Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе: Заместитель председателя Комиссии:
- Иванова А.В. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
Члены Комиссии: Башкирова И.Г. - государственный инспектор отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области Чеботина М.П. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, при участии в заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи представителя заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Курганский областной онкологический диспансер" (далее - ГБУ "КООД", Заказчик) Журавлевой Я.А., действующей на основании доверенности б/н от 05.02.2024, в отсутствии представителя Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "ЛДЦ" (далее - ООО "ЛДЦ", Заявитель) - о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения жалобы в Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), явку представителя не обеспечили, 05.06.2024 в адрес Курганского УФАС России поступило ходатайство (вх. N 2401-ЭП/24) о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя, рассмотрев жалобу ООО "ЛДЦ" на действия Заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Курганский областной онкологический диспансер" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку перчаток медицинских (извещение N 0343200013824000256) и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576,
УСТАНОВИЛА:
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение), Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу пункта 3 Положения, Федеральная антимонопольная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Согласно пункту 5.3.1.12 Положения, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 5.3.9 Положения, ФАС России рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки и приостанавливает определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 4 Положения, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно пункту 6.1.7 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. 04.06.2024 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступила жалоба ООО "ЛДЦ" на действия Заказчика при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку перчаток медицинских (извещение N 0343200013824000256).
Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе. В жалобе Заявитель указывает, что положения описания объекта закупки нарушают действующее законодательство по следующим основаниям.
1. В описании объекта указано "Длина перчатки > 280 мм (для дополнительной защиты предплечья)". Качественные, технические, функциональные, эксплуатационные характеристики перчаток смотровых/диагностических регламентируются ГОСТ Р 52239-2004.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться требованиями национальной системы стандартизации. В случае установления иных требований, заказчики должны обосновать их. Требования к перчаткам диагностическим определены в ГОСТ Р 52239- 2004 и Методических рекомендациях МР 3.5.1.0113-16, которые входят в национальную систему стандартизации. Заказчиком установлено требование к длине перчаток > 280 мм (код по КТРУ 22.19.60.119-00000008), которое противоречит вышеуказанным документам нормативно-технического регулирования. Указанная длина не имеет обоснования и направлена только на ограничение числа участников закупки.
Таким образом, Заказчиком нарушены положения частей 1, 2 статьи 8; части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. В описании закупки указано: "Текстурный рисунок в области пальцев и ладони. Форма перчатки с повторяющимися кольцевыми анатомическими расширениями в области суставов пальцев", ГОСТ Р 52239-2004 на медицинские диагностические перчатки не предусматривает данные требования.
3. В описании закупки указано: "Структура перчатки двухслойная. Цвет перчатки белый или бежевый для профилактики контактного дерматита и объективной оценки следов биологических жидкостей. Цвет наружного слоя синий или зеленый (контрастный по отношению к крови), цвет внутреннего слоя белый или бежевый (для контроля целостности перчатки, своевременной индикации места прокола)", ГОСТом Р 52239-2004 требования к цвету перчаток не установлены. Следовательно, в Описании объекта закупки Заказчик должен был указать адекватное обоснование включаемой характеристики.
4. В описании закупки указано "Одинарная толщина (в области пальцев) > 0,16 мм и > 0,19 мм (для обеспечения механической прочности и химической устойчивости при продолжительных манипуляциях)". Качественные, технические, функциональные, эксплуатационные характеристики перчаток смотровых/диагностических регламентируются ГОСТ Р 52239-2004.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться требованиями национальной системы стандартизации. В случае установления иных требований заказчики должны обосновать их. Требования к перчаткам диагностическим определены в ГОСТ Р 52239- 2004 и Методических рекомендациях МР 3.5.1.0113-16, которые входят в национальную систему стандартизации.
5. В описании объекта закупки указано "Класс потенциального риска 2а". ГОСТ 31508-2012 устанавливает правила и порядок классификации медицинских изделий в зависимости от потенциального риска их применения. Требования указанного стандарта являются обязательными. Класс потенциального риска 2а предусмотрен для активных медицинских изделий.
