Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителей:
заказчика - ГБУЗ НСО "Детская городская клиническая больница N 3": (по доверенности), (по доверенности),
подателя жалобы - ИП Машкевича,
рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ИП Машкевича В.В. на действия заказчика - ГБУЗ НСО "Детская городская клиническая больница N 3" при проведении электронного аукциона N 0351300034824000246 на оказание услуг по передаче неисключительных пользовательских прав (лицензий) на использование программных средств антивирусной защиты, цифровой, начальная (максимальная) цена контракта 452 600,00 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратился ИП Машкевич В.В. с жалобой на действия заказчика - ГБУЗ НСО "Детская городская клиническая больница N 3" при проведении электронного аукциона N 0351300034824000246 на оказание услуг по передаче неисключительных пользовательских прав (лицензий) на использование программных средств антивирусной защиты.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколами, составленными при проведении закупки:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 31.05.2024;
2) дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 10.06.2024;
3) на участие в закупке подано четыре заявки, все заявке признаны соответствующими требованиям извещения о закупке;
4) победителем закупки признан участник N 116743283 с ценовым предложением 425 310,01 руб.
Суть жалобы ИП Машкевича В.В. заключается в следующем.
1. По мнению подателя жалобы, заказчиком в описании объекта закупки использованы характеристики, являющиеся субъективными, позволяющие трактовать спорные условия в зависимости от индивидуальных предпочтений, что не позволяет определить соответствие предлагаемой услуги установленным заказчиком требованиям: "гибкое управление использованием ресурсов ПК для обеспечения комфортной работы пользователей при выполнении сканирования файлового пространства", "эвристический анализатор, позволяющий более эффективно распознавать и блокировать ранее неизвестные вредоносные программы".
2. ИП Машкевич В.В. считает, что в описании объекта закупки установлены излишние требования, которые не относятся к характеристикам программного обеспечения, а определяются настройками, возможностями сторонних программ (Android Debug Bridge (ADB)) и аппаратными возможностями оборудования, эксплуатируемого заказчиком:
настроить доступ пользователей к мобильным устройствам в приложении Android Debug Bridge (ADB);
заряжать мобильное устройство, подключив устройство к компьютеру через USB, даже если доступ к мобильному устройству запрещен;
наличие поддержки протокола WPA3 для контроля подключения к сетям Wi-Fi;
настроить доступ пользователей к мобильным устройствам в приложении iTunes.
указать параметры подключения к wi-fi сетям;
отправки команд и push уведомлений через сервис Firebase Cloud Messaging (FCM);
функция управления мобильными устройствами через сервер Exchange ActiveSync;
поддержка технологий Samsung KNOX1 и KNOX2;
функция управления мобильными устройствами через сервер iOS MDM.
По мнению ИП Машкевича В.В., указанные характеристики не являются функциональными, техническими и качественными характеристиками, эксплуатационными характеристиками объекта закупки (антивирусного программного обеспечения).
3. Податель жалобы считает, что заказчиком в нарушение требований действующего законодательства установлено требование о необходимости в ходе исполнения контракта передачи формуляра с голографической наклейкой ФСТЭК, поскольку в соответствии с новым порядком маркирования изготовителям необходимо организовать маркирование средств защиты информации идентификатором, состоящим из прописных букв и групп цифр, разделенных точками, имеющим вид: РОСС RU.01.ХХХХХ.ХХХХХХ. Специальные защитные знаки для маркирования сертифицированных средств защиты информации не выдаются с июля 2021 года.
4. Податель жалобы считает, что в нарушение положений ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчиком в описание объекта закупки включено указание в отношении товарного знака - АО "Лаборатория Касперского".
Заказчик в возражениях на жалобу ИП Машкевича В.В. заявил следующее.
1. Заказчик при описании объекта закупки руководствовался требованиями ст.33 Закона о контрактной системе, использовал показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых услуг установленным заказчиком требованиям.
2. ГБУЗ НСО "Детская городская клиническая больница N 3" заявило, что в описании объекта закупки отсутствуют следующие требования:
настроить доступ пользователей к мобильным устройствам в приложении Android Debug Bridge (ADB);
заряжать мобильное устройство, подключив устройство к компьютеру через USB, даже если доступ к мобильному устройству запрещен;
наличие поддержки протокола WPA3 для контроля подключения к сетям Wi-Fi;
настроить доступ пользователей к мобильным устройствам в приложении iTunes.
