Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Заказчика ГУЗ "Саратовская центральная городская детская поликлиника" и Уполномоченного учреждения ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона
N0860200000824004883 "Поставка системы биологической обратной связи",
УСТАНОВИЛА:
12.06.2024 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "АМАЛТЕЯ" на действия Заказчика ГУЗ "Саратовская центральная городская детская поликлиника" и Уполномоченного учреждения ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N0860200000824004883 "Поставка системы биологической обратной связи" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что по совокупности параметров, установленных Заказчиком в описании объекта закупки, не соответствует товар ни одного производителя, что влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Представитель Заявителя, присутствующий при рассмотрении жалобы, доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме.
Представитель Заказчика и Уполномоченного учреждения, присутствующие на рассмотрении жалобы, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
03.06.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком по данному Аукциону является ГУЗ "Саратовская центральная городская детская поликлиника".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 904 735,67 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла п. 1 ч.1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Согласно извещению, объектом закупки является поставка системы биологической обратной связи.
В приложении N1 "Описание объекта закупки" к Извещению установлены функциональные, технические характеристики к поставляемому товару (далееОписание объекта закупки).
Описание объекта закупки соответствует позиции КТРУ 32.50.50.19000000234.
N п/ п |
Код КТРУ |
Наименован ие товара |
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
1. |
32.50.5 0.190000002 34 |
Система биологическ ой обратной связи |
Электронный блок с датчиками для регистрации физиологических параметров человека ЭЭГ (электроэнцефалографии),ЧД (частота дыхания), ЧСС (частота сердечных сокращений) |
Наличие |
Многоразовые электроды ЧСС (частота сердечных сокращений) |
Наличие |
|||
Многоразовые электроды ЧД (частота дыхания) |
Наличие |
|||
Специализированное программное обеспечение биологической обратной связи (БОС) для оказания офтальмологической помощи |
Наличие |
|||
Системный блок |
Наличие |
|||
Монитор |
Наличие |
|||
Клавиатура |
Наличие |
|||
Мышь |
Наличие |
Из жалобы Заявителя следует, что описанию объекта закупки не соответствует такое оборудование как "Комплекс для лечения амблиопии и спазма аккомодации, восстановления функций опорно-двигательного аппарата, мышц тазового дна, дыхания и антистрессовой терапии "Амблиокор-01" методом видеокомпьютерного аутотренинга с биологической обратной связью", ООО "Научно-производственный Центр "Ин Витро", РУ ФСР 2007/00759; "Комплекс аппаратно-программный для сбора и обработки методом БОС информации об изменении электрофизиологических реакций организма "БОС-ЛАБ" по ТУ 9442-001-236170162010 в следующих исполнениях: с модулем БИ-012; с модулем БИ-02, с модулем БИ02М; с модулем БИ-012-2; с модулем БИ-02-2; с модулем БЭМ-01" производителя медицинского изделия: Общество с ограниченной ответственностью "КОМСИБ", а также "Преобразователь измерительный биоэлектрических и биомеханических сигналов организма человека для работы с ПК с целью лечения больных по методу биологической обратной связи "ПБС БОС" по ТУ 9441-036-25888044-2008" производителя медицинского: Закрытое акционерное общество "БИОСВЯЗЬ", Регистрационный номер медицинского изделия ФСР 2008/03995 дата государственной регистрации медицинского изделия 03.02.2015.
Согласно пояснениям представителей Уполномоченного учреждения и Заказчика, Описанию объекта закупки соответствует товар не менее двух производителей:
1. "Преобразователь измерительный биоэлектрических и биомеханическихсигналов организма человека для работы с ПК с целью лечения больных по методу биологической обратной связи "ПБС БОС" по ТУ 9441-036-25888044-2008", ЗАО "БИОСВЯЗЬ", РУ ФСР 2008/03995 (информация не отрицается Заявителем).
2. "Комплекс для лечения амблиопии и спазма аккомодации, восстановления функций опорно-двигательного аппарата, мышц тазового дна, дыхания и антистрессовой терапии "Амблиокор-01" методом видеокомпьютерного аутотренинга с биологической обратной связью", ООО "Научно-производственный Центр "Ин Витро", РУ ФСР 2007/00759 (информация подтверждается письмом производителя от 17.06.2024 N102/06-24 и инструкцией, размещенной на сайте Росздравнадзора).
На обозрение Комиссии Саратовского УФАС России предоставлено письмо производителя от 17.06.2024 N102/06-24 ООО "Научно-производственный Центр "Ин Витро", согласно которому комплекс "Амблиокор-01" (Регистрационное удостоверение N ФСР 2007/00759 от 28.09.2007 г.), выпускаемый ООО "Научнопроизводственный Центр "Ин Витро", соответствует техническому заданию согласно извещению 0860200000824004883.
Согласно пояснениям Уполномоченного учреждения, закупаемый товар должен регистрировать параметры многоразовыми электродами ЧСС и многоразовыми электродами ЧД для непрерывной оценки состояние пациентов при проведении лечебных сеансов БОС-тренинга.
ЭЭГ в офтальмологии применяется для коррекции/лечения близорукости, дальнозоркости, амблиопии, нистагма, косоглазия, астигматизма. ЭЭГ снимается с затылочных долей (зрительного центра), благодаря чему определяется активность разных отделов зрительного анализатора и осуществляется контроль над ними. Работа с датчиками ЧСС и ЧД в офтальмологии является вспомогательным методом для нормализации вегетативной нервной системы, в частности, эта нормализация будет положительно влиять на аккомадацию (способность глаза видеть объект вблизи и вдали). Как показывает практика, если нормализовать работу ВНС через дыхание (самый простой способ для её произвольной нормализации), то дальнейшая коррекция ЭЭГ пойдёт проще. Тренировка дыхания (осуществляется с помощью датчиков ЧД и ЧСС и строится на взаимосвязи дыхания и пульса) приводит к мышечному расслаблению, в том числе мышц, которые управляют глазом, что упрощает дальнейшую работу с ЭЭГ.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В силу ст. 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 и поддержанной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 18.12.2015 N 306-КГ15-16795 и от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать обоснованным потребностям заказчика. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям торгов, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Согласно ч.1 ст. 12 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики).
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы.
Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьютеры, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки и удовлетворяющий потребности заказчика.
Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Исходя из вышеизложенного, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Заявителем не предоставлено каких-либо доказательств, относительно невозможности закупить товар необходимый заказчику. Более того, заявка Заявителя содержит предложение поставки комплекса аппаратно-программный для сбора и обработки методом БОС информации об изменении электрофизиологических реакций организма "БОС-ЛАБ" по ТУ 9442-001-23617016-2010 в следующих исполнениях: с модулем БИ-02, Регистрационный номер медицинского изделия:
ФСР 2011/11236.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "АМАЛТЕЯ" на действия Заказчика ГУЗ "Саратовская центральная городская детская поликлиника" и Уполномоченного учреждения ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N0860200000824004883 "Поставка системы биологической обратной связи" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 18 июня 2024 г. N 064/06/33-827/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2024