рассмотрев жалобу ООО "ПолиМедСервис" (далее - Заявитель) на действия ОСФР по Краснодарскому краю при проведении электронного аукциона: "Поставка аппаратов слуховых заушных воздушной проводимости, аппаратов слуховых внутриушных воздушной проводимости" (извещение N 0218100003224000164) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что положения извещения составлены с нарушениями Закона о контрактной системе, а именно:
- по поз.3 "Аппарат слуховой заушный воздушной проводимости" (мощный) и поз.4 "Аппарат слуховой заушный воздушной проводимости" (сверхмощный) "Описание объекта закупки" содержит требование к цифровым слуховым аппаратам, которое отсутствует в национальных стандартах, а именно: "_контакты аудиовхода находятся в корпусе аппарата (позволяет подключаться к различным устройствам для комфортного прослушивания (определение термина дано в ГОСТ Р 51024-2012 п. 3.61 (синоним термина "электрический вход")_";
- Заказчиком не применена при размещении извещения типовая форма государственного контракта.
Представителями Заказчика представлены письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой не согласились.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
24.05.2024 г. Заказчиком - ОСФР по Краснодарскому краю размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Поставка аппаратов слуховых заушных воздушной проводимости, аппаратов слуховых внутриушных воздушной проводимости" (извещение N 0218100003224000164).
Начальная (максимальная) цена контракта - 16 500 000,00 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 1), п. 3) п. 5), ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
5) проект контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Общие требования (качественные и технические характеристики слуховых аппаратов, максимальный ВУЗД, максимальное усиление, диапазон частот, регулировки ТНЧ, АРУ, ТВЧ и иные требования) к слуховым аппаратам, реализуемым на территории Российской Федерации, устанавливаются в соответствии с требованиями ТР ТС 004/2011 "Технический регламент Таможенного Союза. О безопасности низковольтного оборудования", ГОСТ Р 51632-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие технические требования и методы испытаний", ГОСТ Р 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний", ГОСТ Р 50444-2020 (разделы 6,7) "Национальный стандарт Российской Федерации. Приборы, аппараты и оборудование медицинские", ГОСТ Р МЭК 60118-14-2003 "Аппараты слуховые программируемые".
Извещение содержит файл "Приложение N1. Описание объекта закупки.docx", где Заказчиком установлены требования, предъявляемые к качественным и функциональным характеристикам, потребительским свойствам слуховых аппаратов.
Например, Заказчиком установлено:
Nп/п |
Код позиции |
Наименование товара, работ, услуг |
Характеристики товара, работы, услуги |
||||||||||||||||||||||
3. |
26.60.14.120-00000004 |
Аппарат слуховой заушный воздушной проводимости |
|
||||||||||||||||||||||
4. |
26.60.14.120-00000004 |
Аппарат слуховой заушный воздушной проводимости |
|
Согласно Письма Министерства экономического развития РФ от 07.11.2016 г. N ОГ-Д28-12643 Заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара (материалам), которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики закупки, поскольку в силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. В целях эффективного использования бюджетных средств при проведении закупок заказчики при планировании и осуществлении закупки должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Заказчиком представлены пояснения, согласно которым, требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта закупки и иные показатели, изложенные в извещении, имеют медико-социальную обоснованность и носят существенный характер для конкретного потребителя. Параметры технических, функциональных и качественных характеристик на слуховые аппараты установлены Заказчиком, исходя из индивидуальных потребностей инвалидов, а также опыта работы по поставке инвалидам данных технических средств реабилитации и определены на основании рекомендаций и заключений врачей-сурдологов, выданных конкретным инвалидам для целей реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов.
Государственным стандартом, устанавливающим требования к слуховым аппаратам, является ГОСТ Р 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний", содержит п.4.3 закрытый перечень технических характеристик (параметров), которые рекомендованы для указания при осуществлении закупок.
Согласно п. 4.6 ГОСТ Р 51024-2012 в технических условиях на слуховые аппараты конкретных типов дополнительно к перечисленным должны быть приведены другие параметры в соответствии с функциональными особенностями и назначением слуховых аппаратов.
Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, являющихся значимыми для заказчика.
Заказчик самостоятельно определяет функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные свойства объекта закупки исходя из собственных нужд, в наибольшей степени удовлетворяющих своим потребностям.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации в определении от 10.04.2019 N301-ЭС19-4478 по делу NА398-2827/2018 следует, что заказчик, устанавливая требования к характеристикам товара, определяет потребность с учетом специфики своей деятельности и имеющейся необходимости закупки конкретных медицинских изделий для нужд учреждения, в связи с чем требования заказчика к объекту закупки носят объективный характер и не повлекут ограничение количества участников проводимой аукционной процедуры.
Поскольку приоритетной целью государственных закупок является удовлетворение потребностей закупок, а не экономических интересов хозяйствующих субъектов, невозможность участия в торгах в данном случае заявителя связана с отсутствием у него товара, необходимого заказчику, что не свидетельствует о нарушении его прав и ограничении конкуренции в сфере закупок заказчиком. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона N 323-ФЗ одним из основных принципов охраны здоровья является, в том числе, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Следовательно, Заказчик вправе устанавливать такие характеристики товара, которые наиболее полно отвечают потребностям медицинской организации и обеспечивают максимальную безопасность пациента, а также позволяют оказывать квалифицированную медицинскую помощь.
Согласно ч.2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указано, что "..включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе. Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения антимонопольного органа, которым его жалоба признана необоснованной. По мнению общества, заказчик незаконно включил в документацию о проведении электронного аукциона на поставку медикаментов требования к товару, которым соответствует лекарственный препарат конкретного производителя. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на то, что заказчик вправе был установить требования к закупаемому лекарственному средству, определяющие форму таблетки, способ ее деления, фасовку. Арбитражный суд округа судебные акты отменил, заявленные требования удовлетворил исходя из того, что заказчик включил в аукционную документацию требования к закупаемому товару (лекарственная форма, дозировка, форма выпуска), которые не относятся к фармакологическим свойствам лекарственного препарата, никак не связаны с терапевтической эффективностью и не обусловлены спецификой назначения и применения закупаемого препарата, но прямо свидетельствовали о единственном производителе данного лекарственного средства. Кроме того, документально не подтверждено, что любой из участников аукциона имел возможность приобретать лекарственные средства этого производителя в целях поставки их для нужд заказчика. Вследствие чего суд пришел к выводу о злоупотреблении заказчиком правил размещения заказа, которое привело к созданию необоснованных препятствий для участников спорной закупки, повлекших сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции. С учетом указанного суд признал решение антимонопольного органа незаконным".
Таким образом, установив вышеуказанные требования, Заказчик фактически обозначил конкретные характеристики товара, потребность в которых обусловлена спецификой его деятельности, следовательно, положения "Описания объекта закупки" электронного аукциона не противоречат Закону о контрактной системе, и не повлекло ограничения доступа к участию в торгах добросовестных поставщиков.
