Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Парнищевой М.М. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии; членов Комиссии: Бутковской Н.В. - главного специалиста- эксперта отдела контроля закупок, Левченко И.И. - ведущего специалиста-эксперта указанного отдела; в присутствии представителей муниципального заказчика - муниципального казенного предприятия города Благовещенска "Городской сервисно-торговый комплекс", уполномоченного органа - Администрации города Благовещенск и представителей заявителя жалобы - общества с ограниченной ответственностью "Стройуют" (далее - ООО "Стройуют") (лицам, участвующим в деле разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио- и видеозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России), рассмотрела поступившую 04.06.2024 в Амурское УФАС России жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройуют" на действия муниципального заказчика - муниципального учреждения "Городское управление капитального строительства" (далее - Заказчик) и уполномоченного органа - Администрации города Благовещенска (далее - Уполномоченный орган) при осуществлении закупки способом открытого аукциона в 2 электронной форме "Выполнение работ по обустройству пешеходного перехода по ул. Пушкина на участке от ул. Фрунзе до ул. Ленина", объявленного извещением от 23.05.2024 N 0123300008224000183 в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке РТС-тендер www.rts-tender.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно - неправомерном установлении в проекте контракта требования к исполнителю об утилизации строительных отходов на специализированной площадке. Представители ООО "Стройуют" поддержали доводы, изложенные в жалобе, указали на то, что отходы, образующиеся в рамках рассматриваемого муниципального контракта относятся к V классу опасности, утилизация таких отходов возможна не только на специализированной площадке. Представители Заказчика на заседании Комиссии Амурского УФАС России с доводами жалобы не согласились, пояснили, что документация, в том числе проект контракта, составлены в строгом соответствии с действующим законодательством, в связи с неверным толкованием термина "специализированный", примененным Заказчиком в ходе предоставления ответа на запрос разъяснений, заявителем жалобы сделан ошибочный вывод о том, что заказчик настаивает на утилизации отходов не относящихся к I-IV классам опасности на лицензированной площадке. Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, заслушав представителя Заказчика, исследовав материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
23.05.2024 уполномоченным органом по заявке Заказчика в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке РТС-тендер www.rts-tender.ru опубликовано извещение N 0123300008224000183 о проведении закупки способом открытого аукциона в электронной форме "Выполнение работ по обустройству пешеходного перехода по ул. Пушкина на участке от ул. Фрунзе до ул. Ленина". Начальная (максимальная) цена контракта - 1 237 023,55 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 13.06.2024 08:00 (МСК+6).
Дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок: 17.06.2024.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 18.06.2024.
Изменения в извещение о закупке не вносились. В рамках рассматриваемой закупки поступил один запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки, Заказчиком подготовлен соответствующий ответ.
Согласно протоколу подведения итогов N 0123300008224000183 от 14.06.2024 на участие в аукционе поступила одна заявка. В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся. На дату рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки муниципальный контракт не заключен. 3 Исследовав материалы дела, Комиссия Амурского УФАС России приходит к следующим выводам. Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать 1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в 4 соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Предметом рассматриваемой закупки является выполнение подрядных работ по обустройству пешеходного перехода. В процессе производства названных работ образуются строительные отходы.
