Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Баранова И.В. - председателя комиссии, заместителя руководителя управления, - Клевцовой А.А. - члена комиссии, начальника отдела, - Родионовой Ю.С. - члена комиссии, заместителя начальника отдела, при участии посредством видео-конференц-связи:
- Порфирьевой Е.Ю. - представителя ООО "Ремэкспо Сервис" по доверенности (доверенность Nб/н от 30.05.2024), - Банновой А.М. - представителя МБУ ДО СШ "Мотор" по доверенности (доверенность Nб/н от 04.06.2024), 2024-11900 2 - Большевской К.А. - представителя Управления муниципального заказа администрации Городецкого муниципального округа Нижегородской области по доверенности (доверенность Nисх-119-008-318696/24 от 04.06.2024), - Васильцевой А.В. - представителя Управления муниципального заказа администрации Городецкого муниципального округа Нижегородской области по доверенности (распоряжение N472-р от 06.05.2024), рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремэкспо Сервис" (далее также - "Ремэкспо Сервис", общество, заявитель) о нарушении муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования спортивная школа "Мотор" (далее также - МБУ ДО СШ "Мотор", заказчик) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме для обеспечения нужд заказчика,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба заявителя о нарушении заказчиком требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме по объекту закупки: "Выполнение работ по объекту "Ремонт МБУ ДО СШ "Мотор". Установка системы вентиляции и осушки воздуха в помещении ледовой арены", номер извещения 0332300002124000082 (далее также - открытый конкурс). По мнению заявителя, действия заказчика не соответствуют требованиям положений Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе). Представитель заказчика, представители уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, факт нарушения не признали, считают жалобу заявителя необоснованной, а требования, изложенные в ней, не подлежащими удовлетворению. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам. 14.05.2024 в единой информационной системе и на сайте электронной площадки - АО "ЕЭТП" - размещено извещение открытого конкурса в электронной форме. Начальная (максимальная) цена контракта - 17 277 940,78 рублей. Исходя из содержания жалобы, заказчик, устанавливая требования к участникам 2024-11900 3 закупочной процедуры никак не обосновывает предельное максимальное значение детализирующего показателя оценки в размере - 138 223 600,00 руб. (800% от НМЦК).
Такое детализирующее требование не позволяет определить наилучшие условия выполнения контракта для заказчика из всех поступивших от участников предложений. Связано это с тем, что участники, имеющие более высокий опыт для выполнения этого вида работ, незаконно теряют свое конкурентное преимущество, при рассмотрении своей заявки в процедуре конкурса. Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки: члены комиссии по осуществлению закупок: рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта. 2024-11900 4 В соответствии с пунктом 19 извещения о проведении конкурса заказчиком установлены требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям: Наличие у участника закупки следующего опыта* выполнения работ:
1) опыт исполнения договора**, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, содержаний; или 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
На основании части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 названной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи. Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации". При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок. Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
Согласно п. п. 24 - 25 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов; 2024-11900 5 в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном п. 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных пп. "д" п. 31, пп. "г" п. 32 и пп. "г" п. 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии. 2024-11900 6 Приложением N4 к извещению о проведении закупочной процедуры установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, где: Лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение ( ) характеристики объекта закупки, - по формуле:
- предельное максимальное значение характеристики, предусмотренной пред Хmax детализирующим показателем, установленное заказчиком - 138 223 600,00 руб. (800% от НМЦК); Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих оценке по критерию оценки; Если в предложении участника закупки содержится значение характеристики, предусмотренной детализирующим показателем, которое выше и (или) ниже предельного значения соответственно, то баллы по детализирующему показателю присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики, предусмотренной детализирующим показателем. Оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов. Представитель заказчика выразил мнение о необоснованности доводов жалобы и пояснил, что предельное максимальное значение было установлено заказчиком как раз с целью обеспечения конкуренции, так как не установление предельного значения по опыту, который подлежит оценке, приведет к необоснованному предоставлению, участнику закупки, обладающему многомиллиардным опытом, преимущественного положения, которое невозможно преодолеть в ходе конкурентной борьбы даже в случае значительного снижения цены на границе экономической рентабельности и за ее пределами. В случае, если один из участников показывает избыточный опыт, остальные участники получат необоснованно низкий балл по данному критерию даже при наличии достаточного опыта выполнения аналогичных работ. Комиссия, проанализировав положения извещения, выслушав позиции сторон, пришла к выводу, что установленный заказчиком порядок оценки заявок на участие в конкурсе не противоречит требованиям действующего законодательства.
Согласно постановлению Правительства РФ N 2604 функция критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям публично- правового образования в качественном и своевременном выполнении работ, учитывая специфику объекта закупки, при этом заказчиком должны быть соблюдены принципы создания 2024-11900 7 равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Доказательства того, что установление заказчиком предельного необходимого максимального значения показателя привело к возможности получения преимущества участниками закупки, ограничению конкурентоспособности иных участников закупки, заявителем не представлено в материалы дела. В данном случае, установление заказчиком предельного необходимого максимального значения показателей исключало возможность получения преимущества участниками закупки, имеющими большой опыт выполнения работ, занимающим лидирующие позиции на рынке и обладающим весомым опытом, обеспечивая конкурентоспособность иных участников закупки, и ликвидировало большой разрыв при присуждении баллов в ходе оценки заявок по спорному критерию. Установленное предельное максимальное значение показателя обусловлено потребностью Заказчика и позволяет выявить среди участников закупки квалифицированного подрядчика, обладающего опытом выполнения работ, связанного с предметом контракта, для удовлетворения потребности заказчика и не противоречит постановлению Правительства РФ N 2604 и требованиям Закона о контрактной системе. При этом указанные предельные значения не ограничивают участников закупки при выявлении среди таких участников квалифицированного подрядчика, обладающего опытом выполнения работ, связанного с предметом контракта.
Таким образом, довод заявителя о ненадлежащем установлении заказчиком предельного максимального значения не нашел своего подтверждения. Заявитель полагает, что в соответствии с проектной документацией, являющейся неотъемлемой частью документации, заказчиком установлены требования к поставке оборудования без возможности замены (поставки) на аналогичное оборудование, полностью соответствующего по своим техническим характеристикам установленным требованиям. Рассмотрев вышеуказанный довод Комиссией установлено, что согласно пункту 10 описания объекта закупки заказчиком определено: "Все товарные знаки (указание на конкретных производителей), указанные в проектно- сметной документации, локальном сметном расчете необходимо считать сопровождаемыми словами "или эквивалент".
- Извещение не содержит положений, запрещающих осуществлять замену предусмотренного оборудования (материалов), используемого при выполнении работ на аналогичное (эквивалентное).".
На основании изложенного, жалоба заявителя признается Комиссией Нижегородского УФАС России необоснованной. С учетом изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, 2024-11900 8
решила:
признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремэкспо Сервис" о нарушении муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования спортивная школа "Мотор" требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме по объекту закупки: "Выполнение работ по объекту "Ремонт МБУ ДО СШ "Мотор". Установка системы вентиляции и осушки воздуха в помещении ледовой арены", номер извещения 0332300002124000082, необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии: И.В. Баранов Члены комиссии: Ю.С. Родионова А.А. Клевцова Исп.Родионова Ю.С. тел.8(831) 431-73-87, вн.052-702 2024-11900
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 5 июня 2024 г. N 052/06/105-1303/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2024