Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Парнищевой М.М.- председателя Комиссии, заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок; Левченко И.И. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, Бутковской Н.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, в отсутствии представителя заявителя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Лерон", в присутствии представителя от заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Амурской области "Свободненская межрайонная больница" (далее Заказчик) (сторонам разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио- и видеозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России), Рассмотрела поступившую 04.06.2024 в Амурское УФАС России жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лерон" на действия государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Амурской области "Свободненская межрайонная больница" при осуществлении закупки в форме запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на Поставку расходных материалов для биохимического анализатора DIRUI CS-400, объявленной извещением от 29.05.2024 N 0323300084124000040 на электронной площадке РТС-тендер http://www.rts- tender.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно: документы электронного аукциона не соответствуют требованиям законодательства. Заседание Комиссии Амурского УФАС России осуществлено в дистанционном режиме, посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи.
В соответствии с доводами жалобы, Заказчик в нарушение требований действующего законодательства неправомерно
определил
способ осуществления закупки посредством запроса котировок в электронной форме,
установил
требование к штрихкодированию поставляемого товара, а также требование о наличии на упаковке реагента сведений о совместимости с анализатором DIRUI CS-400.
Заказчик с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве, представленном в материалы дела. Просит признать жалобу ООО "Лерон" необоснованной. Комиссия Амурского УФАС России, исследовав материалы дела, проведя внеплановую проверку закупочной процедуры
УСТАНОВИЛА:
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. Конкурентными способами определения поставщиков являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Таким образом, при размещении закупки заказчик самостоятельно выбирает способ осуществления закупки в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 24 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе проводить в соответствии с настоящим Федеральным законом электронный запрос котировок: в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает десять миллионов рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения электронного запроса котировок, не должен превышать двадцать процентов совокупного годового объема закупок заказчика или сто миллионов рублей в отношении заказчика, совокупный годовой объем закупок которого в прошедшем календарном году составил менее пятисот миллионов рублей. Правительство Российской Федерации вправе принять решение об увеличении начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий; Частью 6 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов. Перечень товаров, работ, услуг, в отношении которых Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 г. N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" (далее - Перечень). Указанный Заказчиком в составе извещения код ОКПД 2 - 21.20.23.110 входит в Перечень, установленный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 г. N 471-р по позиции ОКПД 2 - средства лекарственные и материалы применяемые в медицинских целях. Вместе с тем, частью 10 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе проводить в соответствии с настоящим Федеральным законом электронный запрос котировок в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает десять миллионов рублей. Иных ограничений законодательством о контрактной системе не установлен. Учитывая, что НМЦК не превышает 10 000 000,00 рублей, выбранный Заказчиком способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме не противоречит Закону о контрактной системе. Соответственно, способ определения поставщика определяется заказчиком самостоятельно с учетом императивных требований Закона о контрактной системе. Довод Заявителя жалобы в части неправомерного определения заказчиком выбора способа осуществления закупки посредством запроса котировок в электронной форме является необоснованным. 29.05.2024 Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке РТС-тендер www.rts-tender.ru опубликовано извещение N 0323300084124000040 запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на поставку расходных материалов для биохимического анализатора DIRUI CS-400.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 999 258,65 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок - 29.05.2024 09:01 (МСК+6).
Дата и время окончания срока подачи заявок - 05.06.2024 09:00 (МСК+6).
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 07.06.2024.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.06.2024 NИЗК1 , в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном запросе котировок была подана только одна заявка на участие в нем, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) комиссией заказчика принято решение заключить контракт с участником закупки с идентификационным номером 116668577.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. В извещении закупки N 0323300084124000040 (описании объекта закупки) предусмотрено, что Заказчику требуются к поставке расходные материалы для использования биохимическим анализатором DIRUI CS-400, в связи с тем, что у Заказчика имеется данное оборудование. Как следует из письменных пояснений Заказчика, требование к поставляемому товару обусловлено тем, что в руководстве по эксплуатации анализатора Dirui CS-400 на первой странице указано, что на анализаторе предусмотрено специально разработанное программное обеспечение, которое позволяет автоматизировать процесс измерения и увеличить эффективность работы. В пункте 3.2 Руководства по эксплуатации анализатора указаны требования к флаконам реагентов и штрих-кодам для них. Указанная информация является неотъемлемым требованием производителя анализатора и требуется для нормальной работы медицинского изделия. В описании объекта закупки указано, что поставляемый товар должен соответствовать потребительским свойствам, в частности "для использования биохимическим анализатором DIRUI CS-400.
Флаконы и штрих-кода, содержащие информацию о типе реагента, номере лота, сроке годности, могут непосредственно использоваться в автоматических биохимических анализаторах серии DIRUI CS-400 без переливания.", то есть флаконы должны иметь штрихкод, который должен считываться анализатором. Кроме того, Заказчик в своей письменной позиции сослался на часть 3 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", указывая, что производитель медицинского изделия разрабатывает техническую и эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляется эксплуатация и техническое обслуживание медицинского изделия. Заказчиком в техническом задании закупки разъяснено каждое указанное требование в документации, а именно: "в лаборатории используются реагенты на основе метода, имеющего определенные нормативы. Для сопоставления результатов в динамике и корректного назначения лечения необходимо использование реагентов, основанных на этом же методе. Линейность - важная аналитическая характеристика реагента, показывающая в каком диапазоне возможно определение без повторной постановки теста, без предварительного разведения. Требуемый диапазон линейности (не менее указанного) соответствует потребности лаборатории и определяется многолетней практикой. Чувствительность - один из важных показателей, показывающий какое минимальное значение может быть измерено. По доводам Заявителя жалобы о том, что Заказчиком необоснованно в описании предмета закупки установлено требование к наличию штрих-кодирования флаконов, Заказчиком представлены пояснения, из которых следует, что наличие у некоторых производителей штрих-кодов на упаковке, а не на флаконах, не дает возможность идентификации реагента, так как сканер штрих-кода находится непосредственно в барабане прибора и производит считывание с флакона, установленного в барабан, это является конструктивной особенностью оборудования.
