Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Акционерного общества "Ц" -, действующей на основании доверенности N744/160-ДОВ от 14.06.2024 года (со сроком действия до 31 декабря 2025 года);, действующей на основании доверенности N744/161-ДОВ от 14.06.2024 года (со сроком действия до 31 декабря 2025 года);, действующего на основании доверенности N744/162-ДОВ от 17.06.2024 года (со сроком действия до 31 декабря 2024 года), участвующего в рассмотрении дела N013/06/42-332/2024 после перерыва;, действующего на основании доверенности N744/163-ДОВ от 17.06.2024 года (со сроком действия до 31 декабря 2024 года), участвующего в рассмотрении дела после перерыва;
Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Специальное управление гражданской защиты" -, действующего на основании доверенности б/н от 14.06.2024 года (со сроком действия до 31 декабря 2024 года);, действующего на основании доверенности б/н от 14.06.2024 года (со сроком действия до 31 декабря 2024 года);
Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" -, действующего на основании приказа Министерства финансов Республики Мордовия N43-л от 22.04.2022 года "О назначении Директора Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок", участвующего в рассмотрении настоящего дела до перерыва;, действующего на основании доверенности б/н от 13.06.2024 года (со сроком действия 1 (один) год);
Публичного акционерного общества "В" -, действующего на основании доверенности б/н от 05.09.2023 года (со сроком действия до 05 сентября 2026 года), участвующего в рассмотрении дела N013/06/42-332/2024 в качестве представителя заинтересованного лица (победитель закупки);
Публичного акционерного общества "Р" -, действующей на основании доверенности N01/29/821/22 от 12.09.2022 года (со сроком действия 3 (три) года);, действующей на основании доверенности N01/29/896/22 от 30.11.2022 года (со сроком действия 3 (три) года), участвующих в рассмотрении настоящего дела в качестве представителей заинтересованного лица;
рассмотрев 18 июня 2024 года в дистанционном режиме посредством видео-конференц-связи жалобу Акционерного общества "Ц" (далее - АО "Ц", Заявитель) на действия государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Специальное управление гражданской защиты" (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона N0809500000324001739 на выполнение работ по созданию системы оповещения населения Республики Мордовия (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 10.06.2024 года в 02:24 посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного учреждения (вх.N3031/24 от 10.06.2024 года).
С учетом соблюдения срока и порядка подачи жалобы указанная жалоба принята к рассмотрению.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 13.06.2024 года NЕГ/2316/24 рассмотрение жалобы назначено на 17.06.2024 года в 15 часов 30 минут.
13.06.2024 года на сайте ЕИС в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений Мордовским УФАС России размещена информация о принятии жалобы Заявителя к рассмотрению по существу с указанием даты, времени и места ее рассмотрения, а также возможности использования систем видео-конференц-связи в соответствии с частью 2 статьи 106 Закона о контрактной системе (реестровый номер: 202400109157000279).
17.06.2024 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. В 17 часов 30 минут 18.06.2024 года рассмотрение жалобы продолжилось в прежнем составе Комиссии Мордовского УФАС России с участием представителей сторон.
18.06.2024 года посредством электронной почты в адрес Мордовского УФАС России от Заявителя поступили дополнительные пояснения к ранее поданной жалобе (вх.N3173-ЭП/24 от 18.06.2024 года). 18.06.2024 года на заседании Комиссии представителями Заявителя представлены дополнительные пояснения N2 к доводам жалобы, которые приобщены к материалам дела N013/06/42-332/2024 (вх.N3206/24).
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено следующее.
