Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области по контролю закупок (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии Бочкова С.А., заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; членов Комиссии: Торшиной О.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Мацневой С.В., специалиста 1-го разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, в присутствии представителей Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области "Ливенская центральная районная больница" (далее - БУЗ ОО "Ливенская ЦРБ", Заказчик) Сажиной Ж.Н., Братишка А.А., в отсутствии представителей ООО "Атагиз" (далее - Общество, Поставщик), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии в установленном порядке, рассмотрев с использованием сервиса видеоконференций TrueConf сведения о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей"))" (далее - Постановление N 1078),
У С Т А Н О В И Л А:
В Орловское УФАС России (далее - Управление) 04 июня 2024 года от Заказчика поступило обращение о включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) информации об ООО "Атагиз" (163013, г. Архангельск, ул. Полярная, д. 6; ИНН 2901200048; КПП 290101001).
Заказчик сообщает, что ООО "Атагиз" не осуществило поставку товара, в срок, установленный контрактом, заключенным по итогам электронного аукциона на закупку ваты медицинской (Извещение N 0354300084923000429), в связи с чем было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Комиссия рассмотрела поступившие сведения о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе), провела в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановую проверку и
установила
следующее. 27.12.2023 Заказчиком на официальном сайте было размещено Извещение N 0354300084923000429 о проведении электронного аукциона (далее - Аукцион). Начальная (максимальная) цена контракта - 169 290,00 рублей. На участие в Аукционе было подано 6 заявок, которые были признаны соответствующими требованиям Извещения и допущены к участию в Аукционе; победитель Аукциона - ООО "Атагиз" (цена контракта - 99 228,00 рублей). 29.01.2024 между ООО "Атагиз" и Заказчиком был заключен контракт N 23.0429 (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта: "Поставщик обязан полностью поставить, а Заказчик принять и оплатить вату медицинскую (далее - Товар) в количестве и в соответствии с наименованиями, указанными в спецификации (приложение N 1 к Контракту)".
Согласно пункту 2.1 Контракта: "Поставка Товара осуществляется силами и за счет средств поставщика в рабочие дни с 8.00 до 14.00 ч., ежемесячно партиями по предварительной заявке Заказчика с даты подписания контракта по 30.06.2024 г. включительно. Заявки Заказчика передаются Поставщику посредством факсимильной связи по следующим телефонам: (8182) 639-440, 8(902) 701-41-51.
Заявки могут быть поданы на следующие адреса электронной почты Поставщика: ataguise@mail.ru.
При подаче заявки Заказчик указывает наименование товара, его количество, дату и время поставки. Время выполнения заявки должно составлять не более 10 календарных дней с момента подачи заявки. Поставщик отвечает за качество поставляемого Товара при транспортировке его до Заказчика. Поставщик несет ответственность за все потери и повреждения, связанные с неправильной транспортировкой поставляемого товара". Как следовало из пояснений представителей Заказчика, сразу после подписания Контракта Заказчик неоднократно связывался с Поставщиком и просил поставить товар. 16.02.2024 на электронную почту поставщика было направлено письмо с требованием поставки. Поставка товара Обществом не была осуществлена. 21.02.2024 посредством Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) была отправлена претензия N 834 от 16.02.2024 с требован6ием поставки товара. Как следовало из пояснений представителей Заказчика, первая партия ваты медицинской была осуществлена Поставщиком 01.03.2024, то есть с нарушением срока поставки, в количестве 480 штук. 11.04.2024 Заказчиком посредством телефонной связи была направлена заявка на поставку ваты медицинской, которая должна была быть поставлена Заказчику не позднее 22.04.2024.
Вместе с тем, товар Заказчику поставлен не был. 23.04.2024 Заказчиком на электронную почту Поставщика, а также через ЕИС была направлена претензия N 2006 от 23.04.2024 с требованием поставки товара. Вместе с тем, товар Заказчику поставлен не был. 13.05.2024 Заказчиком на электронную почту Поставщика, а также через ЕИС была направлена претензия N 2259 от 08.05.2024 с требованием поставки товара. Вместе с тем, товар Заказчику поставлен не был. Из пояснений представителей Заказчика следовало, что общее количество товара по Контракту составляло 1900 штук. Поставщик осуществил поставку товара в количестве 480 штук, что негативно сложилось на оказании медицинской помощи пациентам и, по мнению представителей Заказчика, является недопустимым.
