Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
, рассмотрев информацию Заказчика Отдела по культуре Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области о включении ООО "Рубин" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0160300003223000056 "Строительство сельского Дома культуры по адресу: Саратовская область, Балаковский муниципальный район, с. п. Быково-
Отрогское, с. Быков Отрог, ул. Советская, район д. 1/1" (далее - Информация),
УСТАНОВИЛА:
04.06.2024 Отдел по культуре Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее - Заказчик) представил в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию о включении ООО "Рубин" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0160300003223000056 "Строительство сельского Дома культуры по адресу: Саратовская область, Балаковский муниципальный район, с. п. БыковоОтрогское, с. Быков Отрог, ул. Советская, район д. 1/1" (далее - Аукцион).
Изучив представленную информацию и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
02.03.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной площадки было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком Аукциона является Отдел по культуре Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 84 631 251,19 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.03.2023 NИЭА1 заявка ООО "Рубин" (далееОбщество, Исполнитель) признана соответствующей извещению о проведении Аукциона.
24.03.2023 между Отделом по культуре Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области и ООО "Рубин" по итогам проведения электронного Аукциона заключён контракт N 0160300003223000056/2023 на строительство объекта капитального строительства (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1 Контракта 1.1. Подрядчик в установленные сроки согласно Контракту обязуется выполнить все предусмотренные проектной документацией работы и иные предусмотренные Контрактом мероприятия по строительству объекта капитального строительства, указанного в пункте 1.2 Контракта (далее - работы, Объект), и передать Объект Заказчику, а Заказчик обязуется принять Объект и уплатить определенную Контрактом цену.
1.2. Описание Объекта:
1.2.1. Наименование Объекта: Строительство сельского Дома культуры по адресу: Саратовская область, Балаковский муниципальный район, с. п. БыковоОтрогское, с. Быков Отрог, ул. Советская, район д. 1/1.
1.2.2. Место нахождения Объекта (место выполнения работ): Российская Федерация, Саратовская область, Балаковский муниципальный район, с. п. БыковоОтрогское, с. Быков Отрог, ул. Советская, район д. 1/1.
В соответствии с пунктом 2.3. Контракта, срок выполнения работ: с даты заключения Контракта по 31 мая 2024 г., в том числе отдельных этапов работ:
Этап N 1. Дата начала исполнения этапа: с даты заключения Контракта. Дата окончания исполнения этапа: 28 декабря 2023 г.
Этап N 2. Дата начала исполнения этапа: с 29 декабря 2023 г. Дата окончания исполнения этапа: 30 декабря 2023 г.
Этап N 3. Дата начала исполнения этапа: с 31 декабря 2023 г. Дата окончания исполнения этапа: 31 мая 2024 г.
Сроки выполнения Подрядчиком видов работ (или) комплекса работ определены графиком выполнения строительно-монтажных работ (далее - График выполнения работ) (Приложение N 2 к Контракту).
Пунктом 4.3.1. Принять на себя обязательства выполнить работы по строительству объекта капитального строительства, указанного в пункте 1.2 настоящего Контракта, в сроки, предусмотренные контрактом в соответствии с Графиком выполнения строительно-монтажных работ, который является приложением N 2 к контракту и его неотъемлемой частью.
Обеспечить выполнение работ по Контракту в соответствии с проектной и рабочей документацией.
Из пояснений Заказчика следует, что с марта 2024 года работы по Контракту не велись.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с 10.5. Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункта 10.8. Контракта Заказчик, Подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке, установленном частями 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
21.05.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением подрядчиком обязательств по Контракту.
24.05.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно п. 2 и 3 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления является 24.05.2024.
В соответствии с ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым 05.06.2024.
Присутствующие представители Общества, пояснили, что Заказчик для выполнения работ выдал проектную и рабочую документацию, государственную экспертизу проекта. На основании полученных документов ООО "РУБИН" приступило к выполнению работ - Строительству Дома Культуры.
