Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок, созданная приказом руководителя Коми УФАС России от 15.03.2023 N 26, в составе: Дейберт О.И. - заместителя руководителя управления- начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии; Скоблик Г.Н.- специалиста- эксперта отдела контроля закупок управления, члена Комиссии; Овериной А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок управления, члена Комиссии; (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Купаревой Нины Александровны от 06.06.2024 N 83 (вх. 07.06.2024 N 5714/24) на 2 положения извещения об осуществлении закупки, предмет: "Поставка системы флуороскопической рентгеновской", извещение от 29.05.2024 N 0307200030624001239, при участии:
-Лейбовой Т.И. по доверенности N 9 от 16.01.2024, представитель ГКУ РК "ЦОО И ПТ", -Якимовой Ю.А. по доверенности N 12 от 01.02.2024, представитель ГКУ РК "ЦОО И ПТ",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми с использованием Единой информационной системы в сфере закупок поступила жалоба ИП Купаревой Н.А. от 06.06.2024 N 83 (вх. 07.06.2024 N 5714/24) на положения извещения об осуществлении закупки, предмет: "Поставка системы флуороскопической рентгеновской", извещение от 29.05.2024 N 0307200030624001239.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем жалоба принята Коми УФАС России к рассмотрению. Государственное казенное учреждение Республики Коми "Центр обеспечения организации и проведения торгов" (сокращенно-ГКУ РК "ЦОО И ПТ"), государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми "Усинская центральная районная больница" (сокращенно-ГБУЗ РК "Усинская ЦРБ"), ИП Купарева Н. А., АО "Сбербанк-АСТ" (оператор электронной площадки) о времени, дате, месте рассмотрения жалобы надлежащим образом извещены. Ходатайство ГБУЗ РК "Усинская ЦРБ" N 38 от 11.06.2024 (вх. 13.06.2024 N 5884/24) о проведении заседания в режиме видеоконференц-связи рассмотрено, сторонам направлена ссылка (письмо от 13.06.2024 N ОД/3479/24), однако в связи с возникшей технической неисправностью компьютера, проведение заседания в режиме видеоконференц-связи не представилось возможным.
Согласно первому доводу жалобы ИП Купаревой Н.А. заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе при установлении требований к объекту закупки; установленным заказчиком в извещении характеристикам закупаемого товара соответствует товар единственного производителя - Аппарат рентгеновский передвижной с С-дугой с принадлежностями варианты исполнения OEC One, регистрационное удостоверение РЗН 2020/9852 производства "ДЖИИ ХУАЛУНЬ Медикал Системз Ко., Лтд."". Второй довод жалобы: заказчиком в нарушение постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145) не применен обязательный к применению код каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ, Каталог); заявитель указал на необходимость применения Заказчиком кода КТРУ 26.60.11.112-00000037 "Система флюороскопическая рентгеновская общего назначения передвижная, цифровая". Заявитель полагает заказчика нарушившим требования статьи 23 (статья 23: Идентификационный код закупки, каталог товаров, работ, услуг для обеспечения 3 государственных и муниципальных нужд), статьи 33 (статья 33: Правила описания объекта закупки), статьи 42 (статья 42: Извещение об осуществлении закупки) Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Просит: приостановить определение поставщика в части заключения контракта до рассмотрения жалобы; признать незаконными действия заказчика, выразившиеся в нарушении Закона о контрактной системе; выдать предписание об устранении отмеченных в жалобе нарушений, привести извещение в соответствие с требованиями законодательства. Сог ласно письменным пояснениям ГК У РК "ЦОО И ПТ" от 11.06.2024 N 09-02/36 (вх. 11.06.2024 N 5857/24), в соответствии с Порядком взаимодействия заказчиков с ГКУ РК "ЦОО И ПТ", утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 04.02.2022 N 45, наделено функциями уполномоченного учреждения по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Коми, в том числе путем проведения электронных аукционов.
