Изготовлено в полном объеме 17 июня 2024 г.
г. Курск Комиссия Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
- председатель Комиссии, - член Комиссии, - член Комиссии, в присутствии (по средством видео-конференц-связи) представителя заказчика - областного бюджетного учреждения здравоохранения "Курская городская клиническая больница N 3" (далее - ОБУЗ "Курская городская больница N 3") ^ (по доверенности, личность удостоверена), в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "АТАГИЗ" (далее - ООО "АТАГИЗ"), уведомленного надлежащим образом в единой информационной системе, в том числе по электронной почте (ataguise@mail.rul . в том числе о технической возможности дистанционно принять участие с использованием средств видео-конференц-связи по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/5250525294, указанной в уведомлении Курского УФАС России исх. NМВ/2215/24 от 05.06.2024 г., при ведении аудиозаписи, рассмотрев в порядке ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), представленное заказчиком - ОБУЗ "Курская городская больница N 3" обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) информации в отношении ООО "АТАГИЗ" (адрес: 163013, Архангельская область, г. Архангельск, ул. Полярная, д.6, ИНН:2901200048), проведя внеплановую проверку, 2
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России 04.06.2024 г. (вх. N3497-ЭП/24) поступило обращение заказчика - ОБУЗ "Курская городская больница N 3" о включении информации в отношении ООО "АТАГИЗ" (адрес: 163013, Архангельская область, г. Архангельск, ул. Полярная, д.6, ИНН:2901200048) в РНП в связи с расторжением в одностороннем порядке по инициативе заказчика контракта N0744200000224000799 от 11.03.2024 г. по предмету: "Поставка медицинского перевязочного материала (вата)" (закупка N0744200000224000799).
В соответствии с требованиями ст.104 ФЗ "О контрактной систем е.", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, которым утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в случае поступления информации и документов об участнике закупки, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, контрольный орган в сфере закупок осуществляет проверку содержащихся в документах и информации фактов недобросовестности поставщика (подрядчика исполнителя). В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией Курского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее. 12.02.2024 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет "http://zakupki.gov.ru" (далее - ЕИС) заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0744200000224000799 для нужд Заказчика по предмету: "Поставка медицинского перевязочного материала (вата)" ИКЗ: 242463002376646320100100030030000244.
Начальная (максимальная) цена контракта - 237 941 руб. 86 коп.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 22.02.2024 г., NИЭА1 победителем электронного аукциона было признано ООО "АТАГИЗ" с идентификационным номером заявки 449672, в связи с признанием заявки соответствующей требованиям ФЗ "О контрактной систем е." и извещения об осуществлении закупки.
Согласно ч.1 ст.51 ФЗ "О контрактной системе.", по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей. 11.03.2024 г. по результатам электронного аукциона между заказчиком - ОБУЗ "Курская городская больница N 3" и ООО "АТАГИЗ" был заключён контракт N 0744200000224000799 от 11.03.2024 г. по предмету: "Поставка медицинского перевязочного материала (вата)" (реестровый номер контракта N 24630023766 24 000044) (далее - Контракт).
Согласно условиям, предусмотренным в разделе 3 Контракта: "Товар Заказчику поставляется по мере необходимости, партиями, с даты заключения Контракта до 30 декабря 2024 года, по заявке Заказчика, переданной по телефону или электронной почте Поставщику в течение 5 рабочих дней с момента получения заявки: Российская Федерация, Курская область, г. Курск, 2-й Промышленный пер., 13, медицинский склад заказчика, г. Курск, ул. Обоянская, д. 16, кабинет провизора N115. Поставщик обязан уведомить Заказчика о времени и дате поставки Товара не менее чем за 2 (два) рабочих дня до планируемой даты поставки Товара. Поставщик поставляет Товар за счет собственных или привлеченных денежных средств, 3 осуществляет погрузо-разгрузочные работы до места поставки, указанного в п. 3.2 Контракта". 12.03.2024 г. ОБУЗ "Курская городская больница N 3" в адрес ООО "АТАГИЗ" была направлена первая заявка на поставку товара в соответствии с разделом 3 Контракта. 08.04.2024 ОБУЗ "Курская городская больница N 3" в адрес ООО "АТАГИЗ" было направлено требование об исполнении обязательств по Контракту. 17.04.2024 с электронной почты ООО "АТАГИЗ" в адрес ОБУЗ "Курская городская больница N 3" направлено письмо следующего содержания: "ООО "АТАГИЗ" задержало отгрузку Ваты вашему учреждению по причине отсутствия сырья на заводе изготовителе ООО "УПС".
