Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
Председателя Комиссии:
начальника отдела контроля закупок и торгов Управления;
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
Рассмотрев обращение ГКУ "Дирекция капитального строительства и инвестиций ЯНАО" о включении информации об участнике закупки ООО "Аркада" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту уклонения участника закупки от заключения контракта на выполнение работ по разработке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта: "Надземный переход между педиатрическим корпусом с поликлиникой мрк. N 10 и городской больницей г Губкинский" начальная (максимальная) цена контракта 43 839 396,00 (извещение по закупке N 0190200000324005822) и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В Ямало-Ненецкое УФАС России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" было представлено обращение с использованием ЕИС о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные участником закупки, в результате проверки содержащихся в указанных документах и информации факта уклонения участника закупки от заключения контракта, на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия считает, что информация об участнике закупки не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контракта.
В соответствии с информацией размещенной на официальном сайте ЕИС установлено:
23.05.2024 Размещен "Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.05.2024 NИЭА1" для закупки N0190200000324005822.
31.05.2024 Размещен "Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 31.05.2024 NППУ20_1" для закупки N0190200000324005822.
Таким образом, в связи с тем, что победителем ООО "Аркада" не исполнены требования части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, такой участник закупки, с которым заключается контракт признается уклонившимся от заключения контракта.
Участник закупки на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 03.06.2024 N ЕГ/1805/24, представил письменные пояснения по делу N 089/10/104-376/2024 из которых следует, что 23.05.2024 - размещен "Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.05.2024 NИЭА1" для закупки N0190200000324005822. Общество с ограниченной ответственностью "Аркада" по результатам электронного аукциона в электронной форме, признано победителем. Согласно части 3 статьи 51 ФЗ N 44 не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). 28.05.2024 - проект Контракта подписан участником.
Таким образом, Общество с ограниченной ответственностью "Аркада" подписало Контракт в установленный срок, однако Контракт не был заключен ввиду невыполнения участником ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ (непредставление надлежащего обеспечения согласно исполнения контракта). Исходя из указанного, 31.05.2024 - размещен "Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 31.05.2024 NППУ20_1" для закупки N0190200000324005822. По данному обстоятельству сообщаем, что ООО "Аркада" не уклонялось от подписания Контракта, произошла ситуация независящая от Общества. ООО "Аркада" подана заявка на выдачу независимой банковской гарантии (далее - Гарантия) в Обществе с ограниченной ответственностью "Эс-Би-Ай Банк" (далее - ООО "Эс-Би-Ай Банк"). Вместе с тем, Общество направило проект гарантии на согласование в адрес Заказчика. Однако, ответ получен не был. Так как Обществом получено одобрение на предоставление гарантии N 141612 от 27.05.2024, ответ по согласованию которой от Заказчика не получен, Общество произвело оплату комиссии согласно Договора о предоставлении вышеуказанной гарантии. Таким образом, в качестве обеспечения исполнения контракта ООО "Аркада" представило независимую гарантию N 141612 от 27.05.2024, выданную ООО "Эс-Би-Ай Банк".
Однако, после размещения Протокола признания участника уклонившимся от заключения контракта, Общество узнало, что указанная гарантия не соответствует требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке, что послужило основанием для отказа в принятии гарантии N 141612. В частности, в соответствии с протоколом признания участника уклонившимся, ООО "Аркада" подписало со своей стороны контракт и в качестве обеспечения его исполнения предоставило независимую гарантию, пунктом 16 которой, определено то, что обязательства по возврату авансовых платежей гарантией не обеспечиваются. Таким образом, данное обстоятельство послужило основанием для отказа в принятии гарантии N 141612. Общество направило претензионное письмо в адрес ООО "Эс-Би-Ай Банк", в результате действий которого произошло наступление указанных. Кроме того, Общество осуществило действия, направленные на выпуск дополнений к независимой гарантии, соответствующей требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке. Однако, по информации полученной от представителя ООО "Эс-Би-Ай Банк", гарант отказал в выпуске дополнений к независимой гарантии, ввиду того, что ООО "Аркада" признано уклонившимся от заключения Контракта.
В адрес Заказчика также направлено письмо, согласно которому Участник сообщает, что ООО "Аркада" не намеревалось уклоняться от заключения Контракта, представило доказательства совершения действий, направленных на заключение контракта, подтвердило готовность исполнить обязательства, предусмотренные Контрактом, а также просило Заказчика оказать содействие в возврате Контракта на стадию подписания.
Согласно ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать:
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" настоящего пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии).
При этом, согласно ч. 6. ст. 51 Закона 44-ФЗ: В случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России осуществила проверку факта уклонения Победителя от заключения контракта, и пришла к следующим выводам.
Вопросы включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) урегулированы статьей 104 Закона о контрактной системе.
Частью 1 данной статьи предусмотрено, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В соответствии с частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации постановлением от 30.06.2021 N 1078 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные экономические последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
В качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности, если иное прямо и недвусмысленно не установлено непосредственно самим законодателем.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
В пункте 1 Постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что, оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13 Правил, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Изучив представленные материалы, Комиссия приходит к выводу, что Участник закупки (победитель), признан уклонившимся от заключения контракта ООО "Аркада" подписало Контракт в установленный срок, однако Контракт не был заключен ввиду невыполнения участником ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ (непредставление надлежащего обеспечения согласно исполнения контракта).
Из материалов дела следует, что Победитель действовал добросовестно и заинтересован в подписании контракта.
Из материалов дела и пояснений следует что 28 мая 2024 года проект контракта был подписан участником. Таким образом, ООО "Аркада" выполнило все условия и подписало контракт в установленные сроки. Однако контракт не был заключён из-за невыполнения требований части 3 статьи 51 Закона N 44-ФЗ (отсутствие надлежащего обеспечения исполнения контракта).
Общество подало заявку на получение независимой банковской гарантии в ООО "Эс-Би-Ай Банк". Проект гарантии был направлен на согласование заказчику, но ответа получено не было. Несмотря на это, компания оплатила комиссию согласно договору о предоставлении гарантии.
В качестве обеспечения исполнения контракта ООО "Аркада" представило независимую гарантию N 141612 от 27 мая 2024 года, выданную ООО "Эс-Би-Ай Банк". Однако после размещения протокола признания участника уклонившимся от заключения контракта, компания узнала, что гарантия не соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки и документации о закупке. Это стало причиной отказа в принятии гарантии N 141612.
ООО "Аркада" направило претензионное письмо в адрес ООО "Эс-Би-Ай Банк", в результате чего были предприняты необходимые меры для выпуска дополнений к гарантии, соответствующих требованиям извещения и документации о закупке. Однако гарант отказал в выпуске дополнений, так как ООО "Аркада" было признано уклонившимся от заключения контракта.
Общество также направило письмо Заказчику с просьбой о содействии в возвращении контракта на стадию подписания.
Представленные пояснения и документы свидетельствуют об отсутствии умышленных действий, направленных на уклонение от заключения контракта, со стороны участника закупки. Указанное подтверждает, что действия Участника были направлены именно на заключение контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия считает, что участник закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта и исполнить обязательства по контракту.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "Аркада" по обращению ГКУ "Дирекция капитального строительства и инвестиций ЯНАО" по факту уклонения победителя электронного аукциона от заключения контракта на выполнение работ по разработке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта: "Надземный переход между педиатрическим корпусом с поликлиникой мрк. N 10 и городской больницей г Губкинский" начальная (максимальная) цена контракта 43 839 396,00 (извещение по закупке N 0190200000324005822) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
Председатель комиссии
Члены комиссии
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 6 июня 2024 г. N 089/10/104-376/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2024