Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: С.А. Евстратова,
Члены Комиссии: В.Д. Кириленко, А.А. Вертий, рассмотрев дело N061/06/42-1968/2024 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении открытого конкурса в электронной форме N0158600001224000003 "Выполнение работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации по объекту: "Реконструкция объекта незавершенного строительства водозаборных и очистных сооружений водопровода Семикаракорского городского поселения" (далее - конкурс) норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) в присутствии генерального директора ООО "Гелика" - 2024-11823 Смирновой Н.Ф. (выписка ЕГРЮЛ, паспорт), представителя Специализированной организации - Фомина В.Н. (доверенность от 13.06.2024), в отсутствие представителя Заказчика, уведомленного надлежащим образом (ходатайств не поступало),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступили жалоба ООО "Гелика" на действия Управления строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Семикаракорского района при разработке извещения к конкурсу. Заказчик в возражениях на жалобу:
-отрицал нарушения Закона в действиях Заказчика;
-разъяснил причины установления спорного порядка оценки заявок на участие в конкурсе;
-представил пояснения по доводу жалобы.
В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.99 Закона, в ходе рассмотрения дела установлено следующее: Извещение об осуществлении закупки размещено Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 03.06.2024, согласно которому:
-установлены дата и время окончания подачи заявок - 14.06.2024 08:00 (МСК);
-начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 73 541 226,00 рублей.
Согласно доводу жалобы, определенный Заказчиком порядок оценки заявок на участие в конкурсе не соответствует Постановлению Правительства РФ от 31.12.2021 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В силу п.11 ч.1 ст.42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать , в том числе, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Положение). Как установлено п.п."г" п.3 Положения, для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки: квалификация участников закупки.
Согласно п.24 Положения, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации; 2024-11823 2 д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. Как определено п.25 Положения, для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели. Оценка заявок по критерию "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20-23 раздела IV настоящего Положения для оценки заявок по критерию "характеристика объекта закупки".
В соответствии с п.30 Положения, в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения (наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации), документом, предусмотренным приложением N1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта: трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации; информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации). Вместе с тем, согласно Порядку рассмотрения заявок на участие в конкурсе Заказчиком установлено: "Оценка заявок по детализирующему показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в соответствии с подпунктом "з" пункта 20 Положения, по формуле: Хi-значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом N 44-ФЗ оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки"; Xmin-предельное минимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком - 8 человек; Xmax-предельное максимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком - 12 человек. Установление минимального значения количества работников необоснованно лишает участников закупки возможности получения баллов по наличию специалистов и иных работников с количеством меньшим 8. Частью 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что требования к членам саморегулируемой организации, устанавливаемые в стандартах саморегулируемой организации и во внутренних документах саморегулируемой организации, не могут быть ниже чем минимально установленные в настоящей части:
1) квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, а также руководителям юридического лица, самостоятельно организующим выполнение инженерных 2024-11823 3 изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, - наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет;
2) требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5-1 настоящего Кодекса, - не менее чем два специалиста по месту основной работы.
В силу изложенного, минимально необходимые и достаточные требования, при соответствии которым лицо является квалифицированным, то есть имеющим право осуществлять деятельность в области архитектурно-строительного проектирования законодательно закреплены в ст.55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При рассмотрении дела представить Экспертного учреждения не смог доказать объективную необходимость применения предельного минимального значения характеристики, а именно, не обоснованно, как выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации качественно отличается в зависимости от количества сотрудников; не указано, по каким объективным причинам участник, имеющий в штате специалистов меньше 8 человек, не способен надлежащим образом выполнить закупаемые работы. О недопустимости использования минимальных предельных значений показателей с целью ограничения количества участников закупки свидетельствует и судебная практика: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.07.2022 N40-168204/2021, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.11.2021 NА40-262159/2020, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13.07.2021 по делу NА12-26209/2020, Решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.09.2021 по делу NА53-2758/2021.
Следовательно, Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок, не соответствующий требованиям Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N2604, в нарушение ч.2 ст.42 Закона. В рамках проведения в соответствии с ч.15 ст.99 Закона внеплановой проверки Комиссией Ростовского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с п.п.16,17 ч.1 ст.42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
-размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона.
-размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона). При этом, в нарушение ч.1 ст.42 Закона, извещение не содержит конкретной информацию о порядке предоставления обеспечения заявки, требованиях к нему. В тоже время установлено, что электронная версия извещения не содержит информацию о реквизитах счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, 2024-11823 4 поступающими заказчику (Раздел "Платежные реквизиты" - "Номер расчётного счёта" 00000000000000000000).
Указанное свидетельствует о нарушении Заказчиком ч.1 ст.42 Закона На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.ч.1,2 ст.42 Закона.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в извещение в соответствии с требованиями Закона и с учетом настоящего решения.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении виновного должностного лица Заказчика к административной ответственности.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии С.А. Евстратова Члены комиссии: В.Д. Кириленко А.А. Вертий Исп.Вертий А.А. тел.(863) 240-86-88, вн.061-132 2024-11823 5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 13 июня 2024 г. N 061/06/42-1968/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2024