Согласно определениям ГОСТ 31508-2012 активное медицинское изделие (МИ): МИ, для действия которого необходимо использование энергии, отличной от производимой человеком, или силы тяжести. Заявитель отмечает, что класс потенциального риска медицинского изделия не является терапевтически или диагностически значимой характеристикой, а включение в описание объекта закупки требований о соответствии медицинских изделий определенному классу потенциального риска применения может привести к сокращению участников закупки и не соответствует Закону о контрактной системе.
6. В описании закупки указано: "Внутреннее покрытие - полимерное абсорбирующее на основе синтетического флока (для профилактики мацерации кожи при продолжительных манипуляциях)". Материал нитриловых перчаток - синтетический каучук, который изготавливается из продуктов нефтеперерабатывающей промышленности и не содержит производных животного происхождения (протеин), что делает их гипоаллергенными и предотвращает контактный дерматит. Данное требование Заказчика технически некорректно. 7.
В Описании объекта закупки установлены требования к товару, которые указывают на поставку товара единственного производителя. Так, Описанию объекта закупки в части наличия "Полимерное абсорбирующее покрытие на основе синтетического флока" соответствуют перчатки 2-х производителей:
- Перчатки диагностические нитриловые, нестерильные, неопудренные - Hydrex (Shen Wei USA, Inc., США) РУ N ФСЗ 2011/10956;
- Перчатки медицинские смотровые (диагностические) нестерильные синтетические (нитрил) - MANUAL NA 317 (Heliomed Handelsges m.b.H., Австрия) РУ N ФСЗ 2009/04144, но с классом потенциального риска 2а (указывается в РУ) только один производитель: Shen Wei USA, Inc., США), РУ N ФСЗ 2011/10956.
Таким образом, установленные требования к товару, приводят к необоснованному ограничению участников закупки, что нарушает пункт 1 часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, а также требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Заявитель просит признать жалобу ООО "ЛДЦ" - обоснованной; провести проверку документации об аукционе в электронной форме и исключить вышеуказанные избыточные требования в Техническом задании закупки; выдать заказчику предписание об устранении указанных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации; приостановить проведение аукциона до рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе, лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы, по существу.
В соответствии с данной нормой права Курганским УФАС России у Заказчика были запрошены письменные пояснения с правовым и документальным обоснованием по доводам жалобы Заявителя. В ходе заседания Комиссии Курганского УФАС России представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, считает ее необоснованной, по основания изложенным в письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела. Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 31.05.2024 на официальном сайте ЕИС в сети Интернет Заказчиком опубликовано извещение N 0343200013824000256 об осуществлении совместной закупки путем проведения электронного аукциона на поставку перчаток медицинских. Начальная цена контракта составляет 2 018 105,50 рублей.
Согласно действующей редакции извещения дата и время окончания срока подачи заявок: 13.06.2024 12:00 (МСК+2).
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 17.06.2024.
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен, победитель не определен, поскольку идет этап - подача заявок.
В силу частью 4 статьи 42 Закона о контрактной системе, заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 этой статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются.
В соответствии с данной нормой Закона о контрактной системе, ГБУ "КООД" 04.06.2024 в 19:29 (МСК+2), а также 05.06.2024 в 14:44 (МСК+2) были внесены изменения в извещение об осуществлении рассматриваемой конкурентной процедуры. На момент принятия настоящего решения действующей является редакция извещения от 05.06.2024.
Оценивая доводы Заявителя, изложенные в жалобе, а также документы, представленные Заказчиком, приобщенные к материалам дела по рассмотрению жалобы, Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам. Основной целью Закона о контрактной системе является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении установленных этим законом ограничений. Целью же проведения открытого конкурса является приобретение товара (работы, услуги), отвечающего в наибольшей степени необходимым заказчику характеристикам.
Согласно статье 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной. Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе, определено, что заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. Конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме;
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме;
3) запрос котировок в электронной форме (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе). В части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе указано, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. В части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, перечислен перечень сведений, которые должны быть указаны в извещении при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов. Часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, прямо указывает на то, какие именно документы должны быть размещены в ЕИС в виде электронных документов. 31.05.2024 Заказчиком размещено извещение N 0343200013824000256 на поставку перчаток медицинских в ЕИС.