указать параметры подключения к wi-fi сетям;
отправка команд и push уведомлений через сервис Firebase Cloud Messaging (FCM);
функция управления мобильными устройствами через сервер Exchange ActiveSync;
поддержка технологий Samsung KNOX1 и KNOX2.
3. Данная закупка размещалась в соответствии с письмом министерства здравоохранения Новосибирской области N 06-06/7149/24 от 27.03.2024 "О выполнении мероприятий по переходу на отечественное программное обеспечение". В соответствии с указанным письмом при подготовке извещения использовалось типовое описание объекта закупки, разработанное и согласованное министерством цифрового развития и связи Новосибирской области.
Кроме того, в представленном подателем жалобы информационном сообщении содержится указание на подготовленный проект о внесении изменений в Положение о системе сертификации, однако также согласно данному письму организации, имеющие запас специальных защитных знаков, могут их использовать.
4. В соответствии с описанием объекта закупки программное средство антивирусной защиты информации должно быть совместимо с имеющимися у заказчика продуктами АО "Лаборатория Касперского". На текущий момент программное обеспечение, разработанное АО "Лаборатория Касперского" "Kaspersky Endpoint Security для бизнеса - Стандартный", несовместимо с антивирусными решениями других производителей.
Данное требование установлено исходя из необходимости совместимости приобретаемого программного обеспечения с уже используемым у заказчика.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Согласно ч.1 ст.42 при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при формировании описания объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно описанию объекта закупки в программном средстве антивирусной защиты должны быть реализованы, в том числе, следующие функциональные возможности: гибкое управление использованием ресурсов компьютера для обеспечения комфортной работы пользователей при выполнении сканирования файлового пространства; эвристический анализатор, позволяющий более эффективно распознавать и блокировать ранее неизвестные вредоносные программы.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что при формировании извещения о проведении электронного аукциона заказчиком было использовано типовое описание объекта закупки, согласованное с министерством цифрового развития и связи Новосибирской области, что подтверждается письмом Минздрава НСО N 467/24.046-Вх от 27.03.2024 "О выполнении мероприятий по переходу на отечественное программное обеспечение".
Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчиком не были нарушены положения Закона о контрактной системе, указанные требования не являются ограничивающими для участников закупки. Довод жалобы не нашел подтверждения.
2. Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что из указанного подателем жалобы перечня функциональных возможностей в программном средстве антивирусной защиты в описании объекта закупки содержатся только указания на функцию управления мобильными устройствами через сервер Exchange ActiveSync и функцию управления мобильными устройствами через сервер iOS MDM.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что при формировании извещения о проведении электронного аукциона заказчиком было использовано типовое описание объекта закупки, согласованное с министерством цифрового развития и связи Новосибирской области, что подтверждается письмом Минздрава НСО N 467/24.046-Вх от 27.03.2024 "О выполнении мероприятий по переходу на отечественное программное обеспечение". Данное типовое описание объекта закупки содержит вышеуказанные требования к объекту закупки.
Кроме того, подателем жалобы не было представлено каких-либо документов и информации, подтверждающих факт необходимости исключения вышеуказанных характеристик из требований описания объекта закупки.
При этом, у Комиссии Новосибирского УФАС России отсутствуют объективные основания полагать, что данные характеристики являются излишними, ограничивающими количество участников закупки. Довод жалобы не нашел подтверждения.
3. В соответствии с описанием объекта закупки при выполнении обязательств по контракту исполнителю надлежит представить DVD-диск с дистрибутивами сертифицированных программ в фирменном конверте, формуляр с голографической наклейкой ФСТЭК, сертификаты соответствия ФСТЭК.
Приказом ФСТЭК России от 03.04.2018 N 55 утверждено Положение о системе сертификации средств защиты информации, которым, в том числе, установлен порядок сертификации продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, являющейся государственным информационным ресурсом и (или) персональными данными, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, подлежащей сертификации в рамках указанной системы.
Так, согласно п.63 раздела "Маркирование средств защиты информации" на основании сертификата соответствия заявитель организует маркирование средства защиты информации идентификатором, состоящим из прописных букв и групп цифр, разделенных точками, который имеет вид: РОСС RU.01.XXXXX.XXXXXX.
Указанное подтверждается информацией, содержащейся в информационном письме ФСТЭК России N 240/24/3487 от 22.07.2021, согласно которому в соответствии с новым порядком маркирования изготовителям необходимо организовать маркирование средств защиты информации идентификатором, состоящим из прописных букв и групп цифр, разделенных точками, имеющим вид: РОСС RU.01.XXXXX.XXXXXX.