Ориентировочная дата изготовления 02.05.2024 г. Обязуемся незамедлительно отправить данный товар в ваш адрес после сдачи с производства". 21.05.2024 ООО "АТАГИЗ" в адрес ОБУЗ "Курская городская больница N 3" направило письмо (исх. от 22.04.2024 г.) от производителя ООО "УПС" и сообщило, что срок поставки товара переносится на неопределенный срок. 21.05.2024 ОБУЗ "Курская городская больница N 3" принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 11.03.2024 г. N 0744200000224000799 по предмету: "Поставка медицинского перевязочного материала (вата)". 21.05.2024 ОБУЗ "Курская городская больница N 3" в адрес ООО "АТАГИЗ" направлено требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) за неисполнение обязательств по контракту N 0744200000224000799 от 11.03.2024 г. ООО "АТАГИЗ" явку представителей на заседание комиссии не обеспечило, в то же время в материалы дела к дате заседания предоставило письменные объяснения причин нарушения условий Контракта и копии подтверждающих документов (вх. N3607-ЭП/24 от 07.06.2024): "Нашей организацией была произведена отправка товара (2520 шт) и в данный момент находится на терминале ТК ПЭК в городе Курск, трек номер 999956017218.
ООО "Атагиз" не поставило товар в указанные сроки, в связи с задержкой поставки сырья для производства Ваты на заводе-изготовителе ООО "УПС".
Наша организация не имела умысла уклониться от исполнения контракта, что подтверждается следующими доказательствами. О наличии добросовестности и отсутствии умысла не исполнения контракта также свидетельствует следующее: В материалы дела предоставлен перечень уже исполненных контрактов со стороны ООО "Атагиз", что свидетельствует о добросовестности и исполнительности Поставщика. Следовательно, умысел на срыв исполнения контракта в действиях поставщика отсутствует". В качестве подтверждения отсутствия намерений уклониться от исполнения контракта ООО "АТАГИЗ" в материалы дела предоставлены копии следующих документов:
- трек номер, свидетельствующий об отправке товара по контракту;
- реестры исполненных контрактов ООО "АТАГИЗ";
- письмо от производителя ООО "УПС" от 22.04.2024 г. При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о включении хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки. 4 Материалами дела подтверждается, что ООО "АТАГИЗ" не бездействовало, исполнение его обязательств по контракту было поставлено в зависимость от действий третьих лиц (в данном случае от производителя перевязочного материала ООО "УПС").
При этом, учитывая, что по условиям контракта приемка товара осуществляется посредством размещения в ЕИС документа о приемке, ООО "АТАГИЗ" такой документ не размещался. Как установлено ч.ч.8 - 9 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе...", расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.13.3 Контракта: "Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств".
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной систем е.", в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 22.05.2024 г. Заказчиком с использованием единой информационной системы сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено такое решение в единой информационной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе.", датой поступления ООО "АТАГИЗ" решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в единой информационной системе - 22.05.2024 г.
Таким образом, в силу п. 3 ч. 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе.", 22.05.2024 г. является датой надлежащего уведомлением ООО "АТАГИЗ" об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе.", решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, 5 датой расторжения контракта является 04.06.2024 г. Материалами дела подтверждается, что в действиях заказчика при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения действующего законодательства РФ о контрактной системе не выявлены.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий, как признание Исполнителя недобросовестным, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе." в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Пунктом 15 Правил установлено, что Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика 6 (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. Ни ФЗ "О контрактной системе.", ни Правила не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр (РНП) без оценки его действий в каждом конкретном случае. Из документов, пояснений и сведений, представленных в материалы дела следует, ООО "АТАГИЗ", принимались меры, направленные на надлежащее исполнение обязательств по Контракту.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО "АТАГИЗ" является субъектом малого предпринимательства, относится к категории - "Микропредприятие". Учитывая, что включение сведений в РНП, является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений ФЗ "О контрактной системе...", Комиссия при принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в РНП не ограничивается формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Размещение сведений об участнике размещения заказа в РНП осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения и выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта или установит факт умышленного неисполнения/ненадлежащего исполнения (выполнения) условий контракта. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу. Какие-либо доказательства целенаправленного уклонения от исполнения заключенного контракта при имеющейся у него соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, и уклонение лица от исполнения контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в материалах дела отсутствуют. Сам по себе факт неисполнения контракта, не свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, как то понимается в статье 10 ГК РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что Подрядчик осуществлял свои гражданские права, связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом). 7 Принимая во внимание обстоятельства, выявленные при рассмотрении обращения, положения пи. "а" и. 15 Правил, информация в отношении ООО "АТАГИЗ" не подлежит включению в РНП. С учетом изложенного, оценив в совокупности, и взаимосвязи представленные сторонами в материалы дела доказательства, с учетом сведений, размещенных в ЕИС, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать заказчику - областному бюджетному учреждению здравоохранения "Курская городская клиническая больница N 3" во включении информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "АТАГИЗ" (адрес: 163013, Архангельская область, г. Архангельск, ул. Полярная, д.6, ИНН:2901200048) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Члены комиссии:
2024-2969
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 11 июня 2024 г. N РНП-46-852
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2024