В соответствии с положениями части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в составе извещения размещены следующие документы:
- Обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
- Проект контракта;
- Описание объекта закупки;
- Требования к содержанию, составу заявки на участие. Правила описания объекта закупки определены в статье 33 Закона о контрактной системе, а также подзаконными актами, разработанными в целях реализации данной нормы. Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что из содержания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчики должны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. 1.
По первому доводу Заявителя Комиссией контрольного органа в сфере закупок установлено следующее.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ) установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Пунктом 3 Правил использования КТРУ установлено, что заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с п. 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). Пунктами 5 - 6 Правил использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в п. п. 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с части 5 статьи 33 Закона. В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога). Пунктом 7 Правил использования КТРУ установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона. При проведении предусмотренных Законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Закона соответственно. Комиссия Курганского УФАС России констатирует, что в качестве объекта закупки Заказчиком определена товарная позиция, включенная в КТРУ с кодом 22.19.60.119-00000008 (Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные). Принимая во внимание, что КТРУ не содержит сведений об описании вышеуказанной товарной позиции Заказчиком в порядке статьи 33 Закона о контрактной системе, определены требования к закупаемым товарам с указанием обоснования необходимости их включения.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных Законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 этой статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, при формировании Описания объекта закупки Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации, параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы. Комиссией Курганского УФАС России установлено, что описание объекта закупки содержится в приложении к извещению о проведении рассматриваемого аукциона. На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что дополнительные требования к закупаемому товару установлены им с учетом необходимости получения товара, обладающего определенными функциональными и потребительскими свойствами, которые были им указаны при описании закупаемого товара. Указанное условие обусловлено спецификой деятельности Заказчика по оказанию высококвалифицированной медицинской помощи. Общие требования к минимально допустимой длине и толщине перчаток предусмотрено ГОСТом 52239-2004 Перчатки медицинские диагностические одноразовые. В ГОСТе 52239-2004 в Таблице 2 указаны размеры и допустимые отклонения. Проанализировав содержание названной таблицы, Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что из ее содержания следует, что длина и толщина указаны со словосочетанием "не менее", это буквально означает, что длина и толщина перчаток ограничена минимальными значениями. Ссылок на ограничение в максимальном значении длины данная таблица ГОСТа 52239-2004 не содержит. Комиссия УФАС отмечает, что с учетом пояснений представителя Заказчика, а также учитывая, что целями закупки является обеспечение условий оказания медицинской помощи при описании объекта закупки использованы не только показатели, требования и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, но и иные показатели, требования и терминология, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров потребностям Заказчика. Применение иных показателей обусловлено необходимостью отражения потребностей Заказчика в части технических и качественных характеристик объекта закупки, в том числе функциональных и иных параметров, не регламентированных соответствующими стандартами, но являющихся значимыми для удовлетворения потребности Заказчика. Кроме того, Комиссией контрольного органа в сфере закупок установлено, что по рассматриваемой характеристике перчаток Заказчиком указано обоснование ее применения именно с необходимым ему значением - для дополнительной защиты предплечья.
Таким образом, с учетом представленных Заказчиком документов и сведений, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что требования к длине перчаток определены Заказчиком с учетом необходимости получения товаров, удовлетворяющих потребности Заказчика, а поставка перчаток с размерами, не соответствующими требованиям Заказчика, не позволила бы обеспечить удовлетворение потребности медицинской организации. Заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки. Содержание статьи 33 Закона о контрактной системе не ограничивает Заказчика при описании объекта закупки исключительно характеристиками товара, содержащимися в том или ином государственном стандарте (ГОСТе).
На основании изложенного, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу о необоснованности первого довода жалобы Заявителя. 2.
