Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председатель комиссии Евстратова С.А. Члены комиссии Кикичева Я.В. Рыбина О.С., рассмотрев дело N 061/06/50-1984/2024 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком норм Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении запроса котировок в электронной форме N 0358300219424000049 "Приобретение медицинского оборудования", в присутствии представителя Заказчика и в отсутствии представителей Заявителя (надлежаще извещенных),
УСТАНОВИЛА:
Жалоба ООО "Фаворит" поступила в Ростовское УФАС России 07.06.2024 г. По мнению Заявителя, действия Заказчика при определении извещения о проведении закупки не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе. Заказчик с доводами жалобы согласился, представил пояснения. Комиссия, по результатам рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки
установила
следующее. Заказчик 31.05.2024 г. разместил на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в ЕИС и электронной торговой площадке ООО "РТС-Тендер" извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0358300219424000049.
Предмет закупки - "Приобретение медицинского оборудования". Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 645 000 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика от 11.06.2024 г. поступила одна заявка, которая признана соответствующей требованиям, определен победитель. Контракт не заключен.
Согласно доводу жалобы, Заказчик не применил позицию КТРУ при описании объекта закупки в нарушение требований Закона о контрактной системы.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системы при осуществлении 2024-11890 закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
5) наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системы порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). Предметом поставки по контракту согласно описанию объекта закупки является система ультразвуковая для физиотерапии, ОКПД 2 - 26.60.13.150, НКМИ 182600.
Установлено, что в Каталог товаров, работ, услуг среди прочих включены следующие позиции:
- 26.60.13.150-00000047 "Система ультразвуковая для физиотерапии", - 26.60.13.150-00000046 "Система ультразвуковая для физиотерапии", - 26.60.13.150-00000045 "Система ультразвуковая для физиотерапии", - 26.60.13.150-00000044 "Система ультразвуковая для физиотерапии". Указанные позиции обязательны к применению с 30.12.2022 года - бессрочно, содержат обязательные для применения характеристики товара, ОКПД 2 - 26.60.13.150, НКМИ 182600.
При формировании извещения, описания объекта закупки Заказчиком не использована ни одна из обязательных позиций КТРУ. Представитель Заказчика пояснил, что коды позиции КТРУ 26.60.13.150-00000044 - 26.60.13.150-00000047 не подходят Заказчику, так как к поставке требуется оборудование, которое должно иметь в комплекте не менее двух излучателей, а такая характеристика как количество излучателей в указанных позициях КТРУ отсутствует. Антимонопольный орган отмечает, что Заказчиком не представлены доказательства, обоснование изложенной позиции.
В силу пп. "д" п.10 Правил формирования каталога, товаров, работ, услуг, утвержденных Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N145, в справочную информацию позиций 2024-11890 каталога (раздел "Справочная информация" вкладки "Общая информация" позиции каталога в единой информационной системе в сфере закупок) по медицинским изделиям включается информация в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н. Так, в указанных позициях каталога указываются вид медицинского изделия в числовом выражении (код), наименование вида медицинского изделия, а также классификационные признаки вида медицинского изделия, указываемые в зависимости от назначения медицинского изделия. При этом указанная справочная информация не образует описания объекта закупки в понимании ст. 33 Закона о контрактной системы и не включена в перечень информации, подлежащей в соответствии с п. 4 Правил использования каталога обязательному использованию заказчиком при осуществлении закупки. Изложенная правовая позиция подтверждается Министерством финансов Российской Федерации в письме от 04.09.2020 N 24-06-08/77872, письме от 23.03.2020 N24-06- 07/22512, письме от 21.01.2020 N24-06-07/2815, Арбитражным судом Ростовской области в решении от 18.01.2022 по делу NА53-30379/2021.
Таким образом, объектом закупки является медицинское оборудование - система ультразвуковая для физиотерапии, что относится к позициям КТРУ 26.60.13.150-00000044 - 26.60.13.150-00000047, характеристики описания объекта закупки не противоречат обязательным характеристикам указанных позиций КТРУ.
Согласно п. 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Таким образом применение п. 7 Правил возможно только в случае когда отсутствует в каталоге код закупаемого товара как такового. Иное толкование по своей сути исключит целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар (работа, услуга), обусловленная потребностями заказчика, тогда как классифицирование призвано унифицировать ее характеристики и предъявляемые требования с целью рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества потенциальных претендентов и обеспечить конкурентные условия ее проведения. Аналогичная позиция подтверждается судебной практикой, в частности судебными актами по арбитражным делам NА27-22669/2022, А07-18605/2022, А23-6210/2022.
Следует отметить, что Заказчик в настоящем случае самостоятельно
определил
перечень и значения характеристик товара, в то время как указанные позиции КТРУ предусматривают ряд характеристик, обязательных для включения в описание объекта закупки, что наряду с примененным национальным режимом в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N878) исключает право Заказчика устанавливать дополнительные характеристики требуемого к поставке товара.
На основании изложенного, с целью нивелирования положений Постановления N 878 Заказчик сформировал описание объекта закупки, в части характеристик медицинского оборудования, самостоятельно.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе. Довод жалобы обоснован. В рамках проведения в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона внеплановой проверки Комиссией Ростовского УФАС России установлено следующее. 2024-11890 Согласно извещению Заказчиком установлено ограничение допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, на основании Постановления N 878.
Постановлением N878 установлено:
3. Установить, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением установленного пунктом 3(1) настоящего постановления случая, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза. 3(1).
В случае если в предмет одного контракта (одного лота) включена радиоэлектронная продукция, предусмотренная пунктами 5, 7 - 9, 13 (в части систем хранения данных), заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции (за исключением содержащих предложение о поставке радиоэлектронной продукции первого уровня), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) заявка, которая удовлетворяет требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) и которая одновременно: содержит предложение о поставке соответствующей радиоэлектронной продукции только первого уровня; не содержит предложений о поставке прочей радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в случае если в предмет одного контракта (одного лота) включена иная радиоэлектронная продукция помимо радиоэлектронной продукции, указанной в абзаце первом настоящего пункта. 3(2). Установить, что, за исключением случаев, установленных настоящим постановлением: подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является наличие сведений о такой продукции в реестре или евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров); подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции первому уровню является наличие в реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров сведений о первом уровне радиоэлектронной продукции. 3(3).
Установить, что для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным пунктом 3(2) настоящего постановления, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров, а для целей подтверждения первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведения о первом уровне радиоэлектронной продукции.
Согласно п. 4 Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке заявка на участие закупки должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона N44-ФЗ: в соответствии с ч. 3.1 Постановления Правительства от 10.07.2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", в том числе - копия сертификата по форме СТ-1. Учитывая, что объектом закупки является система ультразвуковая для физиотерапии, ОКПД 2024-11890 2 - 26.60.13.150 (п. 113 перечня Постановления N 878), в качестве подтверждения страны происхождения товара участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки номер реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров. Учитывая изложенное, Заказчик нарушил ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 6 ст. 23, ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об отмене протокола от 11.06.2024 г., внесении изменений в извещение о проведении закупки в соответствии с требованиями законодательства РФ о контрактной системе и настоящего решения, продлении срока подачи заявок в соответствии с ч. 4 ст. 42 Закона о контрактной системе, продолжении закупки.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении виновного должностного лица Заказчика к административной ответственности.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии С.А. Евстратова Члены комиссии: Я.В. Кикичева О.С. Рыбина Исп.Кикичева Я.В. тел.(863) 240-89-60 вн.061-153 2024-11890
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 14 июня 2024 г. N 061/06/50-1984/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2024