Вместе с тем, указанное письмо также содержит указание на то, что организации, имеющие запас специальных защитных знаков, могут продолжить маркирование производимых ими сертифицированных средств защиты информации специальными защитными знаками до израсходования имеющихся знаков.
На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчику надлежало включить в описание объекта закупки также указание на то, что при исполнении контракта возможно представление средства защиты информации с маркировкой в виде соответствующего идентификатора. Заказчиком нарушены положения ч.3 ст.7, ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Довод жалобы нашел частичное подтверждение.
4. В соответствии с пп. "а" - "в" п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчиком в описание объекта закупки включено указание на совместимость закупаемого программного средства антивирусной защиты информации с имеющимися у заказчика продуктами АО "Лаборатория Касперского". Кроме того, описание объекта закупки содержит указание на то, что на текущий момент программное обеспечение, разработанное АО "Лаборатория Касперского" "Kaspersky Endpoint Security для бизнеса - Стандартный", несовместимо с антивирусными решениями других производителей (в качестве подтверждения на заседание Комиссии заказчиком было представлено письмо от АО "Лаборатория Касперского" от 29.05.2024 N 13571).
На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что положения описания объекта закупки в указанной части не противоречат требованиям ст.33 Закона о контрактной системе. Довод жалобы не подтвержден.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, выявлены иные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
В силу п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп."а" п.2 Правил каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе, в:
извещении об осуществлении закупки;
приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке);
контракте;
реестре контрактов, заключенных заказчиками.
На основании п.4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп."б" - "г" и "е" - "з" п.10 Правил. При этом, заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе, указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п.10 Правил в позицию каталога включается следующая информация:
а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с п.12 Правил;
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ;
д) справочная информация:
коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);
информация о типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
и) дополнительная информация в соответствии с п.19 Правил формирования КТРУ.
В соответствии с извещением о закупке заказчику необходимо оказание услуг по передаче неисключительных пользовательских прав (лицензий) на использование программных средств антивирусной защиты.
Вместе с тем, при формировании извещения о закупке заказчиком был применен код ОКПД 2 - 33.12.15.000 "Услуги по ремонту и техническому обслуживанию подъемно-транспортного оборудования".
Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу, что код ОКПД2 33.12.15.000 установлен заказчиком неправомерно, так как не относится к предмету закупки.
Кроме того, заказчиком в нарушение положений ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, Правил не была применена соответствующая позиция КТРУ.
На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УАФС России считает, что заказчиком нарушены положения ч.6 ст.23, п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, Правил.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Машкевича В.В. на действия заказчика - ГБУЗ НСО "Детская городская клиническая больница N 3" при проведении электронного аукциона N 0351300034824000246 на оказание услуг по передаче неисключительных пользовательских прав (лицензий) на использование программных средств антивирусной защиты частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования ч.3 ст.7, ч.6 ст.23, ч.1 ст.33, п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, Правил.
3. Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
И.В. Костин
ПРЕДПИСАНИЕ N 054/06/33-1535/2024
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
18 июня 2024 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
на основании решения N 054/06/33-1535/2024 от 18.06.2024 по жалобе ИП Машкевича В.В. на действия заказчика - ГБУЗ НСО "Детская городская клиническая больница N 3" при проведении электронного аукциона N 0351300034824000246 на оказание услуг по передаче неисключительных пользовательских прав (лицензий) на использование программных средств антивирусной защиты,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
1. Заказчику устранить нарушения положений ч.3 ст.7, ч.6 ст.23, ч.1 ст.33, п.5 ч.1 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Заказчику отменить все действия, произведенные в рамках процедуры заключения контракта (при наличии).
3. Аукционной комиссии заказчика отменить решение, зафиксированное в протоколе подведения итогов электронного аукциона.
4. Заказчику внести изменения в извещение о закупке в соответствии с положениями действующего законодательства, а также решения Комиссии Новосибирского УФАС России N 054/06/33-1535/2024 от 18.06.2024.
5. Заказчику продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе N 0351300034824000246 в соответствии с Законом о контрактной системе.
6. Оператору электронной торговой площадки отменить протокол подачи ценовых предложений, обеспечить возможность исполнения решения N 054/06/33-1535/2024 от 18.06.2024 и данного предписания.
О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания сообщить до 04.07.2024 с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
И.В. Костин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 18 июня 2024 г. N 054/06/33-1535/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2024