Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: С.А. Евстратова,
Члены Комиссии: А.А. Михарская, М.А. Барщенкова, рассмотрев дело N061/06/42-1952/2024 по жалобе ООО "Брокер Групп" (далее - Заявитель) о нарушении МБУ ДО Спортивная школа N 4 г. Новошахтинска (далее - Заказчик) норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), при проведении электронного аукциона N 0358300342724000001 "Капитальный ремонт "Футбольное поле с искусственным покрытием и с прилегающим искусственным покрытием для легкой атлетики расположенному по адресу:
г. Новошахтинск, ул. Горняцкая, д. 46"" (далее - аукцион, закупка) путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) при участии представителя Заказчика - Грумслис И.Н. (доверенность N 53 от 07.06.2024), в отсутствие 2024-11763 представителя Заявителя, уведомленного надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России 05.06.2024 поступила жалоба ООО "Брокер Групп" на положения извещения об осуществлении закупки, размещенного МБУ ДО Спортивная школа N 4 г. Новошахтинска при проведении электронного аукциона N 0358300342724000001.
Заказчик в возражениях (от 10.06.2024 N 54) на жалобу:
- отрицал нарушения в извещении об осуществлении закупки;
- сообщил, что требования к участникам закупки соответствуют нормам Закона;
- представил пояснения по доводу жалобы.
В соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 99 Закона, в ходе рассмотрения дела установлено следующее. Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 29.05.2024 размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0358300342724000001, согласно которым:
- установлены дата и время окончания подачи заявок - 06.06.2024 12:00 (МСК);
- начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 14 540 909,09 руб. Заявитель полагает, что Заказчик в нарушение норм Закона не включил в извещение о проведении аукциона дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с нормами Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Как определено п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта. Во исполнение приведенной нормы Закона Правительством принято Постановление N 2571.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона, в случае установления Правительством Российской 2024-11763 2 Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Предметом контракта, заключаемого по результатам рассматриваемой закупки, являются работы по капитальному ремонту футбольного поля с искусственным покрытием и с прилегающим искусственным покрытием для легкой атлетики.
В соответствии с нормой ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Пунктом 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 23.07.2015 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу ст. 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом, по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (п. 1 ст. 130 ГК РФ).
Исходя из смысла указанных норм и разъяснений объект недвижимого имущества должен соответствовать следующим критериям: тесная связь с землей, наличие полезных свойств, которые могут быть использованы независимо от земельного участка и от других находящихся на общем земельном участке зданий, сооружений, иных объектов недвижимого имущества в предпринимательской или иной экономической деятельности (самостоятельное функциональное назначение объектов); невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению. Объекты, которые хотя и прочно связаны с землей, но не имеют самостоятельного хозяйственного назначения, не являются отдельными объектами гражданского оборота, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям, не признаются недвижимым имуществом, независимо от физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь таких сооружений с соответствующим земельным участком. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2022 по делу NА07-31052/2019, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.11.2020 по делу NA60-46018/2019 (впоследствии в Определение Верховного Суда РФ от 10.03.2021 по делу NA60-46018/2019), Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.08.2019 по делу NA32-42855/2018.
Также Комиссия отмечает, что, согласно п. 5.1.5. CП 31-115-2008.
Свод правил по проектированию и строительству. Открытые физкультурно-спортивные сооружения. Часть 4. Экстремальные виды спорта (утв. Приказом OAO "ИОЗ" от 28.08.2008 N12в, Приказом МАФСИ от 15.09.2008 N 9), спортивные площадки являются плоскостными сооружениями, а не объектами капитального строительства. Спортивные площадки, связанные с занятием физической культурой и спортом, не являются объектами недвижимости, поскольку не имеют признаков недвижимого имущества, а именно - прочной связи с землей и невозможности перемещения без несоразмерного ущерба их назначению. Работы, предполагаемые к выполнению по контракту, представляют собой улучшение земельного участка, на котором расположены 2024-11763 3 элементы спортивной площадки, и не являются самостоятельными объектами недвижимого имущества и отдельными объектами гражданского оборота, выполняют обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку.
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что Заказчиком правомерно не установлены дополнительные требования по Постановлению N 2571 к участникам закупки. Довод жалобы не обоснован. В рамках проведения в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона внеплановой проверки Комиссией Ростовского УФАС России установлено следующее.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
16) размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона;
17) размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона).
Согласно ЕИС размещенное извещение об осуществлении закупки не содержит информацию о реквизитах счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (ЕИС - раздел "Платежные реквизиты" - "Номер расчётного счёта" 00000000000000000000 ... ).
Таким образом, Заказчик нарушил ч. 1 ст. 42 Закона. 2.
В соответствии с ч. 2 ст. 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
- проект контракта.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, 2024-11763 4 что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак, в том числе, в случае:
- сопровождение такого указания словами "или эквивалент". Техническим заданием, размещенным в составе извещения об осуществлении закупки, предусмотрена "ведомость объема работ", в пункте 17 которой указано наименование "Футбольные ворота 7,32х2,44 мобильные SPW-AG-732-3P алюминиевые". Указание товарного знака не сопровождается словами "или эквивалент", общей ссылки о таком сопровождении в извещении не содержится. Заказчик признан нарушившим ч. 2 ст. 42 Закона. 3.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. В документе "Извещение о проведении электронного аукциона" в пункте дополнительная информация указано: "Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в соответствии с ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ. Участник должен соответствовать требованиям о наличии взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, компенсационный фонд возмещения вреда в соответствии с положениями частей 10 - 13 статьи 55.16 ГрК РФ".
Согласно ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Таким образом, требования о наличии взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, компенсационный фонд возмещения вреда в соответствии с положениями частей 10 - 13 статьи 55.16 ГрК РФ установлены как объектам капитального строительства. При этом работы, предполагаемые к выполнению по контракту, представляют собой улучшение земельного участка, в связи с чем Заказчик, устанавливая вышеуказанные требования, нарушил ч. 2 ст. 42 Закона. 4.
Согласно извещению, Заказчиком установлено преимущество участникам закупки в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона.
В силу ч. 6.2 ст. 96 Закона если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи от цены контракта, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт. 2024-11763 5 Заказчиком в документе "Извещение о проведении электронного аукциона" в пункте преимущества участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ указано: "Участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации".
Также, в п. 6.1 контракта установлено: "В целях обеспечения исполнения своих обязательств по настоящему контракту Подрядчик, в соответствии с условиями извещения об осуществлении закупки, вносит обеспечение исполнения контракта в размере 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 727 045 (Семьсот двадцать семь тысяч сорок пять) рублей 45 копеек".
Таким образом, в проекте контракта установлен размер обеспечения исполнения контракта в нарушение ч. 6.2 ст. 96 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Брокер Групп" необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.ч. 1, 2 ст. 42, ч. 6.2 ст. 96 Закона.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов, внесении изменений в извещение согласно нормам Закона и с учетом настоящего решения.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии С.А. Евстратова Члены комиссии: А.А. Михарская М.А. Барщенкова Исп.Барщенкова М.А. тел.240-86-88 2024-11763 6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 11 июня 2024 г. N 061/06/42-1952/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2024