Резолютивная часть решения объявлена 05.06.2024
Решение в полном объеме изготовлено 10.06.2024
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "" А.О. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"" С.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"" Ч.Г. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи с использованием системы "TrueConf":
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "" А.А., действующая на основании доверенности от 08.02.2024 N ЧО-89,
при участии в рассмотрении жалобы в здании Тывинского УФАС России:
от государственного заказчика - Министерства юстиции Республики Тыва:
- "" Д.М., действующая на основании доверенности от 13.05.2024 N 4,
от подателя жалобы - индивидуального предпринимателя Куулар Дозураш Владимировны:
- "" Д.В., по паспорту гражданина Российской Федерации,
рассмотрев жалобу (вх. N 2186-ЭП/24 от 30.05.2024) индивидуального предпринимателя "" на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме N 0112200000824002477 "На оказание услуг 10 делопроизводителей, 1 курьера и 1 инспектора-делопроизводителя в судебных участках мировых судей Республики Тыва для нужд Министерства юстиции Республики Тыва, начальная (максимальная) цена контракта: 3 192 000,00 рублей, и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения, а также указанные уведомления и ссылка на видеоконференцсвязь "TrueConf" с инструкцией по подключению размещены в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), в разделе "Реестр жалоб" под реестровым номером 202400187300000260.
Согласно жалобе ИП "" ее права и законные интересы нарушены следующими действиями (бездействием) государственного заказчика:
1.) при формировании начальной (максимальной) цены контракта (далее НМЦК) не учеты расходы на горюче-смазочных материалов (ГСМ) при осуществлении курьерских услуг;
2.) объединены в один лот функционально, не связанные услуги, а именно: услуги курьера и транспортные услуги для перевозки курьера;
3.) неправомерно установлено требование к исполнителю о том, что исполнитель оказываемых услуг, в случае привлечения физических лиц на условиях гражданско-правовых договоров, или штатных сотрудников (работников), оформленных на работу в соответствии с требованиями и нормами Трудового Кодекса Российской Федерации, для исполнения контракта в обязательном порядке должен рассчитывать выплаты и фонд оплаты труда, не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством, в полном объеме произвести отчисления в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 263 НК РФ, что также не входит в обоснование НМЦК.
На заседании Комиссии представитель государственного заказчика не согласилась с доводами жалобы и пояснила, что начальная (максимальная) цена контракта сформирована с учетом доведенных лимитов бюджетных средств.
Представитель уполномоченного органа поддержала доводы государственного заказчика.
Рассмотрев жалобу, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, а также проведя внеплановую документарную проверку извещения о проведении запроса котировок в электронной форме N 0112200000824002477 "На оказание услуг 10 делопроизводителей, 1 курьера и 1 инспектора-делопроизводителя в судебных участках мировых судей Республики Тыва для нужд Министерства юстиции Республики Тыва, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
27.05.2024 уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в ЕИС размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0112200000824002477 "На оказание услуг 10 делопроизводителей, 1 курьера и 1 инспектора-делопроизводителя в судебных участках мировых судей Республики Тыва для нужд Министерства юстиции Республики Тыва, начальная (максимальная) цена контракта: 3 192 000,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов запроса котировок в электронной форме N 0112200000824002477 от 03.06.2024 комиссией по осуществлению закупок рассмотрены заявки участников закупки на предмет соответствия требованиям извещения и принято следующее решение:
Номер заявки |
Порядковый номер |
Решение о соответствии заявки требованиям, установленным в извещении, или об отклонении заявки |
55387 |
1 |
Соответствует |
55362 |
2 |
Соответствует |
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 N 122 утвержден порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Порядок), который вступил в законную силу 31.03.2017.
Подпунктом 2 пункта 6.1 раздела 5 Порядка уполномоченный орган разрабатывает, утверждает и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, за исключением описания объекта закупки, проекта контракта (договора), критериев оценки заявок на участие в конкурсе, наличия преимуществ и ограничений (запретов, условий допуска), единых и дополнительных требований к участникам закупки, обоснования начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг.
Согласно подпункту 3 пункта 6.1 раздела 6 Порядка заказчик формирует и направляет в уполномоченный орган заявку на закупку, в том числе утвержденное руководителем заказчика или иным уполномоченным лицом описание объекта закупки и проект контракта (договора), подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя или иного уполномоченного лица, через РКС.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 6.1.1 раздела 6 Порядка координатор торгов формирует в РКС соглашение о проведении совместных конкурсов или аукционов.
Пунктом 6.5 раздела 6 Порядка соглашение о проведении совместных конкурсов или аукционов формируется и заключается в РКС, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организатора и заказчика.
На основании изложенного, государственный заказчик - Министерство юстиции Республики Тыва несет ответственность за разработку извещения об осуществлении закупки, в части описания объекта закупки и проекта контракта (договора), критериев оценки заявок на участие в конкурсе, наличия ограничений (запретов, преимуществ), единых требований к участникам закупки.
1. Комиссия Тывинского УФАС России проанализировав обоснование начальной (максимальной) цены контракта, размещенной государственным заказчиком в ЕИС, установила, что при формировании начальной (максимальной) цены контракта государственным заказчиком применен метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) на основании коммерческих предложений.
Согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 11.03.2021 N 111 утверждено Положение о Службе по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва, согласно которому Служба по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, уполномоченным осуществлять внутренний государственный финансовый контроль в финансовобюджетной сфере, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Тыва.
Таким образом, Законом о контрактной системе не предусмотрено право антимонопольного органа на осуществление контроля в отношении правомерности формирования начальной (максимальной) цены контракта, в связи с чем, довод ИП "" о неправомерности формирования начальной (максимальной) цены контракта не может быть рассмотрен по существу.