Согласно положениям пункта 3.2 ГОСТ Р 57678-2017. "Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация строительных отходов" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 19.09.2017 N 1163-ст) (далее - Национальный стандарт), к строительным отходам относятся отходы, образующиеся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта (в том числе капитального) или строительства зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных и других коммуникаций. Учитывая специфику объекта закупки, проектом муниципального контракта предусмотрены следующие обязанности подрядчика:
- выполнить работы с надлежащим качеством в соответствии с условиями Контракта, в том числе с соблюдением требований технических регламентов, с соблюдением правил, установленных стандартами, сводами правил;
- осуществлять за свой счет в процессе производства работ систематическую, а по завершению работ - окончательную уборку территории объекта и прилегающей территории от отходов, образовавшихся в период выполнения работ;
- обеспечить на объекте выполнение работ, проведение необходимых мероприятий в том числе по охране окружающей среды во время проведения работ;
- выполнять иные обязательства, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения";
- при работе со строительными отходами руководствоваться Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". При сдаче результата работ по ремонту предоставлять, в том числе:
- документ, подтверждающий маршрут вывоза строительного мусора и отходов, с указанием наименования полигона до которого осуществляется их транспортировка;
- акт приёма-передачи строительного мусора и отходов (содержащий информацию о 5 дате приемки, массе вывезенных отходов, стоимости услуги (руб.), а также ссылку на документ подтверждающий маршрут вывоза строительного мусора и отходов.
В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 4 Протокола заседания координационного совещания по обеспечению правопорядка на территории Амурской области N 6 от 21.12.2023 под председательством губернатора Амурской области Орлова В.А. "О состоянии законности в сфере обращения с отходами производства и потребления", заказчикам надлежит предусмотреть в муниципальных контрактах требование о предоставлении акта (отчета) выполненных работ по транспортированию и размещению (захоронению) отходов. Для реализации указанных обязательств подрядчика, в соответствии с условием пункта 2.2 Контракта, цена Контракта включает в себя иные расходы Подрядчика, связанные с выполнением обязательств по Контракту, в сметный расчет по ремонту (приложение N 6 к Контракту) включена стоимость расходов на транспортировку и услуги по захоронению отходов. Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) даны следующие понятия: отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ. захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов, в том числе отходов недропользования (за исключением объектов хранения вскрышных и вмещающих горных пород, которые подлежат использованию в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах"), и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; объекты захоронения отходов - предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах. Из буквального трактования положений Закона N 89-ФЗ следует, что образованные в процессе выполнения работ отходы, в том числе V класса опасности, подлежат удалению на территорию объекта размещения отходов. Такие объекты вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (часть 6 статьи 12 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с условиями части 7 статьи 12 Закона N 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно части 1 статьи 51.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются не являющиеся продукцией производства вещества и (или) предметы, самостоятельно осуществляют их отнесение к отходам либо побочным продуктам производства вне зависимости от факта включения таких веществ и (или) предметов в 6 федеральный классификационный каталог отходов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 51.1 Закона об охране окружающей среды к побочным продуктам производства могут быть отнесены вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации. При обращении с побочными продуктами производства (складировании (хранении), транспортировке, обработке (переработке), в том числе обезвреживании, использовании) не допускается загрязнение окружающей среды и ее компонентов, в том числе почв, водных объектов и лесов (часть 5 статьи 51.1 Закона об охране окружающей среды).
