Резолютивная часть решения объявлена 17.06.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 18.06.2024 года. Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:
Председатель Комиссии: И.В. Поткина - руководитель управления,
Члены Комиссии: Т.С. Рябкова - заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов, С.С. Кажушко - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов, в присутствии представителя областного бюджетного учреждения культуры "Липецкий государственный театр кукол": Журавлевой Н.Е. (по доверенности), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Пономарева М.Д. на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку звукового театрального оборудования (реестровый номер 0346200015924000007) (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В Липецкое УФАС России, посредством ЕИС, поступила жалоба индивидуального предпринимателя Пономарева М.Д. (далее- заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона (заказчик - областное бюджетное учреждение культуры "Липецкий государственный театр кукол"). Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также- Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению. Сведения о времени и месте рассмотрения жалобы размещены Липецким УФАС России на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "Жалобы". Рассмотрение жалобы осуществлялось в отсутствие заявителя и его представителей. Как следует из доводов жалобы заявителя, заказчиком при проведении закупки допущены следующие нарушения Закона о контрактной системе:
- в извещении ненадлежащим образом указано описание объекта закупки, содержащее недостоверные сведения, вводящие в заблуждение и ограничившие количество участников закупки;
- размещены разъяснения положений извещения о проведении закупки без указания предмета запросов участника закупки. Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель заказчика с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения. Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами, выслушав мнение представителя заказчика, проведя внеплановую проверку на основании Приказа Липецкого УФАС России, Комиссия Липецкого УФАС России
установила
следующее. Извещение о проведении электронного аукциона на поставку звукового театрального оборудования (реестровый номер 0346200015924000007) с приложениями размещено 30.05.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее- ЕИС).
Дата и время окончания срока подачи заявок - 10.06.2024 10:00, Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта - 10.06.2024, Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 11.06.2024.
Начальная (максимальная) цена контракта 410 352,00 руб. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что заказчиком в извещении ненадлежащим образом указано описание объекта закупки, содержащее недостоверные сведения, вводящие в заблуждение и ограничившие количество участников закупки, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным, ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование заказчиками при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
На основании пункта 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе, единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе, формирование и ведение в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Так, Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, объектом рассматриваемой закупки является поставка звукового театрального оборудования: 1 позиция - Акустическая система (активный монитор) - 2шт; 2 позиция - Акустическая система (акустическая система) - 2шт. Как следует из довода жалобы заявителя, заказчиком при описании объекта закупки по 1 позиции - Акустическая система (активный монитор) корректно применен код КТРУ 26.40.31.190-00000011 "Акустическая система", но некорректно описан объект закупки, поскольку по отдельности каждая характеристика соответствует реальному оборудованию, но их совокупность сужает итоговую модель до приемлемых. Так, по мнению заявителя, в описание объекта закупки заказчик включил ряд характеристик, которые не позволяют осуществить поставку требуемого заказчику товара, вводят в заблуждение и ограничивают количество участников закупки. Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, заказчиком в структурированной форме извещения о проведении электронного аукциона, по 1 позиции, установлены требования к техническим характеристикам поставляемого товара в соответствии с позицией КТРУ 26.40.31.190-00000011 "Акустическая система", в числе которых, оспариваемые заявителем:
-по характеристике: "Вид" установлено значение "Монитор сценический", -по характеристике: "Угол раскрытия по горизонтали, градус" установлено значение " 75", -по характеристике: "Угол раскрытия по вертикали, градус" установлено значение "
75", -по характеристике: "Пиковая мощность" установлено значение "
1200 Ватт", -по характеристике: "Глубина" установлено значение "
500 миллиметров", -по характеристике: "Ширина" установлено значение "
600 миллиметров", -по характеристике: "Высота" установлено значение "
400 миллиметров", -по характеристике: "Способ размещения" установлены значения "Напольная, Настенная, Установка на стойку". По мнению заявителя, наличие в описании объекта закупки данных характеристик не позволяет осуществить поставку даже одной модели требуемого заказчику товара. Между тем, в соответствии с письмом ФАС России от 11.08.2021 NПИ/67237/21, объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товаров соответствовало как минимум два производителя. Заказчиком в материалы рассмотрения жалобы представлена сравнительная таблица, в которой указано, что под его потребность, по позиции 1, подходят товары следующих моделей: FBT X-PRO 112MA, MCF N-1201LM (DSP+).
Вместе с тем, проанализировав представленную заказчиком таблицу, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в ней, в отношении указанных моделей товаров отсутствуют следующие характеристики, оспариваемые заявителем: "Угол раскрытия по горизонтали", "Угол раскрытия по вертикали", что не опровергает довод заявителя, что указанная модель не соответствует требованиям технического задания заказчика. В связи с чем, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что заказчиком не представлены документы и сведения, свидетельствующие об обеспечении требований законодательства о контрактной системе, в том числе обеспечении конкуренции, при проведении электронного аукциона. Более того, как установлено, на участие в рассматриваемой закупке от участников не было подано ни одной заявки. Электронный аукцион признан несостоявшимся. В связи с вышеизложенным, описание объекта рассматриваемой закупки, составленное заказчиком, противоречит требованиям пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе. Выявленное нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе содержит признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.4.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что заказчиком размещены разъяснения положений извещения о проведении закупки без указания предмета запросов участника закупки, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным, ввиду следующего.