Таким образом, система считывания штрих-кода позволяет считывать информацию с реактивов и образцов и регистрировать информацию в системе анализатора. Считывание штрих-кода позволяет анализатору автоматически зарегистрировать информацию о типе реагента, номере лота, номере позиции в карусели, емкости флакона, оставшемся количестве реагента, сроке годности и т.д. После считывания штрих-кода реагент автоматически готов к проведению исследования и не требует дополнительных настроек и введения каких-либо сведений вручную. Требование по штрих-кодированию флаконов позволяет упростить и ускорить процесс проведения исследований, снижает риск ошибок лаборанта путем автоматизации процесса, а именно: быстрая загрузка реагентов на борт, автоматический контроль сроков годности партий реактивов, автоматическое определение количества тестов, невозможность смешивания старых и новых реагентов и, как следствие, случайного использования просроченных реактивов, защита реагентов от фальсификации. Комиссия Амурского УФАС России, изучив материалы дела, доводы Заказчика, не может не согласиться с доводами последнего ввиду следующего.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. Законодательство о контрактной системе допускает самостоятельное формирование заказчиком своей закупки, исходя из потребностей последнего. При описании товара заказчик вправе указывать характеристики товара, требования к объекту закупок, которые являются определяющими для него, он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару. Указанный вывод подтверждается и позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), в соответствии с которым указание заказчиком в документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Таким образом, Заказчик при формировании технического задания вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара в специфике его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Поскольку предметом закупки является поставка товара, а не его изготовление, при этом - расходного материала, применяемого совместно с конкретным оборудованием, имеющимся у заказчимка, участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем такого товара. Заявителем не представлено доказательств того, что сформулированные Заказчиком требования к объекту закупки в части установления требования к наличию штрихкода привели к необоснованному ограничению количества участников закупки, а также не доказано, что требования Заказчика каким-либо образом ограничило участников в возможности предложить товар с указанными характеристиками и принять участие в оспариваемой закупке. При этом у Комиссии Амурского УФАС России отсутствуют основания считать, что Заказчиком нарушены права и законные интересы заявителя. Вместе с тем, Комиссией Амурского УФАС установлен факт наличия в техническом задании рассматриваемой закупки установленного Заказчиком следующего требования к поставляемым расходным материалам для биохимического анализатора DIRUI CS-400: указание на упаковке реагента совместимости с анализатором DIRUI CS-400 имеющимся в наличии у заказчика.
В соответствии с частью 3 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", обращение медицинских изделий включает в себя технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания, экспертизу качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, их государственную регистрацию, производство, изготовление, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, подтверждение соответствия, хранение, транспортировку, реализацию, монтаж, наладку, применение, эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя), а также ремонт, утилизацию или уничтожение. Производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Руководство по эксплуатации анализатора DIRUI CS-400, представленное Заказчиком в материалы дела, не содержит требования использования реагента совместимости с анализатором DIRUI CS-400 и не содержит перечень реагентов, применяемых с указанным анализатором.
Также, согласно сведениям производителя анализаторов DIRUI CS-400 "Диакон" (https://diakonlab.ru/products/dirui-cs-400/) одним из основных преимуществ анализатора является возможность работы с системными реагентами отечественного и иностранного производства. Кроме того, Заказчиком на заседании Комиссии Амурского УФАС, подтвержден факт отнесения биохимического анализатора DIRUI CS-400 к группе анализаторов открытого типа. Анализаторы открытого типа позволяют использовать при выполнении технологических операций реагентов, как производителя прибора, так и реагенты других изготовителей, которые по характеристикам соответствуют настройкам конкретного прибора. Требование о совместимости является одним из важнейших при осуществлении закупок: оно позволяет заказчику получить нужный товар, совместимый с уже имеющимся у него в наличии оборудованием. При этом, в случае закупки медицинских изделий (расходных материалов) при установлении такого требования следует учитывать положения специального законодательства. Правовые обоснования конкретизации на упаковке поставляемого товара его совместимости с конкретным аппаратом заказчиком в материалы дела не предоставлено. Упаковка, в которой в данном случае будет поставлен товар не является технической или качественной характеристикой закупаемого расходного материала.
Таким образом, довод жалобы ООО "Лерон" о необоснованном установлении Заказчиком в описании предмета закупки требования к указанию на упаковке реагента совместимости с анализатором DIRUI CS-400 имеющимся в наличии у заказчика, признается Комиссией Амурского УФАС России обоснованным. Рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Лерон", проведя внеплановую проверку закупочной процедуры в форме запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на Поставку расходных материалов для биохимического анализатора DIRUI CS-400, объявленной извещением от 29.05.2024 N 0323300084124000040 на электронной площадке РТС-тендер http://www.rts-tender.ru, Комиссия Амурского УФАС России приняла РЕШЕНИЕ:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Лерон" обоснованной в части 2. Признать в действиях заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Амурской области "Свободненская межрайонная больница" нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику - Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Амурской области "Свободненская межрайонная больница" предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение Комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии М.М. Парнищева Члены комиссии: Н.В. Бутковская И.И. Левченко Исп.Бутковская Н.В. тел.8(4162)37-21-73; вн. 028-217
2024-2850
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 11 июня 2024 г. N 028/06/106-424/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2024