Извещение N0809500000324001739 о проведении Аукциона размещено Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 29.05.2024 15:58 (МСК). 04.06.2024 года размещено изменение извещения об Аукционе от 04.06.2024 NИИ1. 05.06.2024 года Уполномоченным учреждением размещено изменение извещения о проведении электронного аукциона от 05.06.2024 NИИ2 (действующая редакция извещения об Аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта: 249 545 070,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 10.06.2024 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 10.06.2024.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 13.06.2024.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.06.2024 NИЭА1 по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 09:00 10.06.2024 поступило 3 заявки под идентификационными номерами: 2092836; 2094302; 2094233. На основании направленных оператором электронной площадки заявок (все части заявок) на участие в закупке, а также информации и документов, предусмотренных пунктами 2, 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, членами комиссии по осуществлению закупок были рассмотрены заявки, поданные на участие в закупке, и принято решение о признании заявок с идентификационными номерами 2092836, 2094302 соответствующими требованиям извещения о проведении закупки, а заявки под идентификационным номером 2094233 не соответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона в соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе. Комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем Аукциона участника с порядковым номером 1 (идентификационный номер заявки 2094302), предложившего цену контракта 188 406 527,85 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Заявитель в жалобе указывает на нарушение Заказчиком требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении Аукциона.
Заказчиком в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе, представлены возражения по доводам жалобы (вх.N3138/24 от 17.06.2024 года).
Уполномоченным учреждением представлены письменные возражения по жалобе (вх.N3135-ЭП/24 от 17.06.2024 года), а также дополнительные пояснения (вх.N3184-ЭП/24 от 18.06.2024 года), которые приобщены к материалам настоящего дела.
17.06.2024 года (вх.N3133-ЭП/24) в адрес Мордовского УФАС России поступили письменные возражения на жалобу от заинтересованного лица (победителя Аукциона) - Публичного акционерного общества "В".
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражения Заказчика, Уполномоченного учреждения, заслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
1. Заявитель в жалобе указал на неправомерные действия Заказчика, которые, по его мнению, выражены в установлении в извещении о проведении Аукциона требований к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации, а также действующей лицензии на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель Заявителя устно отказался от данного довода жалобы, пояснив, что Заказчиком в извещение о проведении закупки N0809500000324001739 внесены соответствующие изменения. Действующая редакция извещения об Аукционе не содержит требований к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
С учетом позиции Заявителя, рассмотрение данного довода жалобы Комиссией Мордовского УФАС России не осуществлялось.
2. Заявитель в жалобе указывает на недостоверную информацию, размещенную Заказчиком в извещении о проведении закупки, в части установления порядка начисления штрафов за неисполнение (ненадлежащее исполнение) условий контракта (пункт 6.23 проекта контракта); а также соответствия выполненных по условиям контракта работ требованиям нормативных правовых актов, не соотносящихся с предметом рассматриваемого Аукциона (техническое задание, приложение N1 к проекту контракта).
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (часть 1 статьи 49 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе наименование объекта закупки.
Пунктами 1, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; проект контракта.
Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены (часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе).
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов (часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе).
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 года N1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N1063".
Объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по созданию системы оповещения населения Республики Мордовия.
В составе извещения о проведении Аукциона Заказчиком размещен проект государственного контракта. Раздел 6 проекта контракта определяет ответственность сторон. В пункте 6.23 проекта контракта указано, что: "Порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N1063".
В приложении N1 к проекту контракта (спецификация) Заказчиком изложены основные сведения о работах, подлежащих выполнению в рамках закупки, соответствующие разделу извещения "Техническое задание". Указанные сведения содержат перечень документов, на основании которых выполняются работы, в котором указаны, в том числе:
- ГОСТ Р 22.2.13-2023 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства".
- ГОСТ Р 22.2.02-2015 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Оценка риска чрезвычайной ситуации при разработке проектной документации объектов капитального строительства".
Представители Заявителя на заседании Комиссии пояснили, что указание Заказчиком в пункте 6.23 проекта государственного контракта ответственности подрядчика за ненадлежащее исполнение обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства; в приложении N1 к проекту контракта ГОСТов, применяемых при проектировании объектов капитального строительства, не соотносится с объектом закупки. В подтверждение своей позиции, Заявителем в дополнительном пояснении N2 к жалобе приведен перечень решений арбитражных судов, территориальных органов ФАС России.