ОСФР по Краснодарскому краю проведено исследование рынка по результатам, которого на рассмотрение Комиссии представлена сравнительная таблица слуховых аппаратов, в которой установлено наличие достаточного количества хозяйствующих субъектов, продукция которых соответствует совокупным требованиям, установленным в документации о закупке, включая как отечественных, так и иностранных производителей:
26.60.14.120-00000004 |
Руна 24IM FL ОАО Исток Аудио Интернэшнл Россия; Статус 16Dm ООО ЗСА Ритм Россия; Bolero M70-M Сонова, Швейцария |
Руна 24IР FL ОАО Исток Аудио Интернэшнл Россия Смарт 20D ООО ЗСА Ритм Россия Motion P 3px Sivantos, Германия | |
Сакура SP ОАО Исток Аудио Интернэшнл Россия Максимус 20 UP ООО ЗСА Ритм Россия Xceed 2 BTE UP 120 Oticon, Дания | |
Руна 20IS ОАО Исток Аудио Интернэшнл Россия Ruby 1 BTE 13 2,4G 85 Oticon, Дания Key KE467-DW ReSound, Дания | |
26.60.14.120-00000002 |
SIYA1, 10 NFM 75 PB, Oticon, Дания Silk 7Nx Sovantos, Германия |
Enya EY2CIC-HP ReSound, Дания Эвери 1660Р CIC ООО "Аурика", Россия EVOKE E-CIC пакет функций Evoke 440 Widex (Дания) |
Заявитель в жалобе указывает, что по поз.3 "Аппарат слуховой заушный воздушной проводимости" (мощный) и поз.4 "Аппарат слуховой заушный воздушной проводимости" (сверхмощный) "Описание объекта закупки" содержит требование к цифровым слуховым аппаратам, которое отсутствует в национальных стандартах, а именно: "_контакты аудиовхода находятся в корпусе аппарата (позволяет подключаться к различным устройствам для комфортного прослушивания (определение термина дано в ГОСТ Р 51024-2012 п. 3.61 (синоним термина "электрический вход")_".
Заказчиком необходимость наличия аудиовхода обусловлена обеспечением максимальной адаптации и коммуникации инвалида в обществе. Он позволяет подключать к слуховому аппарату устройства (ФМ-системы передачи звукового потока от внешних источников). Аудиовход используется не только инвалидами зрелого возраста, но и молодежью, которые обучаются в классах интеграционного обучения для плохо слышащих людей, предоставляет возможность подключиться к мобильным телефонам, а также использовать на ж/д вокзалах и иных многолюдных общественных местах.
Например, аудиовход (Direct Audio Input или прямой аудиовход) это технология, применяемая как отечественными, так и импортными производителями слуховых аппаратов для возможности подключения к внешним источникам звука. Длительное время именно эта технология позволяла подключать слуховые аппараты к внешним источникам звука. Несмотря на тот факт, что в настоящее время есть другие варианты беспроводного подключения, эта технология все еще широко распространена и применяется в слуховых аппаратах.
Заказчиком в пояснениях приведены таблицы достоинств и недостатков аудиовхода.
Достоинства |
Недостатки |
- стабильная передача акустического или аудиосигнала |
- использование провода, ограничение в длине провода |
- использование аудиовхода позволяет избежать искажения высокочастотных компонентов в речевых и не речевых сигналах по мере их распространения в воздушной среде, а также устранить окружающий акустический шум | |
- возможность простого и быстрого подключения к разным внешним источником звука таким как телевизор, портативные колонки с аудиовходом | |
- меньше энергопотребления по сравнению с беспроводными технологиями типа bluetooth | |
- возможность подключаться к одному внешнему источнику звука нескольким пользователем одновременно | |
- несмотря на развитие беспроводных технологий и внедрение их в современные слуховые аппараты технологии Аудиовход все еще применяется в модельном ряде слуховых аппаратов у разных производителей. Например, Oticon Xceed, OPN S имеют как функцию беспроводного соединения по Bluetooth, так и функцию Аудиовхода через специально подключаемый башмак. | |
- Естественный износ контактов для подключения башмака для аудиовхода не влияет на работу модуля слухового аппарата в части работы направленных систем микрофонов, усилителя |
Bluetooth-технология
В современных слуховых аппаратах реализована технология bluetooth Low Energy. Важно отметить, что bluetooth Classic (BR/EDR) невозможно применить в слуховых аппаратах за счет очень высокого энергопотребления.
Таблица достоинств и недостатков Bluetooth-технологии.
Достоинства |
Недостатки |
-подключения к внешним устройствам беспроводным способом, без использования проводов |
- высокое Энергопотребление элемента питания при подключении аппаратов через Bluetooth к внешним устройствам |
- Bluetooth Low Energy имеет низкую пропускную способность и подходит для передачи данных небольшого объема | |
- несмотря на наличие Bluetooth Low Energy в слуховых аппаратах это не дает возможность подключаться ко всем смартфонам без исключения. У производителя слуховых аппаратов есть возможность подключаться исключительно к Iphone данные аппараты идут с маркировкой Made for Iphone.
