Резолютивная часть решения оглашена 17.06.2024.
Решение в полном объеме изготовлено 18.06.2024.
На основании ст.99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее -Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России) в составе: председателя Комиссии: Поткина И.В., члены Комиссии: Рябкова Т.С., Кажушко С.С., рассматривается обращение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с.Кореневщино Добровского муниципального округа Липецкой области (далее также- заказчик), содержащее информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта от 06.10.2023 N0846600001223000065 на выполнение работ по ремонту кабинетов для расположения центра "Точка роста" в МБОУ СОШ с.Кореневщино, Добровского муниципального района, Липецкой области (реестровый номер контракта 3480500224823000002 ), заключенного с ООО "СПЕЦСТРОЙ" (далее также - общество, подрядчик) по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0846600001223000065, а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с ненадлежащим исполнением подрядчиком обязательств по контракту.
На основании п.13 Правил, приказа Липецкого УФАС России, Комиссией проводится внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки. Указанное обращение заказчик разместил в единой информационной системе (далее- ЕИС) 07.06.2024.
Заседание Комиссии по рассмотрению обращения и проведению проверки назначено на 11.06.2024.
В указанную дату в заседании Комиссии приняли участие представители:
- ООО "СПЕЦСТРОЙ": Шипулин А.Л. (по доверенности), - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Кореневщино Добровского муниципального округа Липецкой области: Кузнецова Н.Н. (директор), посредством видеоконференцсвязи. Представитель заказчика по факту одностороннего отказа от исполнения контракта пояснил, что работы, предусмотренные контрактом, в установленный срок и надлежащим образом обществом выполнены не были, что подтверждается заключением эксперта. Кроме того, факт ненадлежащего исполнения обществом принятых на себя обязательств по контракту был установлен в ходе проводимой прокуратурой Добровского района проверки, а также в ходе судебного разбирательства. Указанные обстоятельства послужили основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. В связи с чем, сведения об обществе подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Представитель общества пояснил, что работы, предусмотренные контрактом обществом были выполнены надлежащим образом и в полном объеме, что подтверждается представленным общим журналом работ, актами выполненных работ. С недостатками, указанными в имеющемся у заказчика заключении эксперта общество не ознакомлено, поскольку данное заключение от заказчика не получало. Считает принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта неправомерным. В связи с возникшей необходимостью получения от сторон дополнительных документов и пояснений, Комиссией объявлен перерыв до 17.06.2024.
После объявленного перерыва в заседании Комиссии, посредством видеоконференцсвязи, принял участие представитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с.Кореневщино Добровского муниципального округа Липецкой области: Кузнецова Н.Н. (директор). Общество не обеспечило явку своих представителей.
В ходе анализа представленных документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее. 06.10.2023 между заказчиком и подрядчиком заключен контракт N0846600001223000065 на выполнение работ по ремонту кабинетов для расположения центра "Точка роста" в МБОУ СОШ с. Кореневщино, Добровского муниципального района, Липецкой области (реестровый номер контракта 3480500224823000002 ) (далее - контракт).
Согласно п.1.1 контракта, по настоящему контракту Подрядчик обязуется в установленный срок выполнить работы по ремонту кабинетов для расположения центра "Точка роста" в МБОУ СОШ с. Кореневщино, Добровского муниципального района, Липецкой области (далее - "работы", "Объект") в соответствии с условиями настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их в порядке и на условиях, определенных настоящим Контрактом.
В соответствии с п.1.2. контракта, подрядчик выполняет работы в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1 к Контракту), локальными сметными расчетами N 02-01-01, 02-01-02, 02-01-07, 06-01-01, 09-01-01, 02-01-06, 02-01-05, 02-01-04, 02-01-03 (Приложения N 2 к Контракту), определяющими объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, а также условиями настоящего Контракта, определяющими цену работ и сроки их выполнения.
Согласно ст.708 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы. Так, в соответствии п.1.3. контракта, срок выполнения работ: начало - с момента подписания контракта окончание - 20 календарных дней с момента заключения контракта.