Относительно второго довода Заявителя Комиссией Курганского установлено следующее. Заказчиком в Описании объекта закупки по 7 позициям установлены следующие требования "Текстурный рисунок в области пальцев", указанное требование содержит объективное обоснование, согласно которому такая характеристика нужна "для улучшенного захвата инструментов". Кроме того, как следует из содержания пункта 3.3 ГОСТ Р 52239-2004 различается четыре вида отделки:
а) текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо части или по всей поверхности перчатки;
б) гладкая поверхность;
в) опудренная поверхность;
г) поверхность без опудривания. В пункте 3.5 Методических рекомендациях МР 3.5.1.0113-16 указано, что медицинские перчатки могут различаться по фактуре внешней поверхности. В зависимости от способа обработки перчатки могут иметь:
- гладкую поверхность;
- текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо участок или на всю поверхность перчатки;
- микротекстурированную поверхность. ГОСТом 52239-2004 и Методическими рекомендациями МР 3.5.1.0113-16 прямо предусмотрена отделка поверхности перчаток текстурированным рисунком какой-либо части перчаток, без уточнения конкретной зоны.
Таким образом, требования к текстуре перчаток соответствуют содержанию ГОСТ Р 52239-2004 и Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16. Из пояснений Заказчика и Описания объекта закупки следует, что для обеспечения удержания инструментов целесообразно установить требование к наличию текстуры.
Также, система национальной стандартизации напрямую разрешает и предусматривает перчатки с текстурированным рисунком на какой-либо области. Аналогичная позиция нашла свое отражение и в судебной практике (Решения трех судебных инстанций по делу А79-4830/2020).
На основании изложенного, второй довод жалобы Заявителя признан Комиссией Курганского УФАС России необоснованным. 3.
Заявитель не согласен с тем, что в описании закупки Заказчиком указано: "Структура перчатки двухслойная. Цвет перчатки белый или бежевый для профилактики контактного дерматита и объективной оценки следов биологических жидкостей. Цвет наружного слоя синий или зеленый (контрастный по отношению к крови), цвет внутреннего слоя белый или бежевый (для контроля целостности перчатки, своевременной индикации места прокола)". Рассмотрев этот довод Заявителя, Комиссия Курганского УФАС России
установила
следующее. Действующий национальный стандарт ГОСТ Р 52239-2004 не содержит запретов на производство и изготовление перчаток разной цветовой гаммы. Как следует из пояснений Заказчика, медицинские перчатки предназначены для защиты кожи рук специалиста и минимизирования риска распространения инфекции. Цвет перчатки функционально связан с особенностями проведения медицинских манипуляций.
В соответствии с пунктом 2.5 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 современные медицинские перчатки различаются по характеристике материала, из которого они изготовлены, его химическому составу, технологии производства и обработки, а также возможностям целевого применения. Заказчику требуется перчатка, двухслойная. Перчатка должна обладать двумя контрастными цветами, что достигается путем двукратного погружения формы в раствор нитрильного латекса (нитрила) контрастных цветов. Двухцветные перчатки изготовлены из двух слоев нитрила. В случае производственных дефектов, обнаруженных при надевании, а также при разрыве и проколе в процессе использования перчаток, указанные перчатки имеют преимущество в возможности визуализации и контроля повреждения перчаток. Указанными свойствами не обладают обычные перчатки. Так, два цвета перчатки в таких условиях позволяют визуально идентифицировать повреждение перчаток: при проколе или повреждении внешнего слоя, деформация второго слоя будет отличаться от внешнего, в связи с чем в зоне повреждения перчатки нижний слой чаще всего выступает за края поврежденного верхнего слоя, который отличается по цвету, из-за чего обеспечивается визуализация повреждения. Указанная визуализация будет видна, как до надевания перчаток, так и в процессе их ношения.
Согласно пункту 2.4 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 медицинские перчатки должны отвечать требованиям, обеспечивающим их защитные (барьерные) и потребительские свойства: · безопасность для здоровья пациента и медицинского персонала; · удобство/комфортность; · функциональность. Медицинский сотрудник при работе в условиях повышенного риска должен иметь возможность визуально контролировать целостность перчатки.
В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи. Частью 2 статьи 98 Закона N 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. При установлении конкретных требований к объекту закупки определяющим является достижение соответствующего уровня безопасности при лечении пациентов, максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий в рамках оказания медицинской помощи, как пациентам, так и медицинскому персоналу. В том числе на основании указанных положений Закона N 323-ФЗ, Заказчиком были установлены характеристики к медицинскому изделию с учетом особенностей, имеющих принципиальную значимость для Заказчика с учетом специфики его деятельности, в которой решающее значение имеет необходимость оказания качественной медицинской помощи. Перчатки с требуемыми характеристиками представлены на соответствующем товарном рынке, продукцией разных производителей. ГБУ "КООД" имеет многолетний опыт работы и оказания высококвалифицированной медицинской помощи, а также опыт использования различных медицинских перчаток от разных производителей в том числе перчаток с требуемыми характеристиками. При таких обстоятельствах, Комиссия Курганского УФАС России установила, что указанное требование соответствует положениям ГОСТ Р 52239-2004.
