Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отдела контроля закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
_ |
- заместитель руководителя управления; |
Члены Комиссии: |
_ |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
|
_ |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
в отсутствии представителей от:
- ИП Смирнова Ю.В., заказчика - УФСИН России по Республике Саха (Якутия): о дате, месте и времени рассмотрения, уведомлены надлежащим образом, явку не обеспечили.
рассмотрев жалобу ИП Смирнова Ю.В. и материалы дела N 027/06/106-872/2024, Комиссия Хабаровского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ИП Смирнова Ю,В. на действия заказчика - УФСИН России по Республике Саха (Якутия) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку полнорационного сухого корма для собак (взрослых собак всех пород класса "Премиум" или "Суперпремиум"), полнорационного сухого корма для взрослых собак всех пород, подверженных затяжным и повышенным физическим нагрузкам класса "Премиум" или "Суперпремиум", полнорационного сухого корма для щенков собак крупных пород, в том числе породы немецкая овчарка в возрасте с 2-х месяцев класса "Премиум" или "Суперпремиум" для нужд УФСИН России по Республике Саха (Якутия) (в рамках ГОЗ) (извещение N 0116100003624000038).
Заявитель указывает в своей жалобе на нарушение заказчиком требований Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при описании объекта закупки.
На основании статьи 99 Закона о контрактной системе, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам проведения которой установлено следующее.
Извещение N 0116100003624000038 о проведении аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 24.05.2024.
Объект закупки: поставка полнорационного сухого корма для собак (взрослых собак всех пород класса "Премиум" или "Суперпремиум"), полнорационного сухого корма для взрослых собак всех пород, подверженных затяжным и повышенным физическим нагрузкам класса "Премиум" или "Суперпремиум", полнорационного сухого корма для щенков собак крупных пород, в том числе породы немецкая овчарка в возрасте с 2-х месяцев класса "Премиум" или "Суперпремиум" для нужд УФСИН России по Республике Саха (Якутия) (в рамках ГОЗ).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 087 859,60 рублей.
Заказчиком в материалы дела представлен мотивированный отзыв, согласно которому считает жалобу необоснованной.
Изучив материалы дела N 027/06/106-872/2024, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии осуществления закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заявитель в жалобе указывает, что: "в опубликованном извещении Описании объекта закупки, заказчиком применены показатели, не соответствующие ГОСТ Р 55453-2022 "Корма для непродуктивных животных. Общие технические условия", при этом в нарушение требований ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе извещение не содержит обоснования необходимости использования иных показателей".
Приложением N 1 к извещению о проведении закупки (Описание объекта закупки) определены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара, иные требования к товару. Максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как следует из пояснений заказчика, ГОСТ Р 55453-2022 - регламентирует только минимальное допустимое для взрослых собак содержание ингредиентов, при этом ГОСТ Р 55453-2022 не разрабатывался для служебных собак и НЕ учитывает повышенные потребности рабочих собак, что подтверждается официальным письмом от разработчиков данного ГОСТа, данный ГОСТ содержит только минимальные или максимальные допустимые показатели содержания определенных макро и микро элементов, таким образом, указанные Заказчиком показатели полностью соответствую минимальным или максимальным допустимым значениям указанным в ГОСТе, при этом в аукционной документации Заказчика содержится обоснование, почему Заказчик закупает корма с повышенными показателями Например, жир является основным источником энергии. Высокий уровень жиров обеспечивает выносливость в поиске, предотвращает обезвоживания при работе в условиях крайнего севера, соответственно содержание жира в 5,5% (это минимальный показатель по ГОСТу) катастрофически мало для служебной собаки, особенно в районах крайнего севера. При определении НМЦК Заказчиком были получены три коммерческих предложения от разных компаний с кормами разных производителей, таким образом, минимум три различные компании готовы предоставить товар разных производителей с характеристиками соответствующими Заказчика, соответственно это свидетельствует о том, что Заказчиком соблюдены все требования 44-ФЗ и 135-ФЗ касающиеся ограничения или устранения конкуренции. Заказчик при описании объекта закупки так же дополнительно руководствовался официальным письмом от разработчиков данного ГОСТа (Министерства промышленности и торговли РФ).
Изучив предоставленные материалы и доводы сторон, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
В обоснование использования дополнительных критериев к корму выше установленных характеристик Заказчик в Техническом задании сообщил о том, наличие указанных требований обусловлено особенностями организации продовольственного обеспечения в учреждениях уголовно-исполнительной системы и местонахождение Заказчика в районах Крайнего Севера. Обоснование включения дополнительной информации: Для приобретения товара, наибольшей степени удовлетворяющего потребности Заказчика, в соответствии с п. 2 ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Дополнительная информация о товаре необходима для более точного, объективного описания характеристик закупаемого товара, которые не включены в каталог товаров, работ, услуг (в соответствии с п. 5 и 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 февраля 2017 года N 145).
Значения показателей сухого корма установлены заказчиком, исходя из потребностей заказчика, с учетом норм и стандартов. В настоящем аукционе заказчиком установлены значения исходя из состояния здоровья служебных собак, испытываемых ими во время службы физических нагрузок и их продолжительности, условий их содержания (в том числе климатических), ветеринарных показаний и опыта кормления.
Указанные заказчиком при описании объекта закупки показатели не противоречат требованиям ГОСТ Р 55453-2022.
Следовательно, корм, характеристики которого соответствуют Описанию объекта закупки заказчика, но превышают требования ГОСТ Р 55453-2022 либо имеет дополнительные характеристики, не установленные ГОСТ Р 55453-2022, является полнорационным, так как в ГОСТ Р 55453-2022 указаны минимальные значения.
При описании объекта закупки заказчики должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, не нарушать требования законодательства о контрактной системе, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
По п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пунктом 15 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (далее - офшорная компания), либо юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
При формировании предмета закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.
Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. Законодательство не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в извещении о закупке устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим на рынке типам, видам, моделям товара.
Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к выводу о том, что оспариваемые положения извещения о закупке, касающиеся описания объекта закупки, соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, в оспариваемых действиях заказчиков отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом конкретных обстоятельств, установленных в рамках рассмотрения настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Смирнова Ю,В. на действия заказчика - УФСИН России по Республике Саха (Якутия) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку полнорационного сухого корма для собак (взрослых собак всех пород класса "Премиум" или "Суперпремиум"), полнорационного сухого корма для взрослых собак всех пород, подверженных затяжным и повышенным физическим нагрузкам класса "Премиум" или "Суперпремиум", полнорационного сухого корма для щенков собак крупных пород, в том числе породы немецкая овчарка в возрасте с 2-х месяцев класса "Премиум" или "Суперпремиум" для нужд УФСИН России по Республике Саха (Якутия) (в рамках ГОЗ) (извещение N 0116100003624000038) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 5 июня 2024 г. N 7-1/128
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2024