Таким образом, в рамках заключенного контракта, подрядчику надлежало в срок: с 06.10.2023 до 25.10.2023 выполнить работы, предусмотренные контрактом. Как установлено, обществом, в указанный срок, работы, предусмотренные контрактом, выполнены не были. При этом, согласно пояснений представителя общества, причиной нарушения срока выполнения работ по контракту явилось просьба заказчика наклеить на стены брендированные обои, а не те, что были предусмотрены изначально сметой. Кроме того, заказчик также потребовал установить не предусмотренные сметой входные двери. Наличие данных обстоятельств, по мнению представителя общества, привело к увеличению срока выполнения работ. Вместе с тем, в силу п.4.4.2. контракта, заказчик принимает на себя обязательства осуществлять в течение всего периода выполнения работ контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения. Так, 27.10.2023 заказчиком обществу была направлена претензия о необходимости убрать строительный мусор с территории учебного учреждения. 21.12.2023 заказчиком обществу была направлена претензия о нарушении срока выполнения работ. 25.12.2023 заказчик в направленной обществу претензии потребовал от последнего исправить некачественно выполненную работу по поклейке брендированных обоев. Как было установлено, работы по ремонту кабинетов в школе, предназначенных для размещения Центра образования "Точка роста", осуществлялись в рамках федерального проекта "Современная школа" и получение от общества их результата, было важно для заказчика. Поэтому заказчик предоставил обществу возможность выполнить работы по контракту даже за истечением установленного контрактом срока для их выполнения.
В силу п.5.6. контракта, подрядчик в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента окончания работ, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать информацию согласно пункта 1 части 13 статьи 94 Закона N 44-ФЗ.
Как установлено, 28.12.2023 общество разместило в ЕИС документы о приемке.
В соответствии с п.5.7.-5.8 контракта, не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке Заказчик осуществляет приемку выполненных работ в части соответствия условиям контракта и на основании результатов экспертизы, проведенной в соответствии с п. 5.4 Контракта, оформляет результат такой приемки и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке или же формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа. В случае получения в соответствии с пунктом 5.6 настоящего Контракта мотивированного отказа от подписания документа о приемке Подрядчик вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить Заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном настоящим Контрактом. 28.12.2023 заказчиком в ЕИС размещен мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием следующих причин такого отказа: "В документе КС-2 нет даты составления документа, не стоит дата отчетного периода. Нет документа КС-3, отсутствует АКТ Приема -передачи выполненных работ (Приложение N 5 к контракту N0846600001223000065 "06" октября 2023 года)". 15.01.2024 заказчиком в адрес общества направлены претензии с требованием официально уведомить об окончании строительных работ и исправить некачественно выполненные работы и вывезти строительный мусор.
Согласно ч.3 ст.715 ГК РФ, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков. Как установлено, претензия от 15.01.2024 не содержит сведений о том, какие именно работы выполнены обществом некачественно.
Также не содержит срок, в течение которого обществу необходимо устранить данные замечания заказчика.
Также, следует отметить, что в материалы проведения настоящей проверки Комиссии Липецкого УФАС России сторонами не было представлено документов, свидетельствующих об устранении, либо не устранении обществом некачественно выполненных работ, выявленных заказчиком. Вместе с тем, 30.01.2024 общество разместило в ЕИС документы о приемке. В тоже время, как было установлено, в соответствии с п.5.4 контракта, для проверки результатов выполненных подрядчиком работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, заказчик, с привлечением экспертной организации - ООО "ТехСтройПроект", в рамках строительного контроля, провел экспертизу, по результатам которой были выявлены ряд существенных недостатков (заключение от 30.01.2024).
Вместе с тем, сведений о том, что данное заключение экспертной организации - ООО "ТехСтройПроект", содержащее ряд существенных недостатков при приемке качества выполненных обществом работ, было передано заказчиком обществу для их устранения и с указанием срока устранения, в материалы проверки не представлено. В тоже время, 26.02.2024 заказчиком в ЕИС размещен мотивированный отказ от подписания документов о приемке с указанием следующих причин такого отказа: "В ходе проведения приемки качества выполненных работ от 30.01.2024 г. в рамках строительного контроля были выявлены существенные недостатки. На 26.02.2024 г. недостатки не устранены. В связи с нарушениями работы не приняты". Кроме того, как было установлено, для проверки результатов выполненных подрядчиком работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, заказчик, с привлечением экспертной организации - ООО "Липецкое Экспертно-Оценочное Бюро", провел экспертизу, по результатам которой также были выявлены ряд существенных недостатков (заключение от 12.05.2024).