Для подключения к Android смартфон должен иметь встроенный протокол ASHA, что ограничивает возможность беспроводного подключения для большинства пользователей. | |
|
- в случае выхода из строя Bluetooth необходима будет замена модуля слухового аппарата, т. к. в данном случае антенна является неотъемлемой частью конструкции модуля. |
Согласно ГОСТ Р МЭК 60118-14-2003 "Аппараты слуховые программируемые. Технические требования к устройствам цифрового интерфейса. Размеры электрических соединителей":
А. 6 Рекомендации по применению системы цилиндрических соединителей;
А.6.1 Система трехконтакных соединителей предназначена для применения в слуховых аппаратах с электрическим входом по ГОСТ Р 51024.
Из пояснений Заказчика следует, что Заявитель при ссылке на новые полезные функции и технические разработки не учитывает следующее:
- Цена дополнительных устройств для беспроводного подключения. Пациенты бесплатно получающие слуховые аппараты не смогут приобрести приставку за несколько тысяч рублей (от 20 до 40), тем более, что в свободной продаже их мы не нашли. Для сравнения, стоимость проводного подключения от нескольких десятков до нескольких сотен рублей. Не у каждого получателя есть с Hi-Fi телевизор на кухне! Или WiFi связь в квартире.
- Ток потребления. Значительно (до нескольких раз) повышается ток потребления, а значит и расход батарейки, которые инвалиду придется покупать за свой счет.
На довод Заявителя о том, что аудиовход с проводным подключением - это устаревшая технология в пояснениях Заказчик указывает. Технология устарела только в представлении Заявителя. ReSound, Oticon, Signia реализуют эту технологию, для поддержки пользователей.
Мелкие детали устанавливаются один раз, при настройке аппаратов и не пользователем, а специалистом.
Изнашивание контактов происходит гораздо позже окончания срока эксплуатации аппарата. В течение времени жизни слухового аппарата контакты обеспечивают надежное соединение (существуют ГОСТы именно по надежности соединения).
Подвижность получателя при этом может и ограничена, но эфирные помехи не влияют на качество звука, в отличие от беспроводных соединений (например, старый холодильник может вносить значительную помеху в беспроводную связь).
Из пояснений Заказчика следует, что довод Заявителя, о том, что "Слуховые аппараты с беспроводным аудиовходом являются усовершенствованной моделью технического средства реабилитации, имеющего ряд преимуществ: качество звука, локализация, удобство" не имеет отношения к беспроводному аудиовходу, а только к бинауральному протезированию. К протезированию двумя беспроводными аппаратами. В то время, как инвалиды получают и по два, и по одному слуховому аппарату.
Также Заказчик в пояснениях указывает, что качество звука у проводных систем выше, нет помех. Стример - дополнительное устройство, не поставляемое с аппаратом (установлено требование наличие аудиовхода, а не возможность), и приобретаемое за большие деньги самостоятельно пользователем, непонятно где и без гарантии совместимости. Удобство проводов - всегда знаешь, что и когда подключено к слуховому аппарату. Нет неуверенности в стабильности связи, нет помех. Нет риска подключиться случайно к устройству соседа.
Согласно ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Приказом Минтруда России от 11.03.2019 N144н утвержден типовой контракт на поставку отдельных видов технических средств реабилитации серийного производства, не требующих индивидуального изготовления, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, и информационной карты типового контракта на поставку отдельных видов технических средств реабилитации серийного производства, не требующих индивидуального изготовления, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, который обязателен для применения Заказчиком.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком не применена при размещении извещения типовая форма государственного контракта.
Проект контракта содержит ряд условий, которые противоречат типовой форме контракта. 3.1. Заказчик обязан: (п.3.1.3) 3.1.3. Количество направлений для получения Товара, выдаваемых Заказчиком, не должно превышать количества Товара, поступившего в вышеуказанный субъект Российской Федерации, в соответствии с календарным планом, однако в соответствии с условиями типового контракта при осуществлении закупки Товара с неопределенным объёмом в место слов "в соответствии с календарным планом" указываются слова "в соответствии с заявкой". |
Из пояснений Заказчика следует, что Заказчиком в п.3.1.3. допущена техническая ошибка - вместо "заявки" указан "календарный план".