Присутствующий на заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что в случае ненадлежащего исполнения сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, подлежит применению пункт 6.22 проекта контракта, согласно которому правила определения размера штрафа устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N1042. Указание в пункте 6.23 проекта контракта "_обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства _", равно как и указание в перечне нормативных актов ГОСТов 22.2.13-2023 и 22.2.02-2015 является технической ошибкой (опиской) и не влечет за собой ограничение прав участников закупки.
Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что приказом МЧС России N578, Минкомсвязи России N365 от 31.07.2020 года утверждено "Положение о системах оповещения населения" (далее - Положение).
Пунктом 3 Положения предусмотрено, что оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации (пункт 4 Положения).
Из вышеуказанных норм следует, что система централизованного оповещения населения не относится к объектам капитального строительства в том понятии, которое определено положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, действия Заказчика, указавшего в проекте контракта (пункт 6.23, приложение N1) требования о начислении штрафа за невыполнение работ в сфере градостроительной деятельности, а также нормативные документы, регулирующие порядок проектирования объектов капитального строительства, нарушают положения части 3 статьи 7, части 1 статьи 34, пунктов 1, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и образуют признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.
Довод жалобы Заявителя признается Комиссией Мордовского УФАС России обоснованным.
При этом дополнительно Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить, что представленная Заявителем в рамках рассмотрения настоящей жалобы доказательная база, в том числе судебная практика, решения территориальных органов ФАС России не идентична обстоятельствам настоящей жалобы, в связи с чем не может быть принята во внимание Комиссией Мордовского УФАС России.
3. В жалобе указано на разночтения в информации, размещенной в составе извещения о проведении закупки, которые, по мнению Заявителя, влекут невозможность выполнения предусмотренных контрактом работ. Так, пункт 2.3 раздела извещения "Техническое задание" предусматривает, что при создании СИСТЕМЫ необходимо обеспечить: управление устанавливаемыми в рамках создании СИСТЕМЫ РМ программно-техническими средствами оповещения из программной среды ПКО АС ОСОДУ с существующего АРМ оповещения РАСЦО РМ, развернутого в рамках первого этапа создании РАСЦО РМ. При этом Заявитель, ссылаясь на данные, размещенные в открытых источниках (сайт ЕИС), указывает, что Заказчиком в 2013 году установлено автоматизированное рабочее место РАСЦО РМ - пункт управления регионального уровня КСЭОН (комплексная система экстренного оповещения населения) (с установленной в ПЭВМ КСЭОН операционной системой Microsoft Windows), делает вывод об отсутствии у Заказчика в составе РАСЦО основного пункта управления. Кроме того, в дополнениях к жалобе Заявитель указывает, что установление Заказчиком требований "об управлении из ПКО АС ОСОДУ" может указывать на включение в описание объекта закупки товарного знака, правообладателем которого является Акционерное общество научно-производственное объединение "С".
Как указывалось выше, согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки.
Правила описания объекта закупки установлены статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе допускается использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии (пункт 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Законом о контрактной системе предусмотрено, что под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 19 Закона о контрактной системе).
Анализ приведенных норм законодательных норм указывает, что в целях удовлетворения собственных нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, заказчик самостоятельно определяет объект закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Как установлено Комиссией Мордовского УФАС России, объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по созданию системы оповещения населения Республики Мордовия. Заказчиком в извещении о проведении Аукциона размещен раздел "Описание объекта закупки", из которого следует, что описание объекта закупки содержится в прикрепленных разделах: "Техническое задание", "Проектная документация". Кроме того, данный раздел содержит следующее: "_при наличии в сметной документации (локальных сметах, ведомостях объемов работ) указаний на определенные товарные знаки. Подрядчик в ходе выполнения работ может использовать "эквиваленты" согласно техническим характеристикам указанных материалов и оборудования за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми Заказчиком". В составе извещения размещена проектная документация с шифром "72870439.425790.096", содержащая 8 разделов: "Пояснительная записка"; "Проектно-изыскательские работы с обследованием объектов для размещения технических средств оповещения"; "Технологические решения по размещению технических средств оповещения"; "Мероприятия и технические решения по подключению к сетям электроснабжения и телекоммуникаций, системам заземления"; "Зоны звукопокрытия оконечными средствами оповещения"; "Мероприятия по обеспечению защиты информации в системе оповещения населения"; "Спецификация технических средств оповещения, оборудования, кабельной продукции и расходных материалов"; "Сметы на создание или реконструкцию системы оповещения населения" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2023 года N769 "О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения".