При этом, как пояснил представитель общества, указанное заключение заказчиком обществу передано не было. Доказательств, свидетельствующих об обратном, заказчиком в материалы проверки не представлено. Вместе с тем, 24.05.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.10.5 контракта, Настоящий Контракт может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- в судебном порядке;
- в случае принятия Заказчиком или Подрядчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и положениями Закона о контрактной системе. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе:
- нарушение Подрядчиком срока начала выполнения работ по настоящему Контракту более чем на четырнадцать календарных дней;
- нарушение Подрядчиком обязательства по выполнению работ, предусмотренного разделом 1 Контракта;
- выполнение Подрядчиком работ по Контракту с нарушением требований, установленных в Техническом задании (Приложение N 1 к Контракту) в случае, если такое нарушение было повторно выявлено Заказчиком и не было исправлено Подрядчиком, согласно первоначально выданному предписанию Заказчика;
- систематическое (два и более раз) нарушение Подрядчиком любых условий Контракта, требований, установленных в Техническом задании (Приложение N 1 к Контракту);
- проведения ликвидации Подрядчика либо принятия судом определения о введении в отношении Подрядчика наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления, а также принятия судом решения о признании Подрядчика банкротом и об открытии конкурсного производства;
- непредставление или предоставление Подрядчиком обеспечения исполнения обязательств по Контракту, не соответствующего требованиям, установленным разделом 11 Контракта;
- если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет Работы настолько медленно, что окончание Работ к сроку становится явно невозможным (ч. 2 ст. 715 ГК РФ);
- если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом и Подрядчик в разумный, установленный Заказчиком срок, не устранены недостатки (ч. 3 ст. 715 ГК РФ);
- если отступления Подрядчика в работе от условий Контракта или иные недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми (п. 3 ст. 723 ГК РФ);
- по иным основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации. Указанное решение вступило в законную силу и контракт расторгнут 07.06.2024.
Вместе с тем, из буквального толкования содержания принятого заказчиком 24.05.2024 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта следует, что основанием для его принятия послужил вышеупомянутый п.10.5 контракта и ч.2 ст.715 ГК РФ, в соответствии с которым, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Однако, как было установлено из представленных в материалы проверки документов и пояснений представителя заказчика, основанием для принятия заказчиком вышеуказанного решения послужило не столько нарушение срока выполнения обществом работ, предусмотренных контрактом, сколько выполнение последним работ не соответствующих по качеству. Так, заказчиком, по истечение срока выполнения обществом работ - после 25.10.2023, установленного контрактом, не было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с нарушением данного срока, а наоборот, заказчик направлял в адрес общества претензии с понуждением последнего выполнить работы, предусмотренные контрактом, несмотря на то, что срок для выполнения работ уже истек.
Таким образом, заказчик, сославшись в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта на ч.2 ст.715 ГК РФ, указал некорректное основание для принятия такого решения. Ссылка заказчика в принятом решении на заключение экспертной организации - ООО "Липецкое Экспертно-Оценочное Бюро", в котором отражены ряд существенных недостатков, допущенных обществом при выполнении работ по контракту, также является некорректной, поскольку, как было установлено и указано выше, данное заключение обществом от заказчика получено не было.
Также, заказчиком не был установлен срок для устранения выявленных экспертной организацией - ООО "Липецкое Экспертно-Оценочное Бюро", в ходе экспертизы, недостатков.
Таким образом, общество было лишено возможности ознакомиться с выявленными в ходе проведения экспертизы недостатками и устранить их в приемлемый для заказчика срок. Наличие же проведенной прокуратурой Добровского района проверки и принятие судьей Добровского судебного участка судебного акта не является основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с требованиями ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе.
В силу п.13 Правил, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В силу п. 15 Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Согласно ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Исходя из вышеизложенного, Комиссия, оценив представленные сторонами доказательства,
установила
отсутствие оснований для включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст.104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078,
РЕШИЛА:
Не включать в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения об обществе с ограниченной ответственностью "СПЕЦСТРОЙ" (ИНН 4800000945).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: И.В. Поткина
Члены Комиссии: Т.С. Рябкова С.С. Кажушко
2024-5020
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 17 июня 2024 г. N РНП-48-73-м/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2024