Вместе с тем, "Календарный план" и "Заявка" являются идентичными понятиями. Разница лишь в том, что "календарный план" - это план поставки в регион для закупки с определенным объемом, а "заявка" - это план поставки в регион для закупки без определенного объема.
Пункт 3.1.3 относится к обязанностям Заказчика и никак не влияет на обязанности Поставщика.
Пункт 1.1. проекта государственного контракта содержит обязанность поставить товар в соответствии с заявкой (приложение N 3).
В пункте 1.5. проекта государственного контракта указано, что "в заявке указываются сроки поставки Товара в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 1.1 Контракта, и его количество". В приложении N 3 к проекту контракта приведена заявка.
Расширены обязанности Поставщика: 3.3.6. Проинформировать посредством смс-оповещения Получателя (представителя Получателя) о порядке и сроках гарантийного обслуживания, а также о месте нахождения и режиме работы пунктов приема Получателей Товара (специализированной мастерской или сервисной службы), расположенных в субъекте Российской Федерации, указанном в пункте 1.1 Контракта |
Из пояснений Заказчика следует, что порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 N 606 (далее - ПП 606).
Пунктом 7 ПП 606 установлено, что "разрабатываемые проекты типовых контрактов, типовых условий контрактов состоят из следующих частей:
а) постоянная часть, не подлежащая изменению при их применении в конкретной закупке;
б) переменная часть, предусматривающая возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных), определенных ответственным органом в типовом контракте, типовых условиях контрактов, а также возможность внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания".
ПП 606 утратило силу с 01.01.2022 года, соответственно, п. 7 ПП 606 не применяется - в частности понятия "постоянная" и "переменная" часть типового контракта также неприменимы.
В соответствии с частью 12 статьи 8 Закона N 360-ФЗ условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу Закона N 360-ФЗ, применяются до утверждения Правительством Российской Федерации типовых условий контрактов в соответствующей сфере в части, не противоречащей Закону о контрактной системе.
Заказчик установил требование информирования исходя из положений проекта государственного контракта, с учетом интересов инвалидов, проживающих на территории Краснодарского края, положений Закона РФ "О защите прав потребителей".
Согласно статьи 10 Закона "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе сведения о-гарантийном сроке, правилах и условиях эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг), сроке службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера и т.д.
Согласно статье 11 Закона "О защите прав потребителей", изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю информацию о режиме работы.
На территории ОСФР по Краснодарскому краю 26.04.2024 года состоялась встреча с представителями общероссийских организаций инвалидов, в том числе с представителями общества глухих. На указанной встрече представители общества глухих выразили просьбу включать в государственные контракты информацию про смс-оповещение, так как инвалиды по слуху не всегда слышат звонки, а если слышат, то не всегда понимают с первого раза смысл сказанного. Смс-оповещение гарантирует 100% получение информации от поставщика.
Заявитель в жалобе указывает, что в нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчиком установлены требования к месту оказания услуг. Требование не менее 5-ти лицензированных пунктов для выдачи, не дает возможность участия в Краснодарском крае многих производителей и поставщиков слуховых аппаратов.
