Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
начальника отдела контроля закупок и торгов Управления,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
при участии в заседании в формате ВКС:
от Заказчика - представителя по доверенности,
проведено внеплановое контрольное мероприятие в отношении ГБПОУ ЯНАО "Тарко-Салинский профессиональный колледж" на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку интерактивных стендов и учебно-лабораторного оборудования, начальная (максимальная) цена контракта - 1 074 360, 00 рублей (извещение N 0190200000319009928).
Основание проведения внеплановой проверки:
в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, абзацем 1 подпункта "а" пункта 19 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576.
Место проведения внепланового контрольного мероприятия: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23.
Уведомлением Ямало-Ненецкого УФАС России определена дата и время проведения внеплановой проверки: 06.06.2024, 10 ч. 45 мин.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 4, пунктом 5, подпунктом "д" пункта 12, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений",
УСТАНОВИЛА:
Основанием для проведения внеплановой проверки послужило поручение ФАС России (вх. N 4748-ЭП/24 от 23.05.2024) о проведении контрольных мероприятий на предмет наличия признаков установления в описании объекта закупки излишних требований, которые могли привести к ограничению числа потенциальных участников по закупке с номером извещения N 0190200000319009928 на поставку интерактивных стендов и учебно-лабораторного оборудования, начальная (максимальная) цена контракта - 1 074 360, 00 рублей.
Извещение об осуществлении закупки N 0190200000319009928 было размещено 20.09.2019 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Заказчик на заседании Комиссии сообщил, что нарушений при проведении закупки допущено не было.
В связи с тем, что извещение об осуществлении закупки размещено 20.09.2019, проведение внеплановой проверки осуществляется в соответствии с нормами законодательства действовавшего на момент размещения такого извещения.
В результате проведения, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом закупки являлась поставка интерактивных стендов и учебно-лабораторного оборудования, а именно:
1. Интерактивный электрифицированный стенд "Запорная арматура, принцип работы";
2. Интерактивный электрифицированный стенд "Системы регулирования давления";
3. Стенд электрифицированный "Газораспределительный пункт";
4. Комплект учебно-лабораторного оборудования "Методы измерения температуры";
5. Комплект учебно-лабораторного оборудования "Приборы и методы измерения давления";
6. Комплект учебно-лабораторного оборудования "Изучение процесса сепарации".
Из представленных документов следует, что перед проведением аукциона заказчиком был проведен анализ рынка, получено 3 коммерческих предложения от поставщиков, выразивших согласие поставить товар с требуемыми характеристиками, а именно: ООО "Комплексный центр образования", ООО "Зарница", ООО "Бизнес-маркет".
Комиссией Управления установлено, что участие в аукционе приняли две заявки, выразившие согласие на поставку товара для нужд Заказчика:
1. ООО НПП "ПРОЕКТ" предлагаемое к поставке товар Российского происхождения, производителем которого оно является.
2. ООО "Производственное объединение "Зарница" также предлагаемое к поставке товар Российского происхождения, производителем которого оно является.
Однако согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе 0190200000319009928 от 03.10.2019, заявка ООО НПП "ПРОЕКТ" была отклонена на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, поскольку не соответствовала требованиям федерального закона и документации об аукционе, в связи с тем, что участник закупки представил сведения о предлагаемом к поставке товаре, в которых по позиции N 6 характеристика (габариты комплекта) не соответствует потребности заказчика в нарушение ч.3 ст. 66 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ.
По позиции N6 комплект учебно-лабораторного оборудования "Изучение процесса сепарации" в документации об электронном аукционе указаны следующие технические характеристики комплекта:
Габариты (ДхШхВ): более 1000 х 800 х 1900 мм
Электропитание: 220 В, 50 Гц
Потребляемая мощность: не более 1,5 кВт.
При этом, в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе приведены разъяснения понятий, используемых в показателях товара:
"Более", знак ">" - означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение.
Изучив заявку ООО НПП "ПРОЕКТ" Комиссия установила, что габариты предложенного товара не соответствуют установленным характеристикам. Участником предложен товар со следующими техническими характеристиками комплекта: Габариты (ДхШхВ): 1000 х 800 х 1900 мм.
С учетом изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что в рассматриваемом случае, Заказчик установил требования к характеристикам товара, которые соответствуют одному производителю.
Исполнением требований статьи 33 Закона о контрактной системе должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
При этом Комиссия отмечает, что включение в закупочную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, заказчиком в материалы дела не представлены объективные документальные подтверждения того, что требованиям, установленным в техническом задании соответствуют товары, как минимум двух производителей.
Комиссия отмечает, что требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам поставляемого товара, установленные Заказчиком в техническом задании, влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, установление Заказчиком в извещении требований к закупаемому товару, свидетельствующих о его конкретном производителе, нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что образует в действиях Заказчика состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения.
Пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности истек, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований в передаче материалов уполномоченному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.
При рассмотрении вопроса о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Комиссия сообщает, учитывая, что по рассматриваемой закупке контракт заключен и исполнен, у антимонопольного органа отсутствуют правовые основания для выдачи такого предписания.
В связи с изложенным, руководствуясь подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", подпунктом "е" пункта 30, пунктом 33, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссия
РЕШИЛА:
По результатам проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку интерактивных стендов и учебно-лабораторного оборудования, начальная (максимальная) цена контракта - 1 074 360, 00 рублей (извещение N 0190200000319009928) в действиях Заказчика установлено нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде, в течение трех месяцев в установленном действующим законодательством порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 6 июня 2024 г. N 089/10/99-370/2024 (ключевые темы: характеристика - стенды - товар. работа. услуга. - контрактная система в сфере закупок - проведение внеплановой проверки)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2024