Резолютивная часть решения объявлена 10.06.2024
Решение в полном объеме изготовлено 14.06.2024
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии:
"_______" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"_______" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_______" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении обращения посредством видеоконференцсвязи с использованием платформы "TrueConf":
от индивидуального предпринимателя "_______" (далее - ИП "_______" ):
- "_______" действующая на основании доверенности от 10.11.2023 б/н;
при участии в рассмотрении обращения в здании Тывинского УФАС России:
от заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Республиканский консультативное-диагностический центр" (далее - ГБУЗ РТ "РКДЦ"):
- "_______", действующий на основании доверенности от 05.06.2024 б/н,
в отсутствии надлежащим образом извещенном о времени и месте рассмотрения обращения представителя уполномоченного органа - Министерства
Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок,
рассмотрев обращение (вх. N 2244-ЭП/24 от 04.06.2024) ГБУЗ РТ "РКДЦ" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ИП "_______" (236010, Калининградская область, г. Калининград, ул. Тенистая аллея, д. 15, кв. 14, ОГРНИП: 322390000007206, ИНН: 390503384180, дата присвоения ОГРНИП: 13.10.2022), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 19.02.2023 N 0018, заключенного по итогам электронного аукциона N 0112200000824000018 на приобретение расходных материалов для анализатора Sysmex серии XN-L для нужд ГБУЗ РТ "РКДЦ" на 2024 год, Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 05.06.2024 N 148/24 в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0112200000824000018.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, заказчика, поставщика и оператора электронной торговой площадки были направлены уведомления о месте и времени рассмотрения обращения.
Кроме того, информация о дате и времени рассмотрения обращения была размещена в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
В силу подпункта "д" пункта 9 Правил заказчику и участнику закупки с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении информации о проведении внеплановой проверки. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика и участника закупки о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверки.
Таким образом, заказчик и участник закупки считаются надлежащими извещенными о месте, дате и времени рассмотрения настоящего обращения.
На заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель заказчика поддержал обращение в полном объеме и пояснил, что поставленный товар от 28.03.2023 несоответствует условиям контракта, а именно остаточный срок годности лизирующего реагента, флуоресцентного красителя на момент поставки составляет менее 7 месяцев.
До рассмотрения обращения ГБУЗ РТ "РКДЦ" в адрес Тывинского УФАС России поступило письменное возражение (вх. N 2378-ЭП/24 от 11.06.2024) от представителя ИП "_______", согласно которому 04.04.2024 поставщиком ИП "_______" был поставлен товар:
1. СТ661628 Универсальны дилюент CELLPACK DCL, 20 л - 12 шт;
2. CV377552 Флуоресцентный краситель FLUOROCELL WDF 2х42 мл - 2 шт;
3. 83401621 Депротеинизатор CELLCLEAN (50 ml) - 2 шт, что никаких действий в ответ заказчиком не предпринято на поставленный товар.
На заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель поставщика поддержала письменные пояснения в полном объеме и пояснила, что часть поставленных товаров соответствуют условиям контракта, а остальные товары ИП "_______" не отказывается поставить заказчику.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-271/2024, а также выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении обращения, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в ЕИС 25.01.2024 размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000824000018 на приобретение расходных материалов для анализатора Sysmex серии XN-L для нужд ГБУЗ РТ "РКДЦ" на 2024 год, начальная (максимальная) цена контракта: 483 168,88 рублей.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 02.02.2024 наименьшее ценовое предложение представлено участником закупки N 2039259 в размере 376 871,76 рублей, участником закупки N 2038157 представлено ценовое предложение в размере 401 030,2 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0112200000824000018 от 05.02.2024 заявки участников закупки N 2039259 и N 2038157 признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям, установленным законодательством о контрактной системе и извещением о проведении электронного аукциона N 0112200000824000018.
Победителем электронного аукциона N 0112200000824000018 признан участник закупки N 2039259 (ИП "_______").
19.02.2023 по итогам электронного аукциона N 0112200000824000018 между ГБУЗ РТ "РКДЦ" и ИП "_______" заключен контракт N 0018 на приобретение расходных материалов для анализатора Sysmex серии XN-L для нужд ГБУЗ РТ "РКДЦ" на 2024 год на сумму 376 871,76 рублей (далее - Контракт).
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
При этом, необходимо различать неисполнение контракта, как нарушение гражданско-правовых обязательств в результате обычной хозяйственной деятельности, от нарушений гражданско-правовых обязательств в результате недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), злоупотребления им правами.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 10.3 Контракта предусмотрено право заказчика на принятие решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Порядок расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
В силу части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю).
Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято 22.05.2024 и размещено в ЕИС 23.05.2024, следовательно, в соответствии с требованиями пунктов 2 и 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе указанное решение получено ИП "_______" 23.05.2024 и вступило в законную силу 04.06.2024.
Как следует из материалов дела и установлено Комиссией Тывинского УФАС России, основанием для принятия заказчиком решения от 22.05.2024 об одностороннем отказе от исполнения Контракта является поставка товаров, не соответствующих условиям Контракта.
