Резолютивная часть решения оглашена 18 июня 2024 года
Решение в полном объеме изготовлено 19 июня 2024 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов комиссии:
в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителя Министерства цифрового развития и связи Оренбургской области - (на основании доверенности);
представитель общества с ограниченной ответственностью Центр информационных технологий "Аверс" на рассмотрение жалобы не явился, о дате, времени и месте рассмотрения извещен, ходатайств не заявлял,
представитель Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" на рассмотрение жалобы не явился, о дате, времени и месте рассмотрения извещен, ходатайств не заявлял,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Центр информационных технологий "Аверс" на действия Министерства цифрового развития и связи Оренбургской области при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по доработке подсистемы "Навигатор дополнительного образования" автоматизированной информационной системы "Цифровое образование Оренбургской области" (номер извещения N 0853500000324004793),
УСТАНОВИЛА:
11.06.2024 в Оренбургское УФАС России поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью Центр информационных технологий "Аверс" (далее - ООО ЦИТ "Аверс", Заявитель) на действия Министерства цифрового развития и связи Оренбургской области (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по доработке подсистемы "Навигатор дополнительного образования" автоматизированной информационной системы "Цифровое образование Оренбургской области" (номер извещения N 0853500000324004793) (далее - Закупка).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Уполномоченному органу, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно доводу заявителя, в действиях Министерства цифрового развития и связи Оренбургской области имеется нарушение положений ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе, поскольку размещенное Заказчиком в единой информационной системе разъяснение положений извещения изменяет суть извещения об осуществлении закупки.
Присутствующий на рассмотрении дела представитель Министерства цифрового развития и связи Оренбургской области просил признать жалобу необоснованной, более подробно изложив позицию в письменных пояснениях.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам.
29.05.2024 на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по доработке подсистемы "Навигатор дополнительного образования" автоматизированной информационной системы "Цифровое образование Оренбургской области" (номер извещения N 0853500000324004793).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 675 000,00 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлен перечень информации, которая должна быть указана в извещении при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке требований к наличию у участников закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 "Характеристика объекта автоматизации" технического задания на оказание услуг по доработке подсистемы "Навигатор дополнительного образования" автоматизированной информационной системы "Цифровое образование Оренбургской области" установлено следующее:
"4. Характеристика объекта автоматизации
Исключительные права на автоматизированную информационную систему "Цифровое образование Оренбургской области" принадлежат обществу с ограниченной ответственностью "Интегрированные компьютерные системы".
Исключительные права на доработки автоматизированной информационную систему "Цифровое образование Оренбургской области" принадлежат министерству цифрового развития и связи Оренбургской области.
Неисключительные права на автоматизированную информационную систему "Цифровое образование Оренбургской области" принадлежат министерству цифрового развития и связи Оренбургской области на следующих условиях.
Министерство цифрового развития и связи Оренбургской области может использовать Систему самостоятельно, в органах исполнительной власти Оренбургской области, а также в подведомственных им организациях (учреждениях), в органах местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области и в подведомственных им организациях (учреждениях) на неограниченном числе компьютеров, любым, не противоречащим действующему законодательству Российской федерации способом, в том числе модернизировать исходных код, по своему усмотрению для целей указанного выше использования самостоятельно и получения согласия.
В соответствии требованиями действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего передачу прав на результат интеллектуальной деятельности, Исполнитель должен обладать правами на оказание Услуг, что должно быть подтверждено одним из перечисленных документов:
- документ, подтверждающий наличие у Исполнителя исключительных прав на Систему;
- лицензионный договор с правообладателем Системы, предоставляющий Исполнителю полномочия, необходимые и достаточные для оказания Услуг;
- сублицензионный договор с лицом, с которым правообладатель системы заключил лицензионный договор и предоставил этому лицу права на оказание услуг по настоящему техническому заданию и которое, в свою очередь, предоставило соответствующие права Исполнителю в объеме, необходимом и достаточном для оказания Услуг".
В соответствии со статьей 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с материалами дела и данным с сайта Единой информационной системы в адрес Заказчика поступил запрос разъяснений положений извещения об осуществлении закупки от 07.06.2024 N РИ1, на который заказчиком был дан ответ:
"Запрос:
1) Какие языки программирования и фреймворки были использованы при разработке клиентской и серверной части данного ПО (подсистем в целом)? 2) Какие СУБД и веб-серверы используются для работы ПО (системы и подсистем в целом)? 3) Нужны ли исполнителю для выполнения работ определенные лицензии? 4) Возможно ли дистанционное оказание услуг?