Расширены обязанности Поставщика: 3.3.27. Предоставить Получателям согласно реестру получателей Товара, в пределах административных границ субъекта Российской Федерации, указанного в пункте 1.1 Контракта, право выбора одного из способов получения Товара: - по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) Получателя, в том числе службой доставки (почтовым отправлением) с документом/уведомлением о вручении, подтверждающим факт доставки товара; - в стационарных пунктах выдачи, организованных в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.07.2015 г. N 527н "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи" (в случае выбора Получателем способа получения Товара через пункт выдачи Товара), расположенных на территориях следующих городских образований: Краснодар - не менее 2 пунктов, Новороссийск - не менее 1 пункта, Армавир - не менее 1 пункта, Сочи - не менее 1 пункта, или по адресу места жительства Получателя с учетом состояния здоровья (степени тяжести его заболевания) на территории Краснодарского края. - в лицензионных пунктах осуществления лицензированного вида деятельности по сурдологии - оториноларингологии, расположенных на территориях следующих городских образований: Краснодар - не менее 2 пунктов, Новороссийск - не менее 1 пункта, Армавир - не менее 1 пункта, Сочи - не менее 1 пункта. |
В соответствии с п. 12) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки
В соответствии с п.46) ч.1 ст.12 Федерального закона от N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.10.2017 N 804н утверждена номенклатура медицинских услуг, в соответствии с которой медицинские услуги по сурдологии - оториноларингологии отнесены к медицинским услугам класса "В", представляющим собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Порядок оказания услуг, регламентируется Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с последующими редакциями) и ФЗ N 323 от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", Приказом Министерства здравоохранения РФ от 9 апреля 2015 г. N 178н "О порядке оказания медицинской помощи населению по профилю "сурдология-оториноларингология" и Приказом Министерства здравоохранения РФ от 06.06.20 N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий", Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг", требуется наличие лицензии на медицинскую деятельность (при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по): сурдология-оториноларингологии или лицензии на медицинскую деятельность (при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении специализированной медицинской помощи по): сурдология-оториноларингология с указанием адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности в соответствии со ст.9 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановления Правительства РФ от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности".
ФАС России в целях обеспечения соблюдения законодательства в сфере закупок, антимонопольного законодательства, в письме N АД/66737/15 от 25.11.2015 г. указал, что региональные отделения Фонда социального страхования вправе проводить закупку слуховых аппаратов для обеспечения инвалидов, включая поставку слуховых аппаратов (обеспечение слуховыми аппаратами), индивидуальных ушных вкладышей и настройку слуховых аппаратов, в случае установления в документации исполнителем субподрядчиков, имеющих соответствующую лицензию на данный вид деятельности.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что ОСФР по Краснодарскому краю в рамках исполнения государственного контракта установило возможность привлечения соисполнителей.
Предметом закупки за счет средств Заказчика, является не только предоставление соответствующих TCP инвалиду, а также "комплексное" и квалифицированное сопровождение заказа, включающие в себя: осмотр, подбор настройку слухового аппарата, инструктаж и последующее гарантийное обслуживание - для максимального удобства граждан с ограниченными возможностями.
В извещении не установлен запрет на осуществление работ (услуг) с привлечением соисполнителя. Требование лицензии не является ограничивающим конкуренцию, круг потенциальных участников закупки не ограничен. Данным требованием определен круг лиц, имеющих право непосредственно оказывать комплекс услуг по обеспечению техническими средствами реабилитации - слуховыми аппаратами, а именно медицинскую деятельность по работе (услуге) "сурдология - оториноларингология" осуществляет врач сурдолог - оториноларинголог.
Кроме того, слуховой аппарат является технически сложным электронным устройством, в связи с чем в рамках поставки слуховых аппаратов неотъемлемыми и технологически связанными мероприятиями являются подбор и настройка слуховых аппаратов, а в соответствии со ст.506 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве поставщика по договору поставки может выступать, как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающие товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, действующим законодательством о контрактной системе установлено императивное требование о необходимости наличия у участника закупки лицензии на оказание услуг, в случае, если оказание данных услуг является лицензируемым видом деятельности.
Расширены обязанности Поставщика: 14.9. Поставщик обязан еженедельно предоставлять Заказчику сведения о статусе отработки выданных инвалидам направлений на обеспечение техническими средствами реабилитации. Информация о статусе отработки выданных направлений на обеспечение техническими средствами реабилитации предоставляется Заказчику на адрес электронной почты tsr@23.sfr.gov.ru по форме, указанной в Приложении N 10 к настоящему государственному контракту. |
В соответствии со сноской N 72 к типовому контракту, утвержденному Приказом Минтруда России от 11.03.2019 N 144н "Об утверждении типового контракта на поставку отдельных видов технических средств реабилитации серийного производства, не требующих индивидуального изготовления, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, и информационной карты типового контракта на поставку отдельных видов технических средств реабилитации серийного производства, не требующих индивидуального изготовления, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду" (далее - типовой контракт N 144н) "в раздел 14 Контракта может включаться условие о банковском сопровождении Контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 Федерального закона N 44-ФЗ, а также иные требования, не противоречащие законодательству Российской Федерации, установленные Заказчиком исходя из специфики размещаемой закупки".
