Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: С.А. Евстратова,
Члены Комиссии: В.Д. Кириленко, В.А. Мардаровская рассмотрев дело N061/06/42-1977/2024 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0158300007824000254 "Приобретение в муниципальную собственность г. Таганрога жилого помещения на первичном или вторичном рынках жилья в целях предоставления жилого помещения для переселения граждан из аварийного жилищного фонда" (далее - аукцион) норм Федерального закона от 05.04.2013 N44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС), при участии представителя Заказчика - Резванцева М.Е. (доверенность от 08.02.2024), в отсутствие представителя Заявителя, уведомленного надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба ООО "Риэлтитендер" на действия Администрации города Таганрога при формировании требований к участникам закупки. Заказчик в возражениях на жалобу: 2024-11691 - отрицал нарушения в извещении об осуществлении закупки;
- представил пояснения по доводам жалобы.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 99 Закона в ходе рассмотрения дела установлено следующее. Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 21.05.2024 размещено извещение о проведении закупки, 06.06.2024 в извещение внесеныизменения, согласно которым:
-установлены дата и время окончания подачи заявок - 19.07.2024 10:00 (МСК);
-начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 2 850 053,40 рублей.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчик неправомерно
установил
требование о предоставлении документа, удостоверяющие право собственности участника закупки на жилое помещение. Пунктом 3 ч. 2 ст. 42 Закона определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N218) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Статьей 4 Закона N218 установлено, что участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав - с другой. Результатом проведения аукциона является заключение муниципального контракта на приобретение жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. В заявке участник закупки с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона должен указать характеристики предлагаемого товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона. Статьей 554 Гражданского Кодекса Российской Федерации определено, что в муниципальном контракте (договоре) купли-продажи должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. Для индивидуализации предмета договора купли-продажи недвижимого имущества достаточно указания в договоре кадастрового номера объекта недвижимости. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Таким образом, заключение муниципального контракта на приобретение жилого 2024-11691 помещения с лицом, не обладающим правом собственности на жилое помещение, за исключением лица, действующего в интересах собственника по доверенности, а также на продажу неопределенного на момент заключения жилого помещения, в силу вышеназванных норм невозможно. Кроме того, правоотношения сторон - собственника недвижимого имущества и его приобретателя - являются отношениями по передаче товара (объекта) и прав собственности на него от одной стороны другой по договору купли-продажи регулируются положениями главы 30 ГК РФ.
Отношения сторон, связанные с совершением одной стороной действий по поиску на рынке подходящего для другой стороны недвижимого имущества и последующих действий по оформлению передачи ей прав собственности на такое имущество, являются правоотношениями по договорам возмездного оказания услуг (глава 39 ГК РФ), поручения (глава 49 ГК РФ) или агентирования (глава 52 ГК РФ).
Согласно ч. 5 ст. 40 Закона N218 при государственной регистрации права собственности на первое помещение в многоквартирном доме одновременно без соответствующего заявления осуществляется государственная регистрация права общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем, если сведения о таких объектах недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (без указания в Едином государственном реестре недвижимости имен (наименований) собственников помещений в многоквартирном доме и размеров принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности). Государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется. Частью 3 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В силу п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственном реестре, если иное не установлено законом. По правилам ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 164 ГК РФ в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации. Как установлено ч. 1 ст. 28 Закона N218, государственный кадастровый учет, государственная регистрация сделки, возникновения, изменения или перехода вещных прав, возникновения ограничения права, обременения объекта недвижимости, в том числе ипотеки, изменения ограничения права, обременения объекта недвижимости на основании договора или иной сделки, включая изменение или дополнение регистрационной записи об ипотеке на основании договора или иной сделки, удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Таким образом, установление такого требования, как наличие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и документов, подтверждающих право 2024-11691 собственности на предлагаемое к приобретению жилое помещение, не нарушает требования Закона. Кроме того, Заявитель не представил доказательств наличия его нарушенных прав и интересов, что предусмотрено положениями ч. 1 ст. 105 Закона, а также не указал, как установление Заказчиком спорного требования повлекло невозможность для Заявителя подать заявку на участие в аукционе.
В силу изложенного, жалоба признана необоснованной. В рамках проведения в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона внеплановой проверки Комиссией Ростовского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Пунктом 1 ч. 1 ст. 33 Закона установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Из совокупного толкования ч. 2 ст. 42, п.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в извещении о проведении закупки заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований). Описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в извещении о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям.
В силу ч. 2 ст. 19 Закона для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации. В зависимости от своих потребностей Заказчик вправе установить конкретные требования к качеству, техническим, функциональным характеристикам товара, к размерам, упаковке, максимальным и минимальным значениям показателей, что подтверждается ч. 1, 2 ст. 33 Закона. 2024-11691 Описанием объекта закупки Заказчиком определено следующее: каменные конструкции (кирпич) каменные конструкции (блоки) Участник закупки указывает в заявке Материал наружных стен крупные железобетонные блоки одно или несколько 1. дома: железобетонные панели значений характеристики монолитный железобетонный каркас с заполнением Участник закупки Класс энергоэффективности указывает в заявке многоквартирного дома, в 3. не ниже "С" конкретное котором расположено жилое значение помещение характеристики В соответствии с приложением к извещению о проведении аукциона "Требования к содержанию и составу заявки, инструкция по ее заполнению" установлено: "Значение характеристик товара необходимо указывать в соответствии с "Инструкцией по заполнению характеристик в заявке", содержащейся в извещении и в "ТЕХНИЧЕСКОМ ЗАДАНИИ (ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ)", исключив при этом употребление союзов "или", "либо", слов "не более", "не менее", "не ниже", "не выше", знаков ,
.".
Аналогичное требование содержит структурированная форма описания объекта закупки: "Участник закупки указывает в заявке одно или несколько значений характеристики; участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики" Фактически определенные Заказчиком требования, изложенные в описании объекта закупки, помимо требований к жилому помещению касаются жилого дома, в котором приобретается жилое помещение, не являющегося объектом закупки.
Согласно требованиям к содержанию и составу заявки, характеристики жилого дома, в котором предлагается жилое помещение, подлежат включению в состав заявки.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Закона, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать:
1) информацию и документы об участнике закупки:
2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
3) предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей части);
4) предложение участника закупки о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона);
5) информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу ч. 3 ст. 43 Закона требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, 2024-11691 не допускается. Комиссия отмечает, что требование об указании в составе заявки характеристик товара (объекта), фактически не являющегося объектом закупки, а именно - характеристик жилого дома, в котором приобретается жилое помещение, не соответствует требованиям ч. 2 ст. 42 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Риэлтитендер" необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 2 ст. 42 Закона.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в извещение согласно нормам Закона и с учетом настоящего решения.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии С.А. Евстратова Члены комиссии: В.Д. Кириленко В.А. Мардаровская Исп.Мардаровская В.А. тел.(863)240-86-88. вн.161-134 2024-11691
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 13 июня 2024 г. N 061/06/42-1977/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2024