Ответ на запрос:
Ответ
1) Какие языки программирования и фреймворки были использованы при разработке клиентской и серверной части данного ПО (подсистем в целом)?
В соответствии с п. 4.2 Технического задания которое является неотъемлемой частью государственного контракта на оказание услуг по доработке подсистемы "Навигатор дополнительного образования" автоматизированной информационной системы "Цифровое образование Оренбургской области" при разработке клиентской и серверной части ПО использовались языки программирования SQL и Java.
Среди фреймворков использовались Zend Framework и Ext JS.
2) Какие СУБД и веб-серверы используются для работы ПО (системы и подсистем в целом)?
В соответствии с п. 4.2 Технического задания которое является неотъемлемой частью государственного контракта на оказание услуг по доработке подсистемы "Навигатор дополнительного образования" автоматизированной информационной системы "Цифровое образование Оренбургской области" сообщаем, что для работы ПО используются следующие СУБД: MongoDB, PostgreSQL, Firebird. Web-сервер - nginx
3) Нужны ли исполнителю для выполнения работ определенные лицензии?
Дополнительные лицензии не требуются.
4) Возможно ли дистанционное оказание услуг?
В соответствии с п. 3 Технического задания которое является неотъемлемой частью государственного контракта на оказание услуг по доработке подсистемы "Навигатор дополнительного образования" автоматизированной информационной системы "Цифровое образование Оренбургской области" сообщаем, что услуги могут оказываться удаленно с соблюдением требований подключения к защищенной сети Правительства Оренбургской области, с использованием средств криптографической защиты. Заказчик не предоставляет Исполнителю средства защиты".
Согласно доводу Заявителя на поданный участником закупки запрос о разъяснении положений извещения о проведении аукциона не получен надлежащий ответ, поскольку своими разъяснениями Заказчик изменяет документацию о закупке,
В жалобе ООО ЦИТ "Аверс" указывает, что разъяснения заказчика прямо противоречат п. 4 "Характеристика объекта автоматизации" технического задания в связи с тем, что на вопрос "Нужны ли исполнителю для выполнения работ определенные лицензии?" Министерством цифрового развития и связи Оренбургской области был дан ответ - "Дополнительные лицензии не требуются".
Согласно письменным пояснениям Заказчика, оказание услуг по доработке подсистемы "Навигатор дополнительного образования" автоматизированной информационной системы "Цифровое образование Оренбургской области" не относится к лицензируемому виду деятельности согласно Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", поэтому Заказчик не установил требование к наличию лицензий у участника закупки, о чем сообщил в разъяснении положений извещения (в части рассматриваемого вопроса).
В техническом задании установлено не требование к участнику закупки, а условия исполнения контракта. Так как в составе оказываемых услуг присутствуют исключительные и неисключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, то заказчик описал, что для исполнения контракта Исполнителю потребуется заключить лицензионный/сублицензионный договор с лицом, который может предоставить необходимый для оказания услуг объем прав.
Следовательно, разъяснение положений извещения об осуществлении закупки от 07.06.2024 N РИ1 размещено Заказчиком в установленные сроки и с соблюдением требований ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия Оренбургского УФАС России отмечает, что положения Закона о контрактной системе не регламентируют степень полноты разъяснений положений извещения об осуществлении закупки. Степень удовлетворенности участника закупки полученными разъяснениями - это субъективный фактор, который выходит за рамки правовых оценок.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Исключение из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Комиссия Оренбургского УФАС России отмечает, что обязанность доказывания нарушения Заказчиком прав и законных интересов заявителя лежит на подателе обращения. Вместе с тем, доводы и сведения, изложенные в жалобе, сводятся к несогласию с содержанием размещенного Заказчиком в единой информационной системе разъяснения положений извещения о проведении аукциона, что не свидетельствует о нарушении заказчиком порядка размещения информации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью Центр информационных технологий "Аверс" на действия Министерства цифрового развития и связи Оренбургской области при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по доработке подсистемы "Навигатор дополнительного образования" автоматизированной информационной системы "Цифровое образование Оренбургской области" (номер извещения N 0853500000324004793) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 18 июня 2024 г. N 056/06/106-696/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2024