Так, ИП "_______" 10.03.2024 с использованием функционала ЕИС направлен документ о приемке товара N 97 (Счет N 97 от 07.03.2024, товарная накладная N 97 от 07.03.2024), согласно которому поставлены товары на сумму 376 871,76 рублей:
1) CT661628 Универсальный дилюент CELLPACKDCL, 20 л, 12 упак;
2) 90411414 Лизирующий реагент Sulfolyser 5L,1 упак;
3) AL337564 Лизирующий реагент LYSERCELL WDF 5л, 2 упак;
4) CV377552 Флуоресцентный краситель FLUOROCELL WDF 2х42 мл 2 шт;
5) 83401621 Депротеинизатор CELLCLEAN (50 ml) 2 шт;
6) 213570 Материал контрольный XN-L Check 1х3ml, 1 упак;
7) 213571 Материал контрольный XN-L Check 1x3 ml,1 упак;
8) 213572 Материал контрольный XN-L Check 1x3 ml,1 упак;
Указанный документ 29.03.2024 отказан в приемке ГБУЗ РТ "РКДЦ" и приложен мотивированный отказ от приемки N 359 от 29.03.2024, с требованием устранения недостатков в течение 14 дней, ссылаясь на то, что поставленный товар не удовлетворяет требованию контракта (пункт 5.4) "Срок годности товара на момент поставки должен составлять не менее 8 (восемь) месяцев", поставленный товар, а именно: лизирующий реагент - остаточный срок годности на момент поставки 16 октября 2024, что является менее 7 месяцев на момент поставки, также флуоресцентный краситель - остаточный срок годности на момент поставки 23 октября 2024, что является менее 7 месяцев на момент поставки, и фасовка лизирующего реагента WDF должна соответствовать извещению закупки N 0112200000824000018, то есть 2 фл. по 4 л. в упаковке, также товар поставлен без хладоэлементов и термоиндикаторов, что противоречит перевозу товара и делает его не пригодным для работы.
На мотивированный отказ заказчика ИП "_______" А.И. 04.04.2024 повторно с использованием функционала ЕИС направлен документ о приемке товара N 97 (Счет N 97 от 31.03.2024, товарная накладная N 97 от 31.03.2024), согласно которому поставлены товары на сумму 269 546,36 рублей, с исключением товаров, который отказался от приемки заказчик:
1) CT661628 Универсальный дилюент CELLPACKDCL, 20 л, 12 упак;
2) CV377552 Флуоресцентный краситель FLUOROCELL WDF 2х42 мл 2 шт;
3) 83401621 Депротеинизатор CELLCLEAN (50 ml) 2 шт.
Какие-либо документы, подтверждающие несоответствие товаров по документу приемки от 04.04.2024 в материалах дела не имеются.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Как следует из мотивированного отказа заказчика от приемки товара N 359 от 29.03.2024, часть товаров в соответствии с документом о приемке товара от 10.03.2024 N 97 не соответствуют условиям Контракта (по сроку годности), а в отношении остальных товаров мотивированный отказ не содержит сведений об их несоответствии условиям Контракта, в связи с чем, поставщиком в отношении указанных товаров направлен документ о приемке товара от 04.04.2024 N 97.
Вместе с тем, информация о принятии или об отказе в принятии товара в соответствии с документом о приемке товара от 04.04.2024 N 97 в ЕИС отсутствует.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что заказчик не может принять решение о принятии или об отказе в принятии товара, поскольку указанный товар не поступил заказчику.
Однако, данный товар уже имеется в распоряжении заказчика (поставлен заказчику в соответствии с документом о приемке товара от 10.03.2024 N 97), то есть поставщик направляя документ о приемке товара от 04.04.2024 N 97 фактически привел предыдущий документ о приемке товара от 10.03.2024 N 97 в соответствие с мотивированным отказом заказчика от приемки товара N 359 от 29.03.2024.
На заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель поставщика пояснила, что в связи с тем, что заказчик не принял решение о принятии или непринятии товара, указанного в документе о приемке товара от 04.04.2024 N 97 и соответствующего условиям Контракта, у ИП "_______" отсутствует возможность поставить остальной товар.
Более того, необходимо отметить, что ГБУЗ РТ "РКДЦ" в материалы дела не представлены доказательства, явно свидетельствующие о поставке ИП "_______" товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для ГБУЗ РТ "РКДЦ" срок.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о совершении ИП "_______" существенных нарушений при исполнении Контракта.
Пунктом 15 Правил предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, при котором орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, а именно заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (абзац 3 подпункта "а").
При таких обстоятельствах, с учетом имеющихся в материалах дела документов, действий сторон контракта, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что информация о поставщике не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Правил,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Тыва "Республиканский консультативно-диагностический центр" в отношении индивидуального предпринимателя "_______" (ИНН: 390503384180, ОГРНИП: 322390000007206), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 0018 от 19.02.2024 года заключенного по результатам электронного аукциона N 0112200000824000018 на приобретение расходных материалов для анализатора Sysmex серии XN-L для нужд ГБУЗ РТ "РКДЦ" на 2024 год в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председательствующий Комиссии |
"______" |
|
Члены Комиссии |
|
"_______" |
|
|
"______" |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 14 июня 2024 г. N 017/06/104-271/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2024