Также представители Заказчика сообщили, что на 06.06.2024 товар Заказчику поставлен не был.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу части 8 статьи 95 Закона, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Пунктом 12.1 Контракта предусмотрено, что контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон или по решению суда по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации, а также в одностороннем порядке в соответствии с нормами Гражданского кодекса. Из пунктов 12.4 - 12.5 Контракта следует: "12.4.
Сторона вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта в соответствии с положениями частей 8-25 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". 12.5.
Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что поставщик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика".
В силу пунктов 1, 2, 3 части 12.1. статьи 95 Закона в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
- заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в ЕИС;
- решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием ЕИС направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
- поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании вышеизложенного, в соответствии с пунктами 12.1, 12.4, 12.5 Контракта, частями 8 и 9 статьи 95 Закона и статьи 450 ГК Российской Федерации, 21.05.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от Контракта. 21.05.2024 Заказчик сформировал и разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. 21.05.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта поступило Поставщику, что считается надлежащим уведомлением Поставщика. Следовательно, Заказчиком соблюден порядок принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, направления его Поставщику и размещения в ЕИС.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 21.05.2024 вступило в силу, и Контракт считается расторгнутым с 01.06.2024.
Следовательно, Заказчиком исполнены требования Закона в части порядка принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона, в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Из части 4 статьи 104 Закона следует, что Заказчик направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП в срок, предусмотренный частью 16 статьи 95 Закона.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП. Во исполнение требований части 16 статьи 95 и части 4 статьи 104 Закона Заказчик 04.06.2024 направил в Управление обращение о включении информации в отношении ООО "Атагиз" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Следовательно, Заказчиком в полной мере исполнены требования статьи 104 Закона относительно сроков направления в антимонопольный орган информации для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта. Уведомлением N 057/06/104-283/2024 о месте и времени рассмотрения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) от 05.06.2024 рассмотрение дела было назначено на 10.06.2024 в 09 часов 30 минут. Уведомление, а также информация о проведении внеплановой проверки в соответствии с подпунктом "г" пункта 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) 05.06.2024 размещены в ЕИС. При этом, в силу подпункта "д" пункта 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) такое уведомление считается надлежащим уведомлением Поставщика о месте, дате и времени рассмотрения обращения, и проведении проверки. Вместе с тем, 05.06.2024 Уведомление также дополнительно было направлено на адреса электронной почты: ataguise@mail.ru.
Вышеуказанным уведомлением ООО "Атагиз" предлагалось представить надлежащим образом оформленные (заверенные) документы и информацию:
- доверенность, выданную полномочным лицом, а также иные документы, подтверждающие право участника на представление интересов в Орловском УФАС России;
- письменные объяснения о причинах неисполнения контракта, подтвержденные доказательствами;
- любые имеющиеся дополнительные доказательства и дополнительные пояснения по рассматриваемому вопросу (в том числе имеющуюся переписку с Заказчиком, а также документы, подтверждающие получение предоставленных сведений Заказчиком (направление, представленных документов и информации в адрес Заказчика)). 06.06.2024 Заказчиком в адрес Управления были представлены документы и информация, запрошенная уведомлением N 057/06/104-283/2024. 07.06.2024 Обществом в адрес Управления были представлены документы и информация, запрошенная уведомлением N 057/06/104-283/2024.
Согласно письменных пояснений ООО "Атагиз" Общество соглашалось с тем, что ими была осуществлена частичная поставка товара в количестве 480 штук. Как следовало из письменных пояснений Общества, дальнейшие отгрузки согласно графика ООО "Атагиз" не осуществляло в указанные сроки, в связи с задержкой поставки сырья для производства ваты на заводе-изготовителе ООО "УПС".
