Инспекция Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Инспекция) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - МКУ "УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" СВЕРДЛОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ВСЕВОЛОЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ:
в отсутствие представителей от Заявителя, извещенного о времени и месте заседания Инспекции надлежащим образом,
по информации, поступившей в Ленинградское УФАС России, на основании приказа руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области N 49/24 от 31.01.2024 (далее - Приказ) и в соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним Уведомление о проведении внеплановой камеральной проверки решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства РФ N 1576) в целях контроля соблюдения требований Закона о контрактной системе провела внеплановую камеральную проверку действий (бездействия) Заказчика.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекция
УСТАНОВИЛА:
17.05.2024 на официальном сайте ЕИС размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на "Выполнение работ по благоустройству общественной территории".
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 763 056,66 рублей.
На основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям:
2) получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:
а) заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
б) обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
в) сообщение средства массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещается заказчиками в виде электронного документа.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 той же статьи предусмотрено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2604) утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно доводу обращения, Заявитель указывает, что, по его мнению, Заказчиком установлены требования к открытому конкурсу в электронной форме, нарушающие положения Закона о контрактной системе.
Порядком рассмотрения и оценки заявок участников по нестоимостному критерию оценки "Характеристики объекта закупки" в рамках детализирующего показателя оценки "Выполнение работ (оказание услуг) с учетом организационных и конкурентных преимуществ" предусмотрены следующие положения:
"Шкала оценки:
100 баллов - начисляется заявке, содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки;
0 баллов - начисляется заявке в случае отсутствия характеристики объекта закупки.
Для оценки заявок по показателю оценки "Качественные характеристики объекта закупки" применяется детализирующий показатель "Выполнение работ (оказание услуг) с учетом организационных и конкурентных преимуществ", предусматривающий оценку характеристики "организационные и конкурентные преимущества", со следующим перечнем свойств: наличие предложения участника закупки в отношении организационно-технических мероприятий, применяемых в целях выполнения работ (оказания услуг) в порядке, установленном в Описании объекта закупки (свойство 1); наличие предложения участника закупки в отношении исполнения сопутствующих работ (услуг) в порядке, установленном в Описании объекта закупки (свойство 2); наличие предложения участника закупки в отношении контроля качества выполнения работ, применяемого в целях выполнения работ (оказания услуг) в порядке, установленном в Описании объекта закупки (свойство 3). В рамках свойства 1 указывается комплекс мер, организационные, технические и технологические решения, методы достижения необходимого предлагаемым к заключению контрактом на выполнение работ по благоустройству общественной территории результата с указанием, в том числе, последовательности операций, режима работы, срока выполнения работ (оказания услуг) в отношении подвида выполнения работ (оказания услуг). В рамках свойства 2 указывается порядок подготовки места выполнения работ (оказания услуг) перед началом выполнения работ (оказания услуг) для обеспечения достижения необходимого предлагаемым к заключению контрактом на выполнение работ по благоустройству общественной территории результата, порядок исполнения эпидемиологических требований при выполнении работ (оказания услуг), порядок подготовки места выполнения работ (оказания услуг) для обеспечения возможности проведения последующей приемки выполненных работ (оказания услуг) и дальнейшей эксплуатации с указанием, в том числе, на порядок подготовки, доставки и хранения требуемых для достижения результата оборудования, инструментов, инвентаря; совокупность мер, направленную на предотвращение привлекаемыми трудовыми ресурсами нарушений, а также соблюдение пожарной безопасности, техники безопасности, охраны окружающей среды, обеспечиваемое, в том числе, посредством проведения инструктажей; порядок выполнения привлекаемыми трудовыми ресурсами при выполнении работ (оказании услуг) обязанностей по охране труда, определяемых с учетом специальности, квалификации и (или) занимаемой должности в объеме должностных инструкций, принятых участником. В рамках свойства N 3 указываются действия (комплекс мер), включающие в себя проведение измерений (в т.