозяином и включают индукцию и/или ингибирование цитокинов, хемокинов и антимикробных пептидов, набор или активацию популяций клеток в слизистой оболочке кишечника, стимуляцию IgA-реакции слизистой оболочки и улучшение барьерных и эпителиальных функций восстановления.
Пробиотики, опосредовано через улучшение состояния микробиоты, повышают уровень IL-10, индуцируют CD4+ Foxp3+ Treg-клетки, ингибируя продукцию провоспалительных цитокинов и способствуя поляризации Т-клетрк в сторону фенотипа ТЫ. В частности, лактобациллы защищают организм хозяина от инфекций дыхательных путей за счет взаимодействия с GALT (которые присутствуют в Пейеровых бляшках), вызывая непрямую стимуляцию респираторных иммунных клеток. Защитный эффект пробиотиков также связан с активацией NK-клеток и/или макрофагов на альвеолярном уровне.
Многие исследования показали, что популяции колонизирующих микробов у здоровых индивидуумов и людей пожилого и старческого возраста, большинство которых имеет различные хронические заболевания, значительно различаются как по размеру, так и по составу. Доказано существование двухсторонних системных связей "кишечник-легкие", "кишечник-мозг", "кишечник-кожа", благодаря которым состояние микробиоты отражается на функционировании эщх и других систем и органов. Поддержание высокого разнообразия собственной микробиоты человека с помощью пробиотиков - один из современных способов профилактики.
Пробиотические микроорганизмы оказывают положительное влияние на микробиоту кишечника, опосредовано обеспечивая следующие эффекты:
- формирование колонизационной резистентности благодаря предотвращению заселения ЖКТ патогенными микробами, что особенно, когда собственная резистентность с возрастом ослабевает и растет вероятность развития патогенной микрофлоры;
- осуществление эндогенного синтеза denovo витаминов группы В, витамина К, биологически активных и гормоноподобных веществ, регуляторновоздействующих на внутренние органы и центральную нервную систему, обеспечение функционирования которых критично для лиц пожилого и особенно старческого возраста, а нехватка этих витаминов и биологически активных веществ может приводить к развитшо у пожилых тяжелых необратимых патологий;
- в качестве антигенного фактора способствование формированию местного мукозалрного и системного иммунитета, иммунологической толерантности к пищевым ан тигенам, что снижает риск развития аллергических реакций, нередко появляющихся у пожилых;
- уменьшение выраженности симптомов непереносимости лактозы, которая в подавляющем большинстве случаев развивается у пожилых и сопровождается серьезными нарушениями работы желудочно-кишечного тракта (диареями, рвотами, вздутиями);
- регуляция обмена холестерина в процессе энтерогепатической циркуляции, метаболизма оксалатов, всасывания кальция и других ионов - тех процессов, которые имеют большое значение у пожилых для профилактики гипертензии, атеросклероза кровеносных сосудов, остеопороза.
Для укрепления здоровья и профилактики заболеваний у лиц пожилого и старческого возраста также важное значение имеют следующие эффекты пробиотиков:
- защита слизистой кишечника и других органов от воздействия повреждающих факторов путем утилизации и метаболизации токсинов, ксенобиотиков, проканцерогенов;
- антиоксидантное действие;
- регуляция моторики кишечника;
- повьппение резистентности к респираторным заболеваниям и укорочение времени их течения;
- утилизация не абсорбированных в тонкой кишке питательных субстратов, регуляция расхода и запасания энергии.
Подавляющее большинство клинических исследований, посвященных изучению безопасности пробиотиков, свидетельствует об отсутствии побочных эффектов от их применения. Применение пробиотиков практически не ассоциировано с развитием побочных эффектов. Возникающие с возрастом нарушения работы кишечника, проявляющиеся в возникновении диареи, запоров, вздутий, нередко сопровождающихся метеоризмом, чаще всего связаны с нарушением функционирования микробиоты. Применение пробиотиков в лечебных и профилактических целях одновременно с полноценными пищевыми белками, обеспечивающими процессы, происходящие в определенных отделах ЖКТ, пулом незаменимых аминокислот в необходимом количестве и соотношении, дает существенно более высокие результаты по сравнению с использованием пробиотических микроорганизмов без соответствующего нутритивного сопровождения. Кроме того, пробиотики, восстанавливая и укрепляя собственную микробиоту хозяина, улучшают всасывание слизистой кишечника кальция, калия, магния и других ионов.
Закупаемая товарная позиция выделена Заказчиком в отдельный лот, что позволяет Заказчику устанавливать в техническом задании значимые требования к характеристикам товара даже с учетом наличия на рынке только одною производителя, осуществляющего производство подходящих под совокупность требований извещения, изделий.
Поставщиком может выступить любое лицо, отвечающее требованиям закупки и действующего законодательства, готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям документации и удовлетворяющую потребности Заказчика. Заказчик не обязан и не имеет возможности при описании объекта закупки установить требования к функциональным и техническим характеристикам товара, которые бы удовлетворили абсолютно всех участников рынка.
Заявителем не представлены документальные доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при наличии вышеуказанных требований к предмету закупки, а так же доказательств того, что содержащиеся в составе извещения требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими и являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким- либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки размещения закупки.
Таким образом, установив вышеуказанные требования, Заказчик фактически обозначил конкретно потребность к предмету закупки, потребность в которых обусловлена спецификой его деятельности, следовательно, положения извещения об электронном аукционе не противоречат Закону о контрактной системе.
Ссылки Заявителя на решения Ставропольского УФАС России, Приморского УФАС России неприменимы, поскольку в данных решениях указаны иные доводы жалобы.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Биомедикалфарм" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300034424000136).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 11 июня 2024 г. N 571/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.06.2024