Довод жалобы Заявителя признан необоснованным.
4. Довод Заявителя, что в Описании закупки указано: "Одинарная толщина (в области пальцев) > 0,16 мм и > 0,19 мм (для обеспечения механической прочности и химической устойчивости при продолжительных манипуляциях)". ГОСТ Р 52239-2004 предусматривает следующие характеристики перчаток: "Толщина, мм, не менее - гладкая поверхность - 0,08; текстурированная поверхность - 0,11", следовательно, потребность Заказчика выше минимально допустимой толщины и все перчатки выше указанной толщины будут соответствовать ГОСТу.
На основании изложенного, указанное требование не противоречит ГОСТ Р 52239- 2004.
Данный довод жалобы признан необоснованным.
5. Относительно пятого довода Заявителя о неправомерности указания Заказчиком требования к товару - "Класс потенциального риска 2а", Комиссия Курганского УФАС России
установила
следующее.
В соответствии с положениями части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе, Заказчиком в извещение об осуществлении рассматриваемой закупки были внесены изменения, в действующей редакции извещения, такая характеристика товара, как "Класс потенциального риска 2а", отсутствует.
Таким образом этот довод жалобы ООО "ЛДЦ" признан Комиссией Курганского УФАС России необоснованным. Относительно шестого и седьмого доводов Заявителя Комиссия
установила
следующее. Раздел 4 ГОСТ 52239-2004 Материалы, предусматривает, что перчатки изготовляют из смеси на основе натурального каучука или нитрильного латекса, или полихпоропренового латекса, или смеси на основе бутадиен-стирольного каучука, каучуковой эмульсии на основе сополимера бутадиен-стирола или раствора термоэластопласта. Для облегчения надевания перчаток может быть применена обработка поверхности, смазка, опудривание или полимерное покрытие при условии соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 10993-3, ГОСТ Р ИСО 10993-10, ГОСТ Р ИСО 10993-11, ГОСТ Р ИСО 10993- 13.
Требование к полимерному покрытию прямо предусмотрено действующим Национальным стандартом ГОСТа Р 52239-2004.
Как указывает ГБУ "КООД" в пояснениях, Заказчик помимо ГОСТа учитывал положения Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях". В пункте 4.2 Методических рекомендаций, указано, что перед выбором перчаток необходимо оценить характер выполняемых процедур, инфекционные, механические, химические, радиационные риски, а также возможность развития кожных заболеваний и патологических реакций на материал перчаток. Алгоритм подбора медицинских перчаток в соответствии с классификацией можно условно разделить на несколько этапов, одним из которых является выбор медицинских перчаток по способу обработки внутренней поверхности перчаток. При длительном ношении перчаток (свыше 15-20 минут), в результате работы потовых и сальных желез под перчаткой образуется "перчаточный сок", который был описан Большой медицинской энциклопедии (том 2, 1928 г.) в разделе "Антисептика и Асептика" (стр. 49 и 50).
Также, в клинической практике определено, что перчаточный сок - секрет потовых и сальных желез кожи кисти, скапливающийся в процессе выполнения манипуляций в медицинских перчатках. Эти выделения служат питательной средой для бактерий. Перчаточный сок может содержать резистентные микроорганизмы из более глубоких слоев кожи, которые могут пройти через возможные проколы перчаток и попасть в стерильные полости (в том числе слизистые) тела пациента с риском вызвать инфекцию области медицинского вмешательства. Перчаточный сок имеет рН 3,5-5,6, то есть образует агрессивную кислую среду на коже под изделиями. Учитывая это, если на коже есть мелкие царапины, трещины, мацерации, то кислая среда вызывает жжение и зуд во время длительных манипуляций, что повышает риск развития кожных заболеваний.