ч. профилактических), осуществляемых уполномоченным и назначенным на выполнение соответствующего подвида контроля лицом (группой лиц), в целях анализа и повышения качества выполнения работ (оказания услуг) для обеспечения достижения необходимого предлагаемым к заключению контрактом на выполнение работ по благоустройству общественной территории результата с указанием, в том числе, на виды (способы/методы), порядок (программу, план) и периодичность осуществления контроля вида (способа/метода) проведения контроля качества, сроки устранения выявленных недостатков, вид (виды) ответственности при выявлении недостатков, меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недопущение их повторного возникновения. Оценка установленной характеристики в соответствии с установленной шкалой оценки по показателю оценки производится исходя из наличия или отсутствия определенных свойств в предложении участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ. Оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по детализирующему показателю, умноженного на значимость детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов. Оценка заявок по показателю осуществляется на основании сведений, предоставленных в предложениях участников закупки. Под наличием характеристики, образующей детализирующий показатель оценки, понимается представление в составе заявки предложения о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ по всем видам выполнения работ (оказания услуг). Под отсутствием характеристики, образующей детализирующий показатель оценки, понимается непредставление в составе заявки предложения о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ по всем видам выполнения работ (оказания услуг) или несоответствие такого предложения о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ требованиям извещения о проведении закупки, требованиям действующего законодательства РФ. Предложение о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ готовится участником закупки с учетом его технологических, организационных и конкурентных возможностей и преимуществ. При оценке заявок по детализирующему показателю оценки не производится переоценка предложения, сравнение его с предложениями иных участников закупки, баллы начисляются за фактическое представление или непредставление предложения в отношении показателя оценки "Качественные характеристики объекта закупки" вне зависимости от степени детализации представленных сведений. Участник закупки вправе в предложении о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ представить информацию о том, что все работы (услуги) будут выполнены (оказаны) в соответствии со всеми требованиями, указанными в извещении, и/или в соответствии с нормативными документами. В случае, если участником конкурса в предложении о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ указывается, что все работы (услуги) будут выполнены (оказаны) в соответствии со всеми требованиями, указанными в извещении, и/или в соответствии с нормативными документами, и участником закупки не делается предложение в отношении установленного в извещении перечня свойств по видам, подвидам (при наличии) выполнения работ (оказания услуг), то соответствующее предложение признается не представленным участником закупки. Непредставление предложения участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ, соответствующего требованиям настоящего извещения о проведении закупки, трактуется как отсутствие характеристики объекта закупки. Предложение в отношении порядка выполнения (оказания) вида выполнения работ (оказания услуг) признается представленным в случае, если описание вида выполнения работ (оказания услуг) содержит предложение в отношении всех подвидов выполнения работ (оказания услуг), соответствующих виду выполнения работ (оказания услуг), установленных в извещении о проведении закупки, и предложение в отношении подвидов выполнения работ (оказания услуг) представлено в полном объеме*(1). Предложение в отношении порядка выполнения (оказания) вида выполнения работ (оказания услуг) признается непредставленным в случае, если описание вида выполнения работ (оказания услуг) не содержит предложения в отношении подвидов выполнения работ (оказания услуг), соответствующих виду выполнения работ (оказания услуг), и/или описание хотя бы одного подвида выполнения работ (оказания услуг) представлено не в полном объеме*(2). Описание выполняемых работ (оказываемых услуг) в отношении каждого свойства по показателю оценки "Качественные характеристики объекта закупки" по всем видам выполнения работ (оказания услуг), предлагаемое участником закупки в составе заявки не должно противоречить извещению о закупке, должно быть представлено в отношении перечня свойств, которые должны соответствовать требованию взаимодополняемости и невозможности противоречия друг другу с учетом необходимости достижения требуемого результата при выполнении работ (оказании услуг). В случае указания на какой-либо нормативно-правовой акт, участнику следует указать реквизиты такого нормативно-правового акта (номер (при наличии), дату принятия, наименование документа (при наличии). При формировании предложения о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ с описанием выполняемых работ (оказываемых услуг) по всем видам выполнения работ (оказания услуг) от участника закупки не требуется повторять требования извещения о закупке, и/или положения нормативной документации, предполагается представление предложения в отношении качественных характеристик объекта закупки с учетом соответствующих требований/положений и имеющихся у участника закупки технологических, организационных и конкурентных возможностей и преимуществ.