Из письма завода-производителя ваты от 22.04.2024 следовало, что ООО "УПС" уведомляло Поставщика о том, что в связи с задержкой поставки сырья для производства ваты, сроки поставки переносятся на неопределенный срок. Об более конкретных сроках сообщим заранее.
Также к письменным пояснениям Общества был приложен реестр исполненных контрактов. Иных документов, подтверждающих невозможность поставки или закупки ваты у иных поставщиков, Обществом представлено не было. Орловское УФАС России отмечает, что в соответствии с положениями статьи 309 ГК Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Кроме того, что в своей заявке на участие в электронном аукционе ООО "Атагиз" выразило согласие исполнить условия Контракта, указанные в документации об Аукционе. Приведенное свидетельствует о том, что Обществом были полностью приняты как установленные Заказчиком условия для заключения Контракта, так и правовые последствия, в том числе неблагоприятные, по невыполнению этих условий. Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта. Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем, заключения контракта и неисполнения заключенного контракта в дальнейшем. Подавая заявку на участие в Аукционе, ООО "Атагиз" также выразило согласие на поставки ваты медицинской, предусмотренноой Контрактом, в соответствии с требованиями, указанными в извещение об осуществлении закупки, в том числе выразило согласие на сроки и условия исполнения Контракта. Кроме того, ООО "Атагиз", заключая Контракт и приступая к поставке товара, выступало как лицо, обладающее специальными познаниями и опытом в области оказания данных работ. При поставке товара и при прочих равных обстоятельствах риск наступления неблагоприятных последствий должен нести Участник закупки как профессиональный участник рынка в соответствующей области.
В соответствии со статьей 2 ГК Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Согласно части 1 статьи 401 ГК Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины, умысла или неосторожности, кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Кроме того, согласно пункту 3 статьи 401 ГК Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. ООО "Атагиз" не была осуществлена поставка ваты медицинской, предусмотренной Контрактом, в связи с чем, у Заказчика имелось достаточно оснований для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Доказательств, свидетельствующих о том, что односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта является недействительным, не соответствует требованиям гражданского законодательства, положениям статьи 95 Закона или условиям Контракта, в материалах дела не содержится.
Также Комиссия Управления отмечает, что вата медицинская не является специфическим (уникальным) товаром, в связи, с чем Общество могло закупить ее у любого иного поставщика (производителя) и поставить Заказчику в рамках исполняемого Контракта. Документов и информации, подтверждающих невозможность поставки или закупки ваты у иных поставщиков (производителей), Обществом представлено не было. Следовательно, Комиссия Управления не находит достаточных оснований считать действия Общества добросовестным поведением и как следствие, отсутствие оснований для не включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "Атагиз". Принимая во внимание вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104, частью 1 статьи 112 Закона, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные БУЗ ОО "Ливенская ЦРБ" в отношении ООО "Атагиз" (163013, г. Архангельск, ул. Полярная, д. 6; ИНН 2901200048; КПП 290101001; СЕМЕНОВОЙ МАРИИ ВЛАДИМИРОВНЫ, ИНН 290119591339), в реестр недобросовестных поставщиков включить.
Дата события I Раздел Дата регистра- II Раздел III Раздел Общ ая Дата Регламенти Фактическ Итого ции Регламен Фактиче Итого Регламент Фактиче Итого итог вступлени рованная ая дата просро контроль- тированн ская дата просро ированный ская дата просрочк овая я решения дата направлен чка в ным ая дата приняти чка в срок изготовл а в днях прос Заказчика направлени ия днях органом приняти я днях изготовлен ения по III рочк в я заказчико по I я решения по II ия решения Разделу а в законную заказчиком м Раздел решения Раздел решения и и днях силу сведений в сведений у у размещени размеще (I+II контрольн я сведений ния +III ый орган в ЕИС сведений разд в ЕИС елы) 01.06.2024 04.06.2024 04.06.2024 04.06.2024 11.06.202 10.06.20 4 24 13.06.2024 11.06.202 4 Председатель комиссии С.А. Бочков Члены комиссии: О.А. Торшина С.В. Мацнева Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2024-2219
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от 10 июня 2024 г. N РНП-57-63
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2024