Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Дадажанова Е.Е. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в отсутствие представителей подателя жалобы - ООО "Региональный реабилитационный центр", уведомлено надлежащим образом,
в отсутствие представителей заказчика - ГБУЗ НСО "ГОНКТБ", уведомлено надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Региональный реабилитационный центр" на действия заказчика - ГБУЗ НСО "ГОНКТБ" при проведении электронного аукциона N 0351200000224000211 на поставку химических реактивов для клинико-диагностической лаборатории для гематологического анализатора "МЕК-7300К", начальная (максимальная) цена контракта 423 217,64 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "Региональный реабилитационный центр" с жалобой на действия заказчика - ГБУЗ НСО "ГОНКТБ" при проведении электронного аукциона N 0351200000224000211 на поставку химических реактивов для клинико-диагностической лаборатории для гематологического анализатора "МЕК-7300К".
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколами, составленными при проведении закупки:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 05.06.2024 г.;
2) дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 13.06.2024 г.;
3) на участие в электронном аукционе подана 1 заявка;
4) дата рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 17.06.2024 г.;
5) в результате рассмотрения заявка участника признана соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона.
Суть жалобы ООО "Региональный реабилитационный центр" заключается в следующем.
Податель жалобы считает, что совокупности требований описания закупки соответствует товар одного производителя, именно, "Nihon Kohden Corporation". Так, в частности, заказчиком установлены требования к классу потенциального риска применения - не выше первого, требования о соответствии требованиям технической документации на оборудование, используемое заказчиком, а также детализирован химический состав реагентов, что не дает возможности предложить аналогичный товар иного производителя.
ГБУЗ НСО "ГОНКТБ" в возражениях на жалобу ООО "Региональный реабилитационный центр" пояснило, что извещение о проведении электронного аукциона сформировано заказчиком в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе и эксплуатационной документацией на оборудование, имеющееся у заказчика, в которой предусмотрен определенный перечень используемых реагентов. Кроме того, в жалобе ООО "Региональный реабилитационный центр" ссылается на анализатор "МЕК 8222К", при этом, заказчику требуются реагенты для использования на анализаторе "МЕК 7300к".
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.
Объектом закупки являются химические реактивы для клинико-диагностической лаборатории для гематологического анализатора "МЕК-7300К".
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной систем заказчик при формировании описания объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом, указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что описанием объекта закупки предусмотрено требование к реактивам "Класс потенциального риска применения - не выше первого".
В возражениях на жалобу ООО "Региональный реабилитационный центр" заказчик подтвердил факт возможности наличия на рынке реагентов для анализаторов классов риска 2а, 2б или 3 в зависимости от потенциального риска результатов исследования. При этом, антимонопольному органу не представлено обоснования необходимости использования реагентов класса потенциального риска не выше первого с оборудованием, имеющимся в наличии у ГБУЗ НСО "ГОНКТБ", а также документов и сведений, подтверждающих невозможность использования реактивов класса риска 2а, 2б или 3 с имеющимся у заказчика анализатором. Таким образом, заказчиком нарушены требования п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что описанием объекта закупки предусмотрено требование к медицинским изделиям о соответствии предлагаемого к поставке товара требованиям технической документации на оборудование, используемое заказчиком - гематологический анализатор "МЕК" компании "NIHON KOHDEN CORPORATION".
При этом, из положений описания объекта закупки не представляется возможным определить предусмотренные производителем анализатора "МЕК" требования к реагентам, которым должен соответствовать поставляемый товар. Кроме того, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что руководство по эксплуатации на гематологический анализатор "МЕК 7300К", имеющийся у заказчика, на официальном сайте Росдравнадзора, отсутствует.
Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчиком нарушены требования п.1ч.1 ст.33, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с позицией ФАС России, изложенной в Письме от 01.07.2016 г. N ИА/44536/16, при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Позициями N 4, N 5 описания объекта закупки заказчиком предусмотрен химический состав реагентов с конкретными значениями показателей содержания веществ в реактивах:
- содержание натрия щелочного эфирного сульфата - 1 г/л;
- содержание полиоксиэтилен тридецил эфира - 0,5 г/л.
Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчиком неправомерно установлены требования к химическому составу реагентов с конкретными показателями содержания химических веществ в реактивах, что является нарушением требований ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Росздравнадзором в письме N 09-С-571-1414 от 05.02.2016 указано, что в соответствии с ч.3 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Возможность эксплуатации медицинского оборудования одного производителя совместно с принадлежностями другого производителя определяется производителем медицинского оборудования. Совместное применение таких изделий без проведённых экспертиз на совместимость может привести к причинению вреда жизни, здоровью граждан и медицинских работников.
Заказчиком в адрес антимонопольного органа было представлено руководство по эксплуатации на имеющееся у заказчика оборудование, а также письмо официального дилера производителя ООО "Экомед-с М". Из указанных документов следует, что эксплуатационная документация на гематологический анализатор "МЕК 7300К" предусматривает определенный перечень реагентов производства "NIHON KOHDEN", производитель не гарантирует достоверность результатов исследования при использовании реактивов иных производителей по причине отсутствия исследований на предмет эффективности и безопасности таких реактивов.
Вместе с тем, в соответствии с позицией Росздравнадзора, изложенной в письме от 20.05.2022 N 10-30847/22, если расходные материалы (аналоги), зарегистрированные в установленном порядке, успешно прошли исследования (испытания) с медицинским изделием, что подтверждается информацией, содержащейся в регистрационном досье данных расходных материалов (аналогов), то потребитель вправе использовать их наряду с оригинальными расходными материалами (аналогами) независимо от того, есть ли разрешение производителя основного медицинского изделия.
Таким образом, в случае, если реагенты, зарегистрированные в установленном порядке, успешно прошли исследования (испытания) с оборудованием, что подтверждается информацией, содержащейся в регистрационном досье данных реагентов, то потребитель вправе использовать их наряду с оригинальными расходными материалами (аналогами) независимо от того, есть ли разрешение производителя основного оборудования.
Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчиком нарушены требования п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку заказчиком не представлено информации и сведений о соответствии требованиям описания объекта закупки товаров двух различных производителей, а также не представлено доказательств невозможности использования иных реагентов с имеющимся у ГБУЗ НСО "ГОНКТБ" оборудованием.
На основании изложенного, доводы жалобы нашли свое подтверждение.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий единой комиссии при рассмотрении заявок, выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Объектом закупки являются химические реактивы для клинико-диагностической лаборатории для гематологического анализатора "МЕК-7300К".
При этом, позицией N 4 описания объекта закупки предусмотрено, что лизирующий раствор для получения пяти субпопуляций по лейкоцитам предназначен для использования на анализаторах "МЕК-7222/7300/8222", позицией N 5 описания объекта закупки предусмотрено, что промывающий раствор для промывки гидросистемы предназначен для использования на анализаторах "МЕК-6318/6400/6410/6420/6450/6500/6510/6550/7222/7300/8222".
Таким образом, поскольку данные положения описания объекта закупки содержат указание, в том числе, на иное оборудование, кроме имеющегося у заказчика в наличии, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что в действиях заказчика содержатся нарушения положения ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Региональный реабилитационный центр" на действия заказчика - ГБУЗ НСО "ГОНКТБ" при проведении электронного аукциона N 0351200000224000211 на поставку химических реактивов для клинико-диагностической лаборатории для гематологического анализатора "МЕК-7300К" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования ч.3 ст.7, п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
Е.Е. Дадажанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 18 июня 2024 г. N 054/06/33-1554/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2024