В силу ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки. Как установлено, 04.06., 06.06., 07.06.2024 заказчиком в ЕИС размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки без указания предмета запросов участника, что нарушает требования ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе. Выявленное нарушение ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе содержит признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Более того, Комиссией Липецкого УФАС России при проведении проверки в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе в действиях заказчика были установлены нарушения требований ч.6 ст.31, ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем.
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки. Между тем, частями 1 и 2 ст.43 Закона о контрактной системе установлены требования к перечню документов и информации, содержащихся в предоставляемой участниками заявке на участие в закупке. При этом, в силу ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе, требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи , не допускается. Как установлено, извещение о проведении электронного аукциона содержит следующее требование к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе: "Соответствие требованиям, установленным в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.05.2022 N 252 "О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций", постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 N 851 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. N 252" - участник закупки не может являться лицом, находящимся под санкциями". При этом, в электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" установлено, что в соответствии со статьей 43 Закона заявка на участие в закупке, в числе прочего, должна содержать следующую информацию и документы: "1.2.
Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона: Участник закупки не должен являться юридическим или физическим лицом, в отношении которого применяются специальные экономические меры, предусмотренные подпунктом "а" пункта 2 Указа Президента РФ от 03.05.2022 N252 "О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций", либо являться организацией, находящейся под контролем таких лиц. Подтверждающие документы: Соответствие участника закупки установленным в извещении об осуществлении закупки требованиям Указа N252, а также принятого в его реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 N851 (далее - Постановление N851) подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица)". Между тем, информационным письмом Минфина России от 20.07.2022 N24-01- 06/69926 "О направлении информации о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N44-ФЗ в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. N252 и постановления Правительства Российской Федерации от 11 мая 2022 г. N 851", в числе прочего, установлено следующее: "...Указом N252, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N281-ФЗ "О специальных экономических мерах и принудительных мерах", введены специальные экономические меры (далее - санкции) в отношении отдельных юридических лиц, физических лиц и находящихся под их контролем организаций, предусматривающие запрет совершать сделки с такими лицами и организациями, а также исполнять перед ними обязательства по совершенным сделкам, если такие обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме. Постановлением N851 на основании пункта 5 Указа N252 утвержден перечень юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры, а также определены дополнительные критерии отнесения к сделкам, совершение которых с лицами, находящимися под санкциями (включенные в указанный перечень юридические лица и находящиеся под их контролем организации), а также исполнение обязательств перед которыми запрещено. Реализация указанного запрета совершать и исполнять сделки при осуществлении закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ обеспечивается путем: отклонения заявок, поданных лицами, находящимися под санкциями; отстранения лиц, находящихся под санкциями, от заключения контрактов или отказа от заключения с ними контрактов (часть 9 статьи 31 Закона N 44-ФЗ); расторжения контрактов, заключенных с лицами, находящимися под санкциями (пункт 1 части 15 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
Указанный запрет применяется вне зависимости от товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, и не устанавливает требований непосредственно к лицам для осуществления поставки закупаемых товаров, выполнения закупаемых работ, оказания з акупаемых услуг, в связи с чем не образует требования, указанного в п ункте 1 части 1 с татьи 31 З а кона N 44-ФЗ...".
Исходя из вышеизложенного, установленное в извещении требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.05.2022 N 252 "О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций", постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 N 851 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. N 252" - участник закупки не может являться лицом, находящимся под санкциями, с предоставлением подтверждающих документов, является не правомерным. Более того, как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, отдельно установленное в электронном документе: "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" требование о включении в состав заявки документов, подтверждающих соответствие участников установленному по п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе требованию об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.05.2022 N252 "О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций", постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 N851 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. N252" - участник закупки не может являться лицом, находящимся под санкциями, является неправомерным и нарушает требования ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе. Выявленные нарушения ч.6 ст.31, ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе содержат признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Руководствуясь ст.99, ст.105, ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Пономарева М.Д. на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку звукового театрального оборудования (реестровый номер 0346200015924000007) обоснованной.
2. В действиях заказчика установлены нарушения ч.6 ст.31, п.1 ч.2, ч.5 ст.42, ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, ввиду признания закупки несостоявшейся.
4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения. Председатель Комиссии: И.В. Поткина Члены Комиссии: Т.С. Рябкова С.С. Кажушко
2024-4965
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 17 июня 2024 г. N 048/06/106-469/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2024