Изготовлено в полном объеме 17 июня 2024 г.
г. Курск Комиссия Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
- председатель Комиссии, - член Комиссии, - член Комиссии, в присутствии (по средствам видеоконференцсвязи) и.о. главного врача областного бюджетного учреждения здравоохранения "Советская центральная районная больница" (далее - ОБУЗ "Советская ЦРБ") (личность удостоверена), ^ (по доверенности, личность удостоверена), в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "РЕСУРС АГРО" (далее - ООО "РЕСУРС АГРО"), уведомленного надлежащим образом в единой информационной системе, в том числе по электронной почте (agromir444@yandex.ru) , в том числе о технической возможности дистанционно принять участие с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/1515096297, указанной в уведомлении Курского УФАС России исх. NМВ/2216/24 от 05.06.2024 г., при ведении аудиозаписи, рассмотрев в порядке ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), представленное заказчиком - ОБУЗ "Советская ЦРБ", обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) информации в отношении ООО "РЕСУРС АГРО" (адрес: 346500, Ростовская область, г.о. город Шахты, г. Шахты, ул. Ленина, д. 131, кв. 9,ИНН:6155090417), проведя внеплановую проверку, II 2
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России 04.06.2024 г. (вх. N3524-ЭП/24) поступило обращение заказчика - ОБУЗ "Советская ЦРБ" о включении информации в отношении ООО "РЕСУРС АГРО" (адрес: 346500, Ростовская область, г.о. город Шахты, г. Шахты, ул. Ленина, д. 131, кв. 9,ИНН:6155090417) в РНП в связи с расторжением в одностороннем порядке по инициативе заказчика контракта N23 от 07.08.2023 г. по предмету: "Благоустройство территории ОБУЗ "Советская ЦРБ", расположенной по адресу: Курская область, п. Кшенский, ул. Мирная, д.1 (закупка N 0144200002423000087) .
В соответствии с требованиями ст.104 ФЗ "О контрактной с и стем е." , постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, которым утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в случае поступления информации и документов об участнике закупки, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, контрольный орган в сфере закупок осуществляет проверку содержащихся в документах и информации фактов недобросовестности поставщика (подрядчика исполнителя). В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией Курского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее. 06.06.2023 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет "http://zakupki.gov.ru" (далее - ЕИС) заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0144200002423000087 для нужд Заказчика по предмету: "Благоустройство территории ОБУЗ "Советская ЦРБ", расположенной по адресу: Курская область, п. Кшенский, ул. Мирная, д.1 ИКЗ:2324621000184462101001001900143 99244.
Начальная (максимальная) цена контракта - 23 244 700 руб. 00 коп.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 25.07.2023 г., NИЭА2 победителем электронного конкурса было признано ООО "РЕСУРС АГРО" с идентификационным номером заявки A-115376, в связи с признанием заявки соответствующей требованиям ФЗ "О контрактной с и ст е м е." и извещения об осуществлении закупки.
Согласно ч.1 ст.51 ФЗ "О контрактной системе.", по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей. 07.08.2023 г. по результатам электронного аукциона между заказчиком - ОБУЗ "Советская ЦРБ" и ООО "РЕСУРС АГРО" был заключён муниципальный контракт N23 от 07.08.2023 г. на "Благоустройство территории ОБУЗ "Советская ЦРБ", расположенной по адресу: Курская область, п. Кшенский, ул. Мирная, д.1 (реестровый номер контракта N 24621000184 23 000026) (далее - Контракт).