Присутствующий на заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель Заказчика, поддержав позицию, подробно изложенную в письменных возражениях (вх.N3138/24 от 17.06.2024 года), пояснил, что заказчик в техническом задании, а также проектной документации полностью отразил всю необходимую информацию о существующей в регионе системе и развернутом комплексе технических средств. Данная документация включает в себя достаточные сведения для определения объема работ и формирования предложений участникам закупки. В соответствии с заключенным в 2013 году государственным контрактом на выполнение работ по созданию РАСЦО (региональная автоматизированная система централизированного оповещения) Республики Мордовия 1-го этапа для государственных нужд на базе комплекса КПТС АСО были реконструированы следующие сегменты РАСЦО: основной пункт управления РАСЦО регионального уровня; пункт сиренно-речевого оповещения (указанная информация содержится в пункте 3 Технического задания), следовательно, довод Заявителя об отсутствии у Заказчика в составе РАСЦО основного пункта управления является ошибочным.
Таким образом, принимая во внимание пояснения Заказчика, а также тот факт, что действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право Заказчика приобретать товары, работы, услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности, учитывая, что сведений, подтверждающих, что описание объекта закупки повлекло ограничение количества потенциальных участников закупки, Заявителем не представлено (согласно протоколу подведения итогов закупки от 13.06.2024 года на участие в Аукционе подано 3 заявки), Комиссия Мордовского УФАС России признает довод признается необоснованным.
4. По мнению Заявителя, Заказчиком скрыта часть работ, что препятствует формированию предложения и подаче заявки на участие в Аукционе.
В пункте 2.3 Технического задания, размещенного в составе извещения об Аукционе, указано, что при создании системы необходимо обеспечить: подключение существующих оконечных устройств системы оповещения, имеющихся на балансе Государственного заказчика, к создаваемой СИСТЕМЕ (по согласованию с Государственным заказчиком).
Заявитель указывает, что Заказчиком в составе информации по закупке не представлено перечня существующих оконченных устройств оповещения, имеющихся у Заказчика.
Комиссия Мордовского УФАС России, проанализировав положения извещения N0809500000324001739, отмечает, что техническое задание и проектно-техническая документация содержит характеристику существующей системы оповещения (пункт 3 Технического задания); перечень всех адресов выполнения работ, наименование и технические характеристики оборудования системы оповещения (приложения N1, N2 к техническому заданию); подробное описание существующих РАСЦО Республики Мордовия, сетях телерадиовещания, КСЭОН (пункты 2.2-2.4 раздела 1 Проектной документации).
Кроме того, в случае, если участнику закупки не были понятны какие-либо положения описания объекта закупки, участник закупки был вправе направить заказчику запрос о даче разъяснении положений извещения о закупке, однако данное право подателем жалобы реализовано не было.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.06.2024 NИЭА1 на участие в Аукционе подано 3 заявки, следовательно, описание объекта закупки позволяет участникам закупки понять потребность Заказчика и его требования к закупаемым работам.
Таким образом, довод жалобы признается Комиссией Управления необоснованным.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком допущены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в части применения национального режима, а именно Заказчиком в Техническом задании указано оборудование, требуемое к поставке (микрофон, коммутатор, антенна, принтер и т.д.), при этом извещение о проведении Аукциона не содержит ограничение, предусмотренное постановлением Правительства Российской Федерации 10.07.2019 года N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N878).
Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, в том числе содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частями 1 и 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В развитие положений статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято, в том числе Постановление N878.
Постановлением N878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, заявка на участие в закупке должна также содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений части 2 настоящей статьи предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
Согласно части 5 статьи 43 Закона о контрактной системе, подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Согласно позиции ФАС России, отраженной в письме NИА/53616/20 от 25.06.2020 года, Заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Надлежащим исполнением требований Закона о контрактной системе является указание в заявке согласия участника закупки на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о закупке.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N0809500000324001739 объектом закупки является - выполнение работ по созданию системы оповещения населения Республики Мордовия (код ОКПД2: 84.22.12.900 - услуги в области гражданской обороны прочие, не включенные в другие группировки). В приложении N2 к Техническому заданию указан перечень товаров (оборудования), используемых при выполнении работ, их показатели (технические характеристики).
Как пояснили участвующие в рассмотрении представители Заказчика, Уполномоченного органа, объектом оспариваемой закупки в данном случае является выполнение работ, а не поставка товара. При этом не требуется поставка товаров, которые при исполнении контракта будут переданы по товарной накладной и приняты на бухгалтерский учет Заказчика. Работы принимаются Заказчиком по акту о приемке выполненных работ, а материалы и оборудование, используемые в процессе выполнения таких работ, не подлежат приемке и постановке на учет. Также, учитывая, что из толкования Постановления N878 следует, что ограничения допуска радиоэлектроники не должны применяться Заказчиками, если предметом закупки является выполнение работ или оказание услуг с использованием такой радиоэлектроники, а не поставка товаров, Заказчиком не были установлены ограничения в соответствии с Постановлением Правительства N878.
Таким образом, исходя из объекта закупки, принимая во внимание пояснения представителей Заказчика, Уполномоченного учреждения, Комиссия Мордовского УФАС России приход к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
6. В дополнительных пояснениях Заявитель указал, что Заказчиком в структурированной форме извещения не указаны характеристики поставляемого в рамках исполнения контракта товара в соответствии с каталогом товаров, работ и услуг. В обоснование своей позиции Заявителем приведен перечень решений территориальных ФАС России.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (часть 5 статьи 23 Закона о контрактной системе).
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как ранее установлено Комиссией Мордовского УФАС России, объектом рассматриваемой закупки являются работы. Согласно структурированной форме извещения об Аукционе: наименование работ: "Выполнение работ по созданию системы оповещения населения Республики Мордовия (идентификатор: 152383114)"; код позиции - "84.22.12.900"; характеристики отсутствуют. Виды и объемы работ, а также требования, предъявляемые к выполнению работ, установлены Заказчиком в разделе извещения "Описание объекта закупки". В разделе извещения о проведении Аукциона "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" Заказчиком указано, что заявка на участие в Аукционе должна содержать: "_Предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 статьи 43 характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона;
Информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг_".
Согласно пункту 3 раздела II Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 года N60, формирование информации и документов с использованием единой информационной системы осуществляется путем заполнения экранных форм веб-интерфейса единой информационной системы или путем представления в единую информационную систему электронного документа, содержащего сформированную информацию, посредством информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, используемыми субъектами единой информационной системы.
Согласно пункту 1.4 письма Минфина России от 18.12.2023 года N24-01-10/122331 "О формировании с использованием единой информационной системы в сфере закупок извещения об осуществлении закупки и о подаче с использованием электронной площадки заявки на участие в закупке", установлено, что реализация положений пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе не означает, что все описание объекта закупки следует осуществить исключительно в рамках характеристик, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В частности, согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки могут использоваться иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, которые, в свою очередь, не относятся к характеристикам, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и, соответственно, не подлежат указанию в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в "структурированном виде".
В этой связи вопросы, касающиеся порядка выполнения работы, оказания услуги, периодичности ее оказания, не являются непосредственно функциональными, техническими, качественными характеристиками закупаемой работы, услуги, в связи с чем могут быть указаны в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в полном описании объекта закупки, включаемом в извещение об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в качестве приложения.
Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что в отношении закупок работ и услуг указание характеристик при подаче заявки на участие в такой закупке не требуется, так как факт подачи заявки является согласием на их выполнение и оказание соответственно.
Виды и объемы работ, а также требования, предъявляемые к выполнению работ, установлены Заказчиком в разделе извещения об Аукционе "Описание объекта закупки" с соблюдением требований Закона о контрактной системе и на основании потребностей учреждения.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что довод жалобы является необоснованным.
Приведенная заявителем практика территориальных органов ФАС России не может быть принята во внимание Комиссией Мордовского УФАС России при рассмотрении данного довода жалобы, поскольку в указанных актах рассматривались конкретные обстоятельства иных дел.
7. АО "" указывает, что проектно-техническая документация с шифром 72870439.425790.096 "Создание системы оповещения населения Республики Мордовия", размещенная Заказчиком в извещении о проведении Аукциона, содержит недостоверные сведения (информацию), так, например, об отсутствии программной и аппаратной совместимости с комплексом КПТС АСО, установленным в составе РАСЦО. В дополнениях к жалобе от 18.06.2024 года, дополнениях N2 к жалобе от 18.06.2024 года Заявитель подробно изложил свою позицию и просил приобщить к материалам дела копии экспертного заключения, технических условий, актов приемочных испытаний.
Комиссией Управления установлено, что в составе извещения о проведении Аукциона Заказчиком размещены: техническое задание на выполнение работ по созданию системы оповещения населения Республики Мордовия, согласованное с ГУ МЧС России по Республике Мордовия, Министерством цифрового развития, филиалом РТРС "РТПЦ Республики Мордовия; проектно-техническая документация с шифром 72870439.425790.096 "Создание системы оповещения населения Республики Мордовия".
Следует отметить, что Комиссия, не обладая специальными познаниями в рассматриваемой области, не имеет возможности сделать вывод о том, что информация, размещенная в проектно-технической документации, имеет недостоверный характер. Данный довод Заявителя о несоответствии и противоречии информации в проектно-технической документации на выполнение работ по созданию системы оповещения населения Республики Мордовия признаны несостоятельными, поскольку оценка проектной документации на предмет внутренних противоречий не входит в полномочия антимонопольного органа.
Вследствие чего у Комиссии Мордовского УФАС России отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе, в связи с чем рассмотренный довод жалобы является необоснованным.
8. Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком нарушены положения статьи 7 Закона о контрактной системе и скрыт от участников значительный объем работ, поскольку в составе извещения отсутствуют технические условия филиала РТРС "РТПЦ Республики Мордовия". Заявитель полагает, что выполнение работ по контракту поставлено в зависимость от волеизъявления третьих лиц, а именно филиала РТРС "РТПЦ Республики Мордовия".
Как установлено Комиссией Мордовского УФАС России, в техническом задании Заказчиком указано: "Подключение перехвата вещания первого мультиплекса цифрового эфирного телерадиовещания в соответствии с техническими условиями филиала РТРС "РТПЦ Республики Мордовия", предоставляемых Заказчиком" (пункт 4.1.1.1). "Параметры оборудования перехвата, устанавливаемого на территории филиала РТРС "РТПЦ Республики Мордовия", должны соответствовать требованиям Приложения N8 Типового контракта, согласованного центральными аппаратами РТРС и МЧС".