Также, под воздействием перчаточного сока, учитывая надетые перчатки, кожа рук медицинского персонала находится в условиях повышенной влажности. Указанные условия приводят к мацерации кожи рук медицинского персонала. Мацерация в клинической практике сопоставляется с интертригенозным дерматитом (Интергрито). Интертриго появляется, в результате избытка влаги, которая смягчает и раздражает кожу, и, вследствие этого, вызывает ее разрушение. Разрушение ткани часто приводит к появлению грибковой или бактериальной инфекции. На пораженном участке может появиться покраснение, раздражение, зуд или сочетание вышеперечисленных симптомов. Чаще всего опрелости появляются в теплых, влажных местах. Одним из способов исключения условий возникновения мацерации кожи рук медицинского персонала - является использование перчаток с абсорбирующим покрытием. При этом, флок (флокирование) это способ нанесения полимерного покрытия, при этом состав/материал покрытия в Описании объекта закупки не указан и не ограничивает предложения участников. Заказчик не указывает требование к материалу из которого будет сделано покрытие, то есть это может быть полиуретан, акрилонитрил и так далее. Флок (Флокирование) на внутренней поверхности перчаток обеспечивает абсорбцию влаги и ее отведение от поверхности кожи тем самым защищает кожу и предотвращает ее мацерацию при длительных манипуляциях в медицинских перчатках, абсорбция и отведение влаги обеспечиваются структурой покрытия, а не свойствами материала покрытия. Полимерные покрытия, нанесенные другим способом, представляют из себя гладкую полимерную пленку на поверхности перчаток и не обладают абсорбирующими свойствами. Флокирование или нанесение покрытия в виде флока формирует на внутренней поверхности перчаток достаточно тонкую пористую структуру из мелких ворсинок полимерного материала, которая обеспечивает абсорбцию влаги и ее отведение от поверхности кожи, при этом покрытие остается достаточно тонким и не влияет на тактильные свойства перчатки. Комиссия Курганского УФАС России рассматривая данный довод, отмечает, что в своей жалобе ООО "ЛДЦ" указывает, что таким свойствами обладает товар (перчатки) как минимум двух производителей (Перчатки диагностические нитриловые, нестерильные, неопудренные - Hydrex (Shen Wei USA, Inc., США).
РУ N ФСЗ 2011/10956 и Перчатки медицинские смотровые (диагностические) нестерильные синтетические (нитрил) - MANUAL NA 317 (Heliomed Handelsges m.b.H., Австрия). РУ N ФСЗ 2009/04144).
Заявитель пишет, что с классом потенциального риска 2а соответствует только один производитель: Shen Wei USA, Inc., США), РУ N ФСЗ 2011/10956.
Вместе с тем, согласно действующей редакции извещения об осуществлении закупки, какая характеристика как класс потенциального риска 2а, Заказчиком не установлена, следовательно, по этой позиции потребностям Заказчика удовлетворяют медицинские перчатки как минимум двух производителей.
Таким образом, Описание объекта закупки, сформированное ГБУ "КООД" исходя из потребностей медицинского учреждения, не нарушает положения статьи 33 Закона о контрактной системе. Данные доводы Заявителя признаны Комиссией необоснованными. Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что жалоба ООО "ЛДЦ" не содержит объективных доказательств того, что установленные требования к медицинским перчаткам являются избыточными.
В силу части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, а также учитывая, что Заявитель участие своих представителей на заседание Комиссии Курганского УФАС России не обеспечил, в составе жалобы доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность доводов, не представил, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу, что доводы Заявителя не нашли своего подтверждения. Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что Заявителем не представлено объективных доказательств создания дискриминационных условий требованиями извещения N 0343200013824000256.
В связи с чем, жалоба Заявителя признана Комиссией Курганского УФАС России, необоснованной. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Курганского УФАС России в действиях субъектов контроля нарушений требований законодательства о контрактной системе не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЛДЦ" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев, с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК РФ. Заместитель Председателя Комиссии / А.В. Иванова Члены Комиссии: / И.Г. Башкирова / М.П. Чеботина
2024-2004
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 7 июня 2024 г. N 045/06/33-303/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2024