При этом, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу о целесообразности направления жалобу ИП "" в указанной части в Службу по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва для рассмотрения вопроса о правомерности формирования начальной (максимальной) цены контракта запроса котировок в электронной форме N 0112200000824002477 в рамках своей компетенции.
2. Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Из буквального толкования положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований законодательства о контрактной системе.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Запрещается совершение заказчиками и их должностными лицами любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
Описание объекта закупки (техническое задание) приведено в приложении к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме N 0112200000824002477, в частности, установлено следующее требование: "Оказание курьерских услуг для судебных участков г. Кызыла. В состав услуг входит: своевременную доставку судебной корреспонденции адресатам, направленной с нарочным, доставка осуществляется на своем автомобильном транспорте (наемном), расходы на ГСМ входят в оплату услуг".
В соответствии со спецификацией к проекту государственного контракта, установленного в приложении N 1, установлено требование: "Иные требования: Исполнитель оказываемых услуг должен иметь свое личное автотранспортное средство для перевозки курьера для раздачи судебной корреспонденции адресатам, направленной с нарочным; заказных писем; выполнение иных поручений".
Согласно правовой позиции ФАС России, отраженной в своем письме от 28.09.2017 N РП/66917/17, следует, что объединение в один лот товаров, работ, услуг является правомерным, если такие товары, работы, услуги технологически и функционально взаимосвязаны, а также при отсутствии ограничения доступа хозяйствующих субъектов к участию в закупках.
Кроме того, как указал Президиум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 3 своего Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017, при проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг, если это не приводит к ограничению числа участников закупки.
Применительно к рассматриваемому случаю, условие о необходимости доставки судебной корреспонденции адресатам с использованием автомобильного транспорта относится к описанию самих курьерских услуг.
Учитывая, что государственным заказчиком объединены в один лот технологически и функционально связанные услуги - услуги курьера и транспортные услуги для перевозки курьера, без которого оказание услуг по своевременной доставке судебной корреспонденции надлежащим образом невозможно, такое объединение соответствует требованиям статьи 8 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в материалах дела доказательства, свидетельствующие об ограничении количества участников закупки в результате такого объединения, отсутствует, ИП "" не представлено.
Более того, представитель уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснила, что ИП "" является участником запроса котировок в электронной форме N 0112200000824002477, что также свидетельствует о том, что положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме N 0112200000824002477 не ограничивает ее право на участие в закупке.
Таким образом, довод ИП "" о неправомерном объединении в один лот функционально, не связанных услуг, является необоснованным.
3. Как указано выше, из буквального толкования положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В описании объекта закупки (техническое задание) установлено, в том числе, следующее требование: "Иные требования: Исполнитель оказываемых услуг в случае привлечения физических лиц на условиях гражданско-правовых договоров, или штатных сотрудников (работников), оформленных на работу в соответствии с требованиями и нормами Трудового Кодекса РФ, для исполнения контракта в обязательном порядке должен рассчитывать выплаты и фонд оплаты труда, не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством, в полном объеме произвести отчисления в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 263 НК РФ".
Так, абзацем 3 статьи 11 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определено, что все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях со своими работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства Российской Федерации и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с частями первой, третьей статьи 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Согласно части 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
На основании изложенного, вышеуказанное требование является общей нормой в соответствии с трудовым и налоговым законодательством и не противоречит законодательству о контрактной системе.
Следовательно, довод ИП "" о неправомерности установления условия, указанного выше, не нашел своего подтверждения.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установлено следующее.
Как было указано выше, описание объекта закупки (техническое задание) приведено в приложении к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме N 0112200000824002477, в том числе, по пункту 1 раздела 3 установлены следующие требования: "Оказание курьерских услуг для судебных участков г. Кызыла. В состав услуг входит: своевременную доставку судебной корреспонденции адресатам, направленной с нарочным, доставка осуществляется на своем автомобильном транспорте (наемном), расходы на ГСМ входят в оплату услуг".
Пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
Аналогичные требования указаны в пункте 3 раздела 1 проекта контракта извещения о проведении запроса котировок в электронной форме N 0112200000824002477.
В соответствии со спецификацией к проекту государственного контракта, установленного в приложении N 1, установлено требование: "Иные требования: Исполнитель оказываемых услуг должен иметь свое личное автотранспортное средство для перевозки курьера для раздачи судебной корреспонденции адресатам, направленной с нарочным; заказных писем; выполнение иных поручений".
На основании изложенного, условие о необходимости исключительного наличия транспортного средства у курьеров или возможность его найма в проекте контракта противоречит друг другу.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - Министерства юстиции Республики Тыва установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, в части установления в описании объекта закупки запроса котировок в электронной форме N 0112200000824002477 и в проекте контракта противоречивой информации к порядку оказания услуг.
Указанные действия должностного лица государственного заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя "" необоснованной.
2. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях государственного заказчика - Министерства юстиции Республики Тыва нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 5 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части установления в описании объекта закупки запроса котировок в электронной форме N 0112200000824002477 и в проекте контракта противоречивой информации к порядку оказания услуг.
3. Выдать государственному заказчику - Министерству юстиции Республики Тыва предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждения дела об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица, а также в Службу по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва для рассмотрения вопроса о правомерности формирования начальной (максимальной) цены контракта запроса котировок в электронной форме N 0112200000824002477 в рамках своей компетенции.
Председательствующий Комиссии |
А.О. ""
|
Члены Комиссии |
С.С. ""
Ч.К. "" |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 10 июня 2024 г. N 017/06/105-262/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2024