Представитель Заказчика указал, что технические условия филиала РТРС "РТПЦ Республики Мордовия" запрашиваются и согласовываются в ходе исполнения контракта и имеют в большей степени технический характер. В соответствии с подпунктом "а" пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 года N2119 "Об утверждении правил присоединения и взаимодействия сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и (или) радиовещания" оказываемая оператором сети связи телерадиовещания услуга присоединения сетей связи телерадиовещания включает в себя согласование проектно-сметной документации, необходимой другому оператору сети связи телерадиовещания для реализации установленных договором о присоединении условий присоединения сети связи телерадиовещания и пропуска сигналов телерадиоканалов. Согласно пункту 21 вышеуказанного постановления Правительства технические условия присоединения сетей связи телерадиовещания и их взаимодействия должны содержать: а) местонахождение точек присоединения; б) технические параметры точек присоединения; в) технологические параметры сигналов телерадиоканалов; г) объем, порядок и сроки выполнения работ по присоединению сетей связи телерадиовещания и их распределение между операторами сетей связи телерадиовещания; д) порядок пропуска сигналов телерадиоканалов по сетям связи телерадиовещания; е) порядок взаимодействия систем управления сетями связи телерадиовещания; ж) порядок эксплуатационно-технического обслуживания средств связи и линий связи; з) порядок принятия мер по обеспечению устойчивого функционирования сетей связи телерадиовещания, в том числе в чрезвычайных ситуациях. Из указанного следует, что технические условия подключения перехвата вещания являются стандартизированными. Технические условия филиала РТРС "РТПЦ Республики Мордовия" являются стандартизированными, по своей природе аналогичны техническим условиям подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, к системе теплоснабжения, предоставляются Заказчиком в ходе исполнения контракта и не влияют на объем и стоимость выполняемых работ по созданию системы оповещения населения Республики Мордовия.
Комиссия Управления, соглашаясь с позицией Заказчика, приходит к выводу о том, что довод жалобы является необоснованным.
9. АО "Ц" полагает, что Заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе, а именно Заказчиком при описании объекта закупки допущены разночтения и двусмысленные толковая в части требований к системе защиты информации РАСЦО Республики Мордовия. Согласно дополнению к жалобе, по мнению Заявителя, раздел N6 "Мероприятия по обеспечению защиты информации в системе оповещения населения" проектно-технической документации разрабатывается организацией, имеющей лицензию Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (далее - ФСТЭК) на деятельность по технической защите конфиденциальной информации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N79 от 03.02.2012 года "О лицензировании деятельности по технической конфиденциальной информации", при этом Акционерное общество Научно-производственное объединение "С", являющееся разработчиком документации с шифром 72870439.425790.096, такой лицензией не обладает. В письменных дополнениях к жалобе (вх.N3173-ЭП/24 от 18.06.2024 года) АО "" просит провести внеплановую проверку закупки, в рамках которой была разработана проектно-техническая документация с шифром 72870439.425790.096 "Создание системы оповещения населения Республики Мордовия", в том числе на соответствие положений законодательства в области технической защиты информации и законодательства в области лицензирования деятельности (пункт 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Как установлено Комиссией Мордовского УФАС России, в составе извещения Заказчиком размещен раздел N6 проектно-технической документации "Мероприятия по обеспечению защиты информации в системе оповещения населения".
Согласно Техническому заданию при выполнении работ в рамках подготовки системы разрабатывается или актуализируется следующий перечень документации: - модель угроз. При этом информация об определении угроз исполнителем содержится также в подпункте 1.4 пункта 1 раздела 9 Технического задания. Государственный заказчик направляет на согласование проекты модели угроз безопасности информации и технического задания на создание системы защиты на согласование в ФСБ России и ФСТЭК России. Подрядчик должен доработать указанные документы в случае наличия недостатков в указанных документах, выявленных ФСБ России и ФСТЭК России (пункт 6.3.5 Технического задания). Следовательно, информация, которая, по мнению Заявителя, должна быть размещена в составе извещения о проведении Аукциона, является частью работ по контракту.
Как ранее указывалось в настоящем решении, заказчик самостоятельно определяет объект закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе в целях удовлетворения собственных нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки.
Кроме того, в случае, если участнику закупки не были понятны какие-либо положения описания объекта закупки, участник закупки был вправе направить заказчику запрос о даче разъяснении положений извещения о закупке, однако данное право подателем жалобы реализовано не было.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что довод жалобы является необоснованным.