На основании заявки, предоставленной заказчиком, уполномоченным учреждением в соответствии с Законом о контрактной системе были разработаны документы для формирования извещения о закупке по определению поставщика для поставки системы флуороскопической рентгеновской: описание объекта закупки, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению, проект контракта, являющиеся прилагаемыми к извещению электронными документами, которые были утверждены заказчиком. С доводами жалобы ИП Купаревой Н.А. не согласны. Законом о контрактной системе, законом "О защите конкуренции" не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в описание объекта закупки требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
В соответствии с Законом о контрактной системе при описании объекта закупки требуется руководствоваться положениями ст. 33 Закона о контрактной системе. Описание объекта закупки данного аукциона сформировано в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 33 Закона о контрактной системе и содержит показатели, позволяющие определить характеристики закупаемого товара, соответствующие установленным заказчиком требованиям, при этом указаны максимальные и минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Из системного толкования ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего, потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований к закупаемому товару. Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, то есть действующее законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных или муниципальных нужд товара в описании объекта закупки устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. При описании товара Заказчик вправе определить в заказе требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют 4 потребностям Заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. Приоритетным принципом на основании статьи 12 Закона о контрактной системе является принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок.
Таким образом, именно заказчик отвечает за результат проведения закупки, чтобы за определенную для данной закупки цену, приобрести товар, который в полной мере удовлетворял бы имеющуюся у него потребность. Заявленные в техническом задании характеристики и показатели установлены исходя из потребностей получателя товара и необходимы для качественного оказания услуг в сфере своей профессиональной деятельности. Поставка товара, не соответствующего требованиям Заказчика, может отрицательно отразится на качестве медицинской помощи, состоянии здоровья пациентов, а также привести к срыву лечебного процесса. Учитывая вышеизложенное, заказчик вправе проводить закупку тех товаров, которые ему требуются, и устанавливать необходимые требования к поставляемому товару, которые имеют целью определение соответствия поставляемого товара его потребностям. Установление в описании объекта закупки определенных характеристик и показателей к товару не свидетельствует об ограничении количества участников закупки, а отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников закупки. Предметом электронного аукциона является право на заключение контракта на поставку, а не на изготовление товара, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо (индивидуальный предприниматель), в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения о закупке и удовлетворяющий потребностям заказчика. Заказчик не может при описании объекта закупки указать все характеристики имеющихся на рынке товаров, чтобы они соответствовали товару каждого участника закупки. Он должен основываться прежде всего на своих потребностях, на целях и задачах, которые будет выполнять закупаемый товар. Считают, что в действиях заказчика отсутствуют признаки нарушения требований ст. 33 Закона о контрактной системе и ст. 17 Закона о защите конкуренции. Необоснованными считают также доводы ИП Купарева Н.А касательно допущенных нарушений Правил использования КТРУ, выразившихся в неприменении позиции КТРУ при описании объекта закупки, так как Заказчиком в описании объекта закупки указан код позиции КТРУ - 26.60.11.112-00000005 (Дата начала обязательного применения указанной позиции каталога 01.07.2019).
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога, в том числе в части описания товара, работы, услуги (при 5 наличии такого описания в позиции). Поскольку характеристики товара в данной позиции КТРУ отсутствуют, Заказчиком описание объекта закупки сформировано в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 33 Закона о контрактной системе. На участие в закупке поступило две заявки, характеристики предложенных товаров полностью соответствуют установленным в описании объекта закупки. Считают жалобу ИП Купарева Н.А. необоснованной, а действия уполномоченного учреждения и заказчика правомерными и соответствующими положениям Закона о контрактной системе и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Сог ласно письменным пояснениям ГБ УЗ РК "Усинская ЦРБ" от 11.06.2024 N 36, вх. 13.06.2024 N 5883-эп/24, заявителем не представлены доказательства в виде проведенного анализа, факты, подтверждающие наличие ограничений по его участию в закупке, и причины, по которым участие в закупке стало невозможным. Исходя из положений статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств; согласно п.2 статьи 33 Закона о контрактной системе потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Согласно ч.1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Для достижения максимального результата лечения заболеваний с соблюдением принципов, установленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи. Частью 2 статьи 98 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Закупаемое оборудование является сложным и технологичным медицинским оборудованием; установленные заказчиком характеристики определены потребностью ЛПУ, спецификой оказания медицинской помощи; требуемое оборудование может поставить любой участник рынка. По второму доводу жалобы заказчик сообщает, что им применена позиция КТРУ 26.60.11.112-00000005, дата начала обязательного применения указанной позиции каталога 01.07.2019.
