На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссий ФАС России по контролю в сфере закупок" комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством видео-конференц-связи обращение ООО ТД "Завод СпецАгрегат" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГБУ "Автомобильные дороги" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на поставку техники для содержания объектов дорожного хозяйства для нужд ГБУ "Автомобильные дороги" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173200001424000713) (далее соответственно - Аукцион, Извещение, Товар)
УСТАНОВИЛА:
В связи с поступлением в ФАС России обращения, содержащего информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона, Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Согласно доводу обращения Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом сформировавших описание объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения обращения Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 05.06.2024 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 11.06.2024.
В соответствии с Извещением, протоколом, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 13.05.2024;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 12 007 569 922,12 руб.;
4) источник финансирования - закупка за счет собственных средств;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 29.05.2024;
6) протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.05.2024 N ИЭА1 (далее - Протокол подведения итогов) Аукцион признан несостоявшимся на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе, поскольку по окончании срока подачи заявок подана одна заявка на участие в закупке ООО "Меркатор", признанная соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом сформировано Описание объекта закупки, поскольку в рамках одного лота Заказчиком приобретаются товары на общую стоимость 12 007 569 922,12 руб., что приводит к необоснованному ограничению числа возможных участников Аукциона.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен в описании объекта закупки указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Во исполнение положений части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
Согласно пункту 1 Постановления N 616 устанавливается запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - Перечень).
Кроме того, положениями пункта 2 Постановления N 616 устанавливается запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
Подпунктом "а" пункта 6 Постановления N 616 установлено, что в целях реализации Постановления N 616 подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации.
Пункт 98 Перечня содержит код ОКПД2 29.10.59.130 "Средства транспортные для коммунального хозяйства и содержания дорог".
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки, поскольку в рамках одного лота объединена поставка более 1 000 единиц Товара шести разных видов, что приводит к увеличению НМЦК, суммы обеспечения заявки, суммы обеспечения исполнения государственного контракта, а также цены исполненного контракта (договора), представляемого участниками Аукциона в подтверждение наличия опыта, в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Также представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что в случае разделения лота на самостоятельные объекты закупки по видам товаров на участие в закупке может быть подано более 3 заявок.
Кроме того, представитель Заявителя пояснил, что возможностью поставки приобретаемого Заказчиком, Уполномоченным органом Товара обладают следующие юридические лица: ООО "ЗДТ "Регион 45", ООО "Компания "Коммунал-Авто", ООО "Завод КДМ", ООО "Авто Поставка", АО "КОМИНВЕСТ-АКМТ".
Согласно Описанию объекта закупки исполнителю необходимо поставить в том числе следующий товар: "Машина коммунально-уборочная многофункциональная" с кодом ОКПД 2 - 29.10.59.139.
Комиссией установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в составе Извещения установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств предусмотренный Постановлением N 616.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что при формировании объекта закупки и НМЦК использован метод сопоставимых рыночных цен на основании полученных коммерческих предложений от трех потенциальных поставщиков закупаемого Товара:
ООО "Меркатор" - предложена стоимость поставляемого Товара -12 018 160 500 руб.;
ООО "Компания "Коммунал Авто" - 12 016 006 000 руб.;
ООО "Автопоставка" - 12 014 962 853 руб.
Также Комиссией установлено, что в составе ответов на запросы коммерческих предложений, ООО "Компания "Коммунал Авто" и ООО "Автопоставка" предложены к поставке в том числе "Машины коммунально-уборочные многофункциональные" с указанием страны происхождения Италия и Германия.
Таким образом, при формировании НМЦК два из трех ответов на запросы коммерческих предложений содержали сведения о поставке товаров иностранного производства, которые не подлежат поставке в силу наличия запрета, предусмотренного Постановлением N 616.
Учитывая изложенное, Описание объекта закупки сформировано Заказчиком, Уполномоченным органом фактически на основании одного коммерческого предложения, при этом в рамках одной закупки приобретается более 1 000 единиц Товара шести разных видов, что привело к необоснованному укрупнению лота, несоблюдению положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что в конечном итоге ограничивает количество участников закупки.
Кроме того, Комиссией направлены запросы о возможности поставки товаров на условиях и в сроки, предусмотренные Извещением. По результатам рассмотрения запросов Комиссией получены ответы от ООО "Компания "Коммунал-Авто", АО "КОМИНВЕСТ-АКМТ", ООО "Завод КДМ", согласно которым участие в Аукционе на условиях и в сроки, предусмотренных Извещением не представляется возможным ввиду высокой стоимости лота и как следствие обеспечения, и большого перечня оборудования.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом сформировавших Описание объекта закупки, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что заключен государственный контракт, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы от 11.06.2024 по делу N 24/44/99/115 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 июня 2024 г. N 24/44/99/115
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2024