В части проведения внеплановой проверки закупки, в рамках которой была разработана проектно-техническая документация с шифром 72870439.425790.096 "Создание системы оповещения населения Республики Мордовия", считает необходимым разъяснить Заявителю, что основания для проведения внеплановых проверок установлены в части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе. Таких оснований антимонопольным органом не установлено, Заявителем не представлено. В рассматриваемом случае Комиссия Мордовского УФАС России проводит в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку электронного аукциона N0809500000324001739.
В части соблюдения требований законодательства в области технической защиты информации и законодательства в области лицензирования деятельности (пункт 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности") Комиссия Мордовского УФАС России считает необходимым направить информацию, содержащуюся в жалобе и дополнениях к жалобе, в адрес Управления ФСТЭК России по Приволжскому федеральному округу, для рассмотрения по существу в рамках имеющихся полномочий.
10. Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком нарушены положения статьи 7 Закона о контрактной системе и скрыты от участников значительные объемы работ, поскольку в составе извещения отсутствуют сведения о технической возможности организации как проводных, так и беспроводных каналов связи. В дополнении к жалобе Заявитель указывает, что определение возможностей информационно-телекоммуникационной инфраструктуры сетей операторов связи, действующих на территории Республики Мордовия, производится на этапе разработки проектно-технической документации. В рассматриваемом случае участник закупки не может определить объем требуемых к выполнению работ, а при невыполнении условий контракта несет риск включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В пункте 4.1.1.3 Технического задания Заказчиком указано, что в рамках выполнения требований настоящей спецификации для проведения испытаний Подрядчик должен самостоятельно и за свой счет обеспечить подключение каналов связи между элементами: действующим АРМ управления СИСТЕМЫ регионального уровня, АРМ управления СИСТЕМЫ муниципального уровня, терминальными пунктами управления и пунктами оповещения, пунктами перехвата.
В разделе 5 Технического задания "Состав и содержание работ" в пункте 1.2 определено проведение строительно-монтажных работ, в том числе подключение к сетям связи и вещания, а также пусконаладочные работы.
Возражая относительно заявленного довода жалобы, представитель Заказчика указал, что сам предмет контракта связан с установкой системы в муниципальных районах, где имеются понятные точки доступа. Исполнитель не ограничен в способах обеспечения связи для проведения испытаний и демонстрации выполненных работ. Подрядчик в ходе выполнения работ использует уже существующие сети связи, технологическую систему, включающую в себя средства и линии связи. Далее, после проведения испытаний, эксплуатация и содержание (аренда) каналов связи для функционирования и эксплуатации системы находится в зоне ответственности Заказчика. Следовательно, предположение Заявителя о невозможности определить объем работ, требуемых к исполнению, по мнению представителя Заказчика, является ошибочным.
Комиссия Мордовского УФАС России, приняв во внимание пояснения Заказчика, а также наличие 3 заявок, поданных на участие в рассматриваемой закупке, приходит к выводу об отсутствии с действиях Заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя признан необоснованным.
11. Согласно доводу жалобы Заявителя, изложенному в дополнениях к жалобе от 18.06.2024 года (вх.N3173-ЭП/24 от 18.06.2024 года), Заказчиком неверно сформирована начальная (максимальная) цена контракта (метод определения НМЦК).
Пунктом 2 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о необходимости передачи материалов настоящего дела в органы внутреннего финансового контроля для их рассмотрения в пределах компетенции.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Мордовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Ц" на действия государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Специальное управление гражданской защиты", государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона N0809500000324001739 на выполнение работ по созданию системы оповещения населения Республики Мордовия частично обоснованной в части довода 2 жалобы.
2. Признать действия Заказчика нарушением части 3 статьи 7, части 1 статьи 34, пунктов 1, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
5. Передать в органы внутреннего финансового контроля копии необходимых материалов дела для их рассмотрения в пределах компетенции.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 18 июня 2024 г. N 013/06/42-332/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2024