Согласно пункту 1 статьи 51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Пунктом 3 статьи 51 Закона об охране окружающей среды отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В силу положений Закона N 89-ФЗ и Закона об охране окружающей среды строительные отходы должны быть помещены на специализированные полигоны отходов производства и потребления для утилизации и захоронения. Поскольку отходы, указанные в сметном расчете по ремонту (приложение N 6 к Контракту) и техническом задании (приложение N1 к Контракту): деревья, пни, цемент и бетон кусковой, лом бортовых камней, согласно федеральному классификационному каталогу отходов (утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242) относятся к отходам V класса опасности, подрядчик, с учетом норм действующего законодательства в сфере обращения с отходами, обязан осуществить вывоз указанных отходов на специализированный полигон. Вопреки доводам заявителя заказчик в конкурсной документации и в ответе на запрос разъяснений не отождествлял понятия специализированного и лицензированного полигона, последний из которых, согласно положениям Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" обязан иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Из пояснений заказчика следует, что при исполнении контракта подрядчиком необходимо размещение отходов, образованных в ходе производства работ на специализированном полигоне, то есть специализированной площадке, предназначенной для обезвреживания и захоронения отходов, которая должна обеспечивать экологическую защиту от загрязнения почвы, атмосферы, поверхностных и грунтовых вод, на территории которой проводят постоянный мониторинг и различные природоохранные мероприятия, упорядочен процесс приемки, сортировки, хранения, обезвреживания и утилизации твердых бытовых и иных отходов производства и потребления. Это понятие и отличает в 7 свою очередь специализированный полигон от стихийной несанкционированной свалки. В связи с неверным толкованием термина "специализированный", примененным Заказчиком в ходе предоставления ответа на запрос разъяснений, заявителем сделан ошибочный вывод о том, что заказчик настаивает на утилизации отходов не относящихся к I-IV классам опасности на лицензированной площадке. При рассмотрении довода заявителя о том, что в соответствии с пунктом 5.5 национального стандарта (ГОСТ Р 70052-2022) "Отходы строительных материалов, образуемые при сносе зданий и сооружений. Правила сортировки и транспортирования" некоторые виды строительных отходов рекомендуется утилизировать способом вторичного использования, стоит отметить, что указанный стандарт распространяется на отходы, образуемые при сносе зданий и сооружений, а также реконструкции и капитальном ремонте зданий и сооружений. Существует действующий национальный стандарт ГОСТ Р 57678-2017 по обращению с отходами, к числу которых относятся отходы, возникающие при ремонте дорог. Повторное применение строительных отходов включено настоящим Национальным стандартом в понятие "Утилизация отходов", которая в свою очередь согласно пункту 4.2 Национального стандарта осуществляется при условии наличия в регионе соответствующих перерабатывающих предприятий, а также территории, отсыпка или рекультивация которых указанными отходами разрешена в соответствии с проектной документацией и архитектурно-планировочным заданием, подготовленным уполномоченным государственным органом по градостроительству и архитектуре.
Таким образом, из буквального толкования данной нормы следует вывод о том, что вопрос вторичного использования строительных отходов находится вне компетенции как заказчика, так и подрядной организации. В отношении применения заказчиком тарифа ООО "Полигон" при обосновании начальной (максимальной) цены контракта заявитель жалобы пояснил на заседании Комиссии Амурского УФАС России, что не оспаривает начальную (максимальную) цену контракта. Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу, что исходя из специфики объекта рассматриваемой закупки и образуемых в ходе исполнения контракта, заключенного по результатам такой закупки, отходов, требование заказчика о надлежащей утилизации отходов является правомерным. В данном случае нельзя интерпретировать требование утилизации отходов на специализированную площадку, как ограничивающее права подрядчика и подводить понятие "специализированная площадка" под понятие "лицензированная площадка" в понимании вышеуказанных нормативных правовых актов. Следует отметить, что в соответствии с уведомлением антимонопольного органа о дате и времени рассмотрения жалобы заявителю было предложено представить информацию о планируемом им способе утилизации образующихся в ходе исполнения контракта отходов в соответствии с действующим законодательством в случае заключения контракта с ООО "Стройуют". Запрашиваемая информация не представлена. Доводы жалобы ООО "Стройуют" не находят своего подтверждения, следовательно, Комиссией Амурского УФАС России жалоба общества признается необоснованной. Рассмотрев жалобу ООО "Стройуют" на действия Заказчика при осуществлении закупки способом открытого аукциона в электронной форме "Выполнение работ по обустройству пешеходного перехода по ул. Пушкина на участке от ул. Фрунзе до ул. Ленина", объявленного извещением от 23.05.2024 N 0123300008224000183 в Единой 8 информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке РТС-тендер www.rts-tender.ru, руководствуясь пунктом 1 части 3, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Амурского УФАС России приняла РЕШЕНИЕ: Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройуют" необоснованной.
Решение Комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии М.М. Парнищева Члены комиссии: Н.В. Бутковская И.И. Левченко Исп.Парнищева М.М. тел.8(4162)53-50-71 вн. 028-221
2024-2826
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 11 июня 2024 г. N 028/06/106-675000
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2024