Согласно п.п. 1.6.1., 1.6.2. заключенного сторонами Контракта: "Начало выполнения работ: с даты заключения Контракта. Окончание выполнения работ: 30.10.2023 г.". 3 25.10.2023 между ОБУЗ "Советская ЦРБ" и ООО "РЕСУРС АГРО" было заключено дополнительное соглашение N1 к Контракту N23 от 07.08.2023 г., согласно которому: "Окончание выполнения работ: 23.11.2023 г.". 07.12.2023 между ОБУЗ "Советская ЦРБ" и ООО "РЕСУРС АГРО" было заключено дополнительное соглашение N2 к Контракту N23 от 07.08.2023 г., на основании которого уменьшены объемы работ в рамках 10 % от цены Контракта (п.2.1 Контракта: "Цена работ составляет - 22 928 993 руб. 00 коп.") и внесены изменения в локально-сметные расчеты N02 01-01 и N04-01-01 Контракта, в части использования материалов, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с характеристиками, указанными в Контракте. 10.01.2024 г. ОБУЗ "Советская ЦРБ" составлен акт осмотра невыполненных работ N1 от 10.01.2024 г., согласно которого сумма невыполненных обязательств ООО "РЕСУРС АГРО" по Контракту N23 от 07.08.2023 г. составила: 4 424 877 руб. 60 коп. 12.01.2024 ОБУЗ "Советская ЦРБ" направил в адрес подрядчика претензию (требование) о выплате неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту N23 от 07.08.2023 г. 04.03.2024 ОБУЗ "Советская ЦРБ" направило в адрес подрядчика повторную претензию (требование) о выплате неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту N23 от 07.08.2023 г за период с 01.01.2024 по 29.02.2024. 20.05.2024, в связи с тем, что ООО "РЕСУРС АГРО" обязательства по контракту N23 от 07.08.2023 г. не были исполнены в полном объеме и в срок, установленный контрактом, заказчиком - ОБУЗ "Советская ЦРБ" было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Как подтверждается материалами дела и сведениями, размещенными в единой информационной системе (далее - ЕИС), работы ООО "РЕСУРС АГРО" по контракту N23 от 07.08.2023 г. выполнялись, и ОБУЗ "Советская ЦРБ" оплачивались, что подтверждается актами о приемке выполненных работ: N1 от 31.08.2023; N2 от 21.09.2023; N3.1 от 05.10.2023; N4.1 от 23.10.2023, N5.1 от 09.11.2023, N6 от 29.11.2023 и платежными поручениями N877673 от 07.09.2023; N101996 от 26.09.2023, N197933 от 10.10.2023, N296889 от 24.10.2023, N405401 от 10.11.2023, N610190 от 08.12.2023, на общую сумму 16 704 930 руб. 00 коп. При таких обстоятельствах, из документов, пояснений и сведений, представленных в материалы дела следует, что работы ООО "РЕСУРС АГРО", предусмотренные контрактом, выполнялись, но не в полном объеме ( ~ на 72%) и с нарушением сроков. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки. Комиссия Курского УФАС России отмечает, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта. Как установлено ч.ч.8 - 9 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе...", расторжение контракта 4 допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 9.3 Контракта: "Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта в случаях, предусмотренных ч. 15 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"".
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе.", в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 20.05.2024 г. Заказчиком с использованием единой информационной системы сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено такое решение в единой информационной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе.", датой поступления ООО "РЕСУРС АГРО" решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в единой информационной системе - 20.05.2024 г.
Таким образом, в силу п. 3 ч. 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе.", 20.05.2024 г. является датой надлежащего уведомлением ООО "РЕСУРС АГРО" об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе.", решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, 5 датой расторжения контракта является 31.05.2024 г. Материалами дела подтверждается, что в действиях заказчика при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещении в ЕИС нарушения действующего законодательства РФ о контрактной системе не выявлены.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий, как признание Подрядчика недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе." в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Пунктом 15 Правил установлено, что Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств 6 непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. Ни ФЗ "О контрактной системе.", ни Правила не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр (РНП) без оценки его действий в каждом конкретном случае. Из документов, пояснений и сведений, представленных в материалы дела следует, что ООО "РЕСУРС АГРО", принимались меры, направленные на надлежащее исполнение обязательств по Контракту.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО "РЕСУРС АГРО" является субъектом малого предпринимательства, относится к категории - "Микропредприятие". Учитывая, что включение сведений в РНП, является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений ФЗ "О контрактной системе...", Комиссия при принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в РНП не ограничивается формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Размещение сведений об участнике размещения заказа в РНП осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения и выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта или установит факт умышленного неисполнения/ненадлежащего исполнения (выполнения) условий контракта. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу. Какие-либо доказательства целенаправленного уклонения от исполнения заключенного контракта при имеющейся у него соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, и уклонение лица от исполнения контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в материалах дела отсутствуют. 7 Сам по себе факт неисполнения контракта, не свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, как то понимается в статье 10 ГК РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что Подрядчик осуществлял свои гражданские права, связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом). Принимая во внимание обстоятельства, выявленные при рассмотрении обращения, положения пп. а п. 15 Правил, информация в отношении ООО "РЕСУРС АГРО" не подлежит включению в РНП. С учетом изложенного, оценив в совокупности, и взаимосвязи представленные сторонами в материалы дела доказательства, с учетом сведений, размещенных в ЕИС, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать заказчику - областному бюджетному учреждению здравоохранения "Советская центральная районная больница" во включении информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью ООО "РЕСУРС АГРО" (адрес: 346500, Ростовская область, г.о. город Шахты, г. Шахты, ул. Ленина, д. 131, кв. 9,ИНН:6155090417) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Члены комиссии:
2024-2965
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 11 июня 2024 г. N РНП-46-851
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2024