Однако, при выполнении первого этапа работ, при устройстве свай, было обнаружено грубое несоответствие указанных размеров выбранных проектом свай и фактическим объективным характеристикам грунта (а именно при погружении свай, они просто углублялись ниже уровня земли, тем самым не могли быть использованы как основание под фундамент). После погружения пробных свай 05.05.2023 обнаружено, что проектная глубина заложения свай недостаточна, 6 метровая свая не прошла динамические испытания. Это случилось в связи с неверными расчетами проектного бюро. После окончательно приведенного в соответствии с действующими строительными нормами, ГОСТами и правилами проекта и проведения экспертизы по нему, 09.08.2023 г. была проведена экспертиза изменений проекта. Представитель Общества также пояснил, что закончились оборотные средства для продолжения строительства.
Присутствующие на рассмотрении представители Заказчика пояснили, что Обществом не выполнены работы, предусмотренные контрактом.
Кроме того, представители Заказчика пояснили, что условиями Контракта предусмотрено авансирование работ.
Кассовый расход составил 39 381 962,3 руб. (46,5 %). Указанная сумма получена ООО "Рубин";
- процент строительной готовности составляет ориентировочно 43,2.
Темпы строительства Объекта были замедлены, что создало реальную угрозу неисполнения ООО "Рубин" всего объёма работ по строительству Объекта в срок до 31 мая 2024 г. и как следствие срыва ввода в эксплуатацию законченного строительства Объекта в текущем году с получением документов о вводе, в порядке, предусмотренном градостроительным законодательством, и, как следствие, неисполнение условий предоставления местному бюджету субсидии из областного бюджета на осуществление мероприятий национального проекта "Культура". С марта 2024 года на строительной площадке фактически отсутствовали работники Подрядчика. Работы не велись.
Подрядчику направлены письма (на адрес электронной почты) о значительном отставании от графика строительно-монтажных работ. В адрес Подрядчика на электронную почту 31.01.2024, 22.02.2024, 19.03.2024, 22.04.2024 гг. направлены претензии об уплате неустойки в связи с нарушением сроков исполнения контракта, а так же они размещены в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru на сумму 6 061 442,84 руб. Все указанные претензии Подрядчиком не исполнены.
Таким образом, со стороны Подрядчика имеет место нарушение сроков исполнения обязательств.
Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что ООО "Рубин" не обжаловало положения извещения о проведении Аукциона, не оспаривало обоснование начальной (максимальной) цены контракта и не направляло запрос о даче разъяснений положений Извещения о проведении Аукциона.
Напротив, подавая заявку на участие в аукционе ООО "Рубин" в соответствии с ч. 5 ст. 43 Закона о контрактной системе выразило согласие на выполнение работ по контракту на условиях, предусмотренных Извещением о проведении Аукциона.
В соответствии со статьей 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Принимая решение об участии в закупочной процедуре, Общество в контексте ст. 8 ГК РФ приняло на себя все риски, связанные с осуществлением таких действий и последующей оценкой ее действий антимонопольным органом для решения вопроса о включении/не включении сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, Обществом доказательств совершения действий, направленных на исполнение Контракта в полном объеме в подтверждение своей добросовестности не представило, равно как и не представлено доказательств невозможности выполнения работ по Контракту.
Обществом не исполнены обязанности, предусмотренные контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях Общества как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о не проявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
Согласно ч. 2 ст. 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу ст. 2 ГК РФ Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В связи с тем, что ООО "Рубин" не исполнило обязательства, предусмотренные Контрактом, информация о ООО "Рубин" подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно пп. "а" п. 3 ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается наименования, фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица), за исключением наименования и идентификационного номера налогоплательщика публично-правового образования:
- участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в части 2 настоящей статьи. Под такими участниками (членами) для целей настоящего Федерального закона понимаются лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица. Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, Комиссия Саратовского УФАС России решила включить также сведения в отношении учредителя ООО "Рубин" __________________________ в Реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Информацию, представленную Отделом по культуре Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области в отношении ООО "Рубин" (413124, САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, м.р-н. Энгельсский, гор. Энгельс, ул. Студенческая д. 205, офис 2 _________________________________________________________________________ _____) включить в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "Рубин" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанной информации в Единой информационной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 11 июня 2024 г. N 64-151
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2024