Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Калужского УФАС России в составе: Магер А.А. - председатель комиссии, заместитель руководителя Калужского УФАС России, Самохин С.А. - член комиссии, заместитель руководителя Калужского УФАС России, Васильев А.А. - член комиссии, главный специалист-эксперт Калужского УФАС России, при участии посредством видеоконференцсвязи до объявленного перерыва: представителя заказчика - ГБУЗ Калужской области "Калужский областной клинический онкологический диспансер" Виноградова Д.А. (доверенность, паспорт), представителя уполномоченного органа - Министерства конкурентной политики Калужской области Полубоярцева П.В. (доверенность, паспорт), в отсутствии надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы представителя заявителя - ИП Игнатьевой О.А., при участии посредством видеоконференцсвязи после объявленного перерыва: представителя заказчика - ГБУЗ Калужской области "Калужский областной клинический онкологический диспансер" Виноградова Д.А. (доверенность, паспорт), представителя уполномоченного органа - Министерства конкурентной политики Калужской области Полубоярцева П.В. (доверенность, паспорт), в отсутствии надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы представителя заявителя - ИП Игнатьевой О.А., рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу N040/06/105-441/2024 ИП Игнатьевой О.А. по существу,
установила:
10.06.2024 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ИП Игнатьевой О.А. на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте 0137200001224002593), предметом которого является поставка реагентов для клинической лаборатории. Заявитель полагает, что извещение об осуществлении закупки не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Законом о контрактной системе, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 03.06.2024 г. в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт) опубликовано извещение N0137200001224002593), предметом которого предметом которого является поставка реагентов для клинической лаборатории (далее - Аукцион). Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляла 1 242 928,93 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 11.06.2024 08:00. 2.
В соответствии с пунктами 1,3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в частности, следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. 3.
Согласно доводам жалобы заявителя, описанию объекта закупки соответствует только один производитель. Заявитель считает необоснованными и ограничивающими количество участников требования заказчика к наличию штрих-кодов на флаконах, требований к фасовке реагентов во флаконы определенного объема и формы, а также установление конкретных числовых значений к характеристике "Линейность". Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России
установила
следующее. При формировании технического задания Законом о контрактной системе заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Заказчик вправе включить в извещение об осуществлении закупки такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций медицинского учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, в соответствии с частью 3 статьи 38 Закона N 323-ФЗ производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и/или эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в т.ч. техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Иными словами, использование медицинского изделия допускается строго в соответствии с положениями эксплуатационной документации. Требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия утверждены Приказом Минздрава России от 19.01.2017 N 11н.
В соответствии с указанными требованиями эксплуатационная документация должна содержать:
- описание принадлежностей, медицинских изделий или изделий, не являющихся медицинскими, но предусмотренных для использования в комбинации с медицинским изделием (при наличии);
- перечень расходных материалов (компонентов, реагентов);
- информацию, необходимую для идентификации медицинских изделий с целью получения безопасной комбинации;
- информацию об известных ограничениях по совместному использованию медицинских изделий (если медицинские изделия предназначены для использования вместе с другими медицинскими изделиями и/или принадлежностями).
Таким образом, вывод о совместимости предлагаемых к поставке товаров с имеющимся у заказчика медицинским изделием необходимо делать на основании эксплуатационной документации на такое медицинское изделие. Пунктом 5.2.5 ГОСТ Р 55991.1-2014.
Национальный стандарт Российской Федерации. Медицинские изделия для диагностики ин витро. Часть 1. Автоматические анализаторы для биохимических исследований. Технические требования для государственных закупок (утвержденный к введенный в действие Приказом Росстандарта от 02.04.2014 14 281-ст) установлено, в том числе следующее значимое техническое требование к биохимическим анализаторам: "Требования к оптимизации лабораторного процесса при эксплуатации оборудования: 02.09.2015 сканер штрих-кодов реагентов (встроенный или внешний)". Заказчиком эксплуатируется анализатор, оснащенный, в соответствии с требованием ГОСТ Р 55991.1-2014. сканером штрих-кодов реагентов, что подтверждается инструкцией по эксплуатации анализатора.
Таким образом, требование к фасовке и наличию штрих-кодов предъявлены эксплуатационной документацией и конструкцией самого аппарата, используемого Заказчиком. Отсутствие характеристик нижней и верхней границы диапазона линейности может существенно влиять на качество и точность исследования у пациентов. Наличие информации о диапазоне линейности наборов реагентов позволяет сделать выбор наиболее оптимальной тест-системы, которая удовлетворяет потребности Заказчика и позволяет спрогнозировать процент перестановок образцов с разведением, тем самым Заказчик снижает расход реагента (экономия) и повышает точность исследования (исключая ошибки при разведении образца). Закупка наборов реагентов с низким значением характеристики "верхняя граница линейности" приведет к повышению себестоимости исследований, т.к. большое количество исследований с высокими концентрациями определяемого аналита потребует повторного исследования с разведением и, в таком случае, на один образец будет потрачено больше реактива.
Также при использовании набора с низким значением указанной характеристики возрастает риск получения некорректных результатов в области высоких концентраций исследуемого аналита. Наличие указанной характеристики в описании объекта закупки согласуется с положениями ГОСТ 51352-2013 "Медицинские изделия для диагностики инвитро. Методы испытаний". Линейность метода анализа (набора реагентов) является аналитической характеристикой, то есть неотъемлемым свойством набора реагентов и устанавливается производителями в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53022.2-2008, ГОСТ ISO 17511 - 2011.
Установление конкретных границ линейности позволяет избежать поставки расходных материалов с различными границами, что в свою очередь потребует постоянной перенастройки анализатора и может повлечь ошибки в тестах. Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации об аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара всех возможных производителей. Кроме того, Комиссия Калужского УФАС России также обращает внимание заявителя жалобы на то обстоятельство, что предметом электронного аукциона являлось право на заключение государственного контракта на поставку, а не изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки могло выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки. Комиссией Калужского УФАС России не выявлено, а Заявителем не представлено объективных доказательств того, что обращение спорного товара на соответствующем рынке невозможно или затруднено, а формирование объекта данной закупки подобным образом фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими. Доказательств того, что Заявитель не может приобрести и поставить спорный товар, Комиссии не представлено.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы заявителя. С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Калужского УФАС России
решила:
1. Признать жалобу ИП Игнатьевой О.А. необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия. Председатель комиссии А.А. Магер Члены комиссии: А.А. Васильев С.А. Самохин
2024-2942
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 21 июня 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2024