Заявка может содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 ст. 43 Закона о контрактной системе предложение по критериям, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе. При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке. В целях оценки заявки участника закупки по показателю "Качественные характеристики объекта закупки" определяется согласно представленному участником закупки предложению о качественных характеристиках объекта закупки по видам выполнения работ (оказания услуг), установленным в п. 5.4 Приложения N 1 к извещению, в виде рекомендуемой таблицы 1 "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ". При этом по всем видам выполнения работ должно быть представлено описание подвида выполнения работ, связанного с вывозом мусора. В случае, если все работы (услуги) будут выполнены (оказаны) в соответствии со всеми требованиями, установленными в Извещении, и в соответствии с нормативными документами, участник закупки вправе указать в таблице 1:
"Участник закупки предлагает выполнить работ (оказать услуги), являющиеся объектом закупки, в соответствии со всеми требованиями, указанными в извещении и приложениям к нему, и в соответствии с нормативными документами".
Таблица 1
"Предложение о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ"
Участник закупки предлагает выполнить работы (оказать услуги), являющиеся объектом закупки, на следующих условиях.
N строки |
Графа 1 |
Графа 2 |
Графа 3 |
Графа 4 |
Строка 1 |
|
|
|
|
Строка 2 |
|
|
|
|
Строка 3 |
|
|
|
|
_ |
|
|
|
|
Порядок предоставления сведений в виде таблицы 1 "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки"*(3): в графе 1 каждой строки указывается наименование вида выполнения работ (оказания услуг); в графе 2 каждой строки указывается предложение о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ в отношении свойства 1 в рамках вида работ, указанного в графе 1 соответствующей строки, по каждому подвиду выполнения работ (оказания услуг), соответствующему виду выполнения работ (оказания услуг); в графе 3 каждой строки указывается предложение о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ в отношении свойства 2 в рамках вида работ, указанного в графе 1 соответствующей строки, по каждому подвиду выполнения работ (оказания услуг), соответствующему виду выполнения работ (оказания услуг); в графе 4 каждой строки указывается предложение о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ в отношении свойства 3 в рамках вида работ, указанного в графе 1 соответствующей строки, по каждому подвиду выполнения работ (оказания услуг), соответствующему виду выполнения работ (оказания услуг)".
В соответствии с пунктом 16 Положения оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Пунктом 17 Постановления Правительства N 2604 предусмотрено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке (пункт 19 Постановления Правительства N 2604).
Пунктом 22 Положения определено, что в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
В соответствии с пунктом 23 Положения, если в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Глава IV Положения "Оценка заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" предусматривает характеристики, которые определяются и не определяется количественным значением, а также в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением.
Из указанного порядка рассмотрения и оценки заявок следует, что в рамках детализирующего показателя "Качество работ" участнику закупки присваивается 100 баллов заявке, содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки участнику закупки присваивается - 0 баллов.
Инспекция установила, Заказчик для оценки заявок по показателю детализирующему показателю "Выполнение работ (оказание услуг) с учетом организационных и конкурентных преимуществ", предусматривающий оценку характеристики "Качественные характеристики объекта закупки", со следующим перечнем свойств: наличие предложения участника закупки в отношении организационно-технических мероприятий, применяемых в целях выполнения работ (оказания услуг) в порядке, установленном в Описании объекта закупки (свойство 1); наличие предложения участника закупки в отношении исполнения сопутствующих работ (услуг) в порядке, установленном в Описании объекта закупки (свойство 2); наличие предложения участника закупки в отношении контроля качества выполнения работ, применяемого в целях выполнения работ (оказания услуг) в порядке, установленном в Описании объекта закупки (свойство 3).
При этом согласно порядку рассмотрения оценок, в рамках вышеуказанных оцениваемых свойств, Заказчик также требует предоставить следующие сведения:
"В рамках свойства 1 указывается комплекс мер, организационные, технические и технологические решения, методы достижения необходимого предлагаемым к заключению контрактом на выполнение работ по благоустройству общественной территории результата с указанием, в том числе, последовательности операций, режима работы, срока выполнения работ (оказания услуг) в отношении подвида выполнения работ (оказания услуг).