В связи с отсутствием характеристик в позиции КТРУ 26.60.11.112-00000005, описание объекта закупки произведено в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Минфина России от 24.01.2022 N 24- 03-08/4090, если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога, заказчик при использовании такой позиции каталога 6 самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги). В КТРУ 26.60.11.112-00000037 "Система флюороскопическая рентгеновская общего назначения передвижная, цифровая". не указаны характеристики излучателя, рентгеновского питающего устройства, отсутствует описание типа приемника рентгеновского изображения, мониторов визуализации, программного обеспечения, что создает риск поставки товара с недостаточными заказчику опциями или технически устаревшего оборудования, может повлечь неэффективное расходование бюджетных средств. Указанные характеристики влияют на качество проводимых медицинских вмешательств, скорость оказания медицинской помощи. Описание объекта закупки- это фиксация заказчиком в извещении о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Описание объекта закупки не вводит в заблуждение потенциальных участников двусмысленностью требований, является объективным, продиктовано потребностью заказчика, а также исключает любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установленным в извещении о проведении закупки заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц. Описание объекта закупки должно отражать реальную, обоснованную, объективную потребность заказчика для целей:
-закупки заказчиком товаров, которые в полной мере удовлетворяют нужду заказчика;
-обеспечения заказчиком исполнения принципа эффективности осуществления закупок;
-не допущения нерационального расходования бюджетных средств заказчиком;
-обеспечения заказчиком исполнения принципа обеспечения конкуренции;
-не допуска необоснованного сокращения заказчиком числа участников закупки. Отсутствие у каких-либо лиц возможности поставить товар, соответствующий потребности заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки. Считают жалобу ИП Купарева Н.А. необоснованной, а действия заказчика правомерными и соответствующими положениям Закона о контрактной системе. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, ознакомившись с извещением о проведении электронного аукциона от 29.05.2024 N 0307200030624001239, заслушав представителей уполномоченного учреждения, заказчика, пришла к нижеследующим выводам. 1.
Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона является ГБУЗ РК ""Усинская центральная районная больница" (ИНН/КПП: 1106008322/110601001).
Уполномоченный орган: ГКУ РК "ЦОО И ПТ" (ИНН/КПП: 1101486861/ 110101001).
Наименование объекта закупки: "Поставка системы флуороскопической рентгеновской", извещение от 29.05.2024 N 0307200030624001239 Дата и время окончания срока подачи заявок 07.06.2024 07:00 (МСК). 2.
По первому доводу жалобы Комиссия Коми УФАС России отмечает следующее. 7 Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования (пункт 5);
-информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (пункт 15).
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
На основании положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Одной из целей контрактной системы, в силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их 8 должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, описание объекта закупки должно быть продиктовано потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований). При этом специфика каждой закупки определяет необходимые требования к товару, работам, услугам, в связи с чем, правомочие на их установление законодательством Российской Федерации о контрактной системе предоставлено заказчику. Заказчиком представлена сравнительная таблица, из которой следует, что описанию объекта закупки соответствуют товары как минимум двух производителей зарегистрированных на территории Российской Федерации товаров:
-аппарат рентгеновский передвижной с С-дугой с принадлежностями вариант исполнения OEC One, РУ N РЗН 2020/9852 от 10.08.2023 производства "ДЖИИ ХУАЛУНЬ Медикал Системз Ко., Лтд."", страна происхождения: Китай;
-установка передвижная рентгенодиагностическая с С-образной рамой: Ziehm Solo с принадлежностями, РУ: ФСЗ 2010/07315 от 28.07.2021 производителя "Ziehm Imaging GmbH", страна происхождения: Германия. В ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе установлено, что к жалобе прикладываются информация и документы, подтверждающие ее обоснованность. Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в антимонопольном органе Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия (бездействие) заказчика. Заявитель документального подтверждения доводов жалобы, с точки зрения достаточности представленных доказательств, которые бы позволили сделать вывод о нарушении законодательства о контрактной системе действиями Заказчика не представил: не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования заявки в соответствии с требованиями извещения, об ограничении количества участников закупки и о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок. Следовательно, довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным. 3.
По второму доводу жалобы Комиссия Коми УФАС России отмечает следующее. Заявитель указал на необходимость применения Заказчиком кода КТРУ 26.60.11.112- 00000037 "Система флюороскопическая рентгеновская общего назначения передвижная, цифровая".
Согласно п. 10 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения 9 государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