Таким образом, Заказчик может добавлять в раздел 14 любые условия, не противоречащие Закону о контрактной системе.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется на основании индивидуальных программ реабилитации (далее - ИПР), разрабатываемых учреждениями медико-социальной экспертизы по месту жительства инвалида, и определяется Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N240 (далее - Правила).
Согласно Правилам обеспечение инвалида техническим средством реабилитации рекомендованной в ИПР конструкции осуществляется бесплатно организацией, отобранной территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида, уполномоченным на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством реабилитации одновременно с уведомлением отделение Фонда выдает инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства реабилитации в отобранные уполномоченным органом организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию.
Таким образом, указанное требование установлено в рамках контроля сроков обеспечения техническими средствами реабилитации.
Расширены обязанности Поставщика: 14.10. Поставщик обязан предоставлять Заказчику копии гарантийных талонов или книжек (руководства пользователя) на каждое техническое средство реабилитации. |
Гарантийный талон является документом, подтверждающим гарантийные обязательства продавца (изготовителя), то есть обязательства по обеспечению качества товара в течение определенного периода времени - гарантийного срока.
Форма гарантийного талона законодательством не установлена (это могут быть отрывные документы, книжка с бланками для оформления оригинала и копии талона и т.д.), составление указанного документа обязательным не является.
На практике составление гарантийных талонов распространено, в частности, в отношении технически сложных товаров.
Установка требования предоставления копий гарантийных талонов позволяет Заказчику контролировать надлежащее исполнение государственного контракта.
Заявитель в жалобе указывает на применение в Проекте контракта не действующей нормы закона (п.3.3.10), в части постановления Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", которое утратило свою силу 01.09.2022 г.
Заказчиком представлены пояснения, согласно которым в соответствии с условиями типового контракта N 144н (сноска N 23) и сноской N 4 к проекту государственного контракта Поставщику необходимо предоставить Заказчику копию декларации о соответствии или сертификата соответствия, выданных в соответствии постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" (далее - ПП 982).
Заказчик уведомлен, что в настоящее время применяется постановление Правительства РФ от 23 декабря 2021 г. N 2425 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в Постановление в Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ".
При этом, в соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 23 декабря 2021 г. N 2425 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ" (далее - ПП 2425), установлено, что "сертификаты соответствия и декларации о соответствии в отношении продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", выданные (принятые) до дня вступления в силу настоящего постановления, считаются действительными до окончания срока, установленного в них в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не позднее 1 сентября 2025 г.".
Кроме того, ПП 2425 не содержит обязательных условий о сертификации или декларировании слуховых аппаратов, в связи с чем предоставление сертификатов соответствия и декларации соответствия (при наличии) должно быть именно в соответствии с ПП 982.
Доказательств того, что какие-либо положения извещения о закупке влекут за собой ограничение количества участников закупки, заявителем не представлено.
Указанные выводы Комиссии Краснодарского УФАС России поддержаны в решении Арбитражного суда Краснодарского края N А32-3439/2021 и оставлены без изменения кассационной инстанцией в решении от 28.01.2022 г.
В составе жалобы Заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность данных доводов, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Кроме того, Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в "Описании объекта закупки" требования необоснованно создали одним участникам размещения закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников размещения закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников размещения закупки. Заявитель не представил информацию, подтверждающую, что он лишен права приобрести товар, соответствующий потребностям заказчика
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПолиМедСервис" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0218100003224000164).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 10 июня 2024 г. N 565/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2024