В рамках свойства 2 указывается порядок подготовки места выполнения работ (оказания услуг) перед началом выполнения работ (оказания услуг) для обеспечения достижения необходимого предлагаемым к заключению контрактом на выполнение работ по благоустройству общественной территории результата, порядок исполнения эпидемиологических требований при выполнении работ (оказания услуг), порядок подготовки места выполнения работ (оказания услуг) для обеспечения возможности проведения последующей приемки выполненных работ (оказания услуг) и дальнейшей эксплуатации с указанием, в том числе, на порядок подготовки, доставки и хранения требуемых для достижения результата оборудования, инструментов, инвентаря; совокупность мер, направленную на предотвращение привлекаемыми трудовыми ресурсами нарушений, а также соблюдение пожарной безопасности, техники безопасности, охраны окружающей среды, обеспечиваемое, в том числе, посредством проведения инструктажей; порядок выполнения привлекаемыми трудовыми ресурсами при выполнении работ (оказании услуг) обязанностей по охране труда, определяемых с учетом специальности, квалификации и (или) занимаемой должности в объеме должностных инструкций, принятых участником.
В рамках свойства N 3 указываются действия (комплекс мер), включающие в себя проведение измерений (в т.ч. профилактических), осуществляемых уполномоченным и назначенным на выполнение соответствующего подвида контроля лицом (группой лиц), в целях анализа и повышения качества выполнения работ (оказания услуг) для обеспечения достижения необходимого предлагаемым к заключению контрактом на выполнение работ по благоустройству общественной территории результата с указанием, в том числе, на виды (способы/методы), порядок (программу, план) и периодичность осуществления контроля вида (способа/метода) проведения контроля качества, сроки устранения выявленных недостатков, вид (виды) ответственности при выявлении недостатков, меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недопущение их повторного возникновения".
На основании чего Инспекция приходит к выводу, что Заказчик требует от каждого потенциального участника закупки описать в структурированном формате о том, как он будет исполнять контракт (указать комплекс действий (мер), комплекс мер, организационные, технические и технологические решения, методы достижения необходимого предлагаемым к заключению контрактом), для получения максимального количества баллов.
Анализ извещения позволяет сделать вывод, что в нем под свойством объекта закупки понимается наличие или отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям оказания услуг, при этом наличие предложения участника о том, как будут оказываться услуги или отсутствие предложения участника о том, как будут оказываться услуги не является свойством объекта закупки, поскольку исполнитель обязан будет выполнять их в полном объеме, с теми требованиями, которые установлены Заказчиком при описании объекта закупки.
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение требований пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в порядке оценки корректного определения оцениваемого свойства участника закупки.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
2. Не выдавать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений, так как в материалы дела не представлено доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на процедуру осуществления закупки;
3. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
-------------------------------------------
*(1) Описание подвида выполнения работ (оказания услуг), соответствующего виду выполнения работ (оказания услуг), признается представленным в полном объеме в случае, если такое описание подвида выполнения работ (оказания услуг) содержит описание выполняемых работ (оказываемых услуг) в отношении всех свойств, установленных в настоящем извещении, и такое описание выполняемых работ (оказываемых услуг) в отношении всех свойств, установленных в настоящем изменении, соответствует положениям извещения о закупке.
*(2) Описание подвида выполнения работ (оказания услуг), соответствующего виду выполнения работ (оказания услуг), признается представленным не в полном объеме в случае, если такое описание подвида выполнения работ (оказания услуг) не содержит описания выполняемых работ (оказываемых услуг) в отношении всех свойств, установленных в настоящем извещении, и/или такое описание выполняемых работ (оказываемых услуг) в отношении свойств, установленных в настоящем извещении, не соответствует положениям извещения.
*(3) В случае, если участник предоставляет предложение о качественных характеристиках объекта закупки не в форме, соответствующей таблицы 1, участник при формировании предложения о качественных характеристиках объекта закупки должен учитывать положения порядка предоставления сведений в части необходимости содержания соответствующих сведений, ври этом, вся информация, содержащаяся в таком предложении о качественных характеристиках объекта закупки, должна быть представлена в структурированном виде: любая представленная информация, относящаяся к описанию какого-либо свойства объекта закупки, должна однозначно соотноситься с соответствующим свойством объекта закупки, видом и подвидом выполнения работ (оказания услуг); в рамках описания каждого свойства объекта закупки должна быть изложена информация, относящаяся только к соответствующему свойству объекта закупки с указанием на наименование подвида выполнения работ (оказания услуг), в отношении которого представлены сведения по соответствующему свойству.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 7 июня 2024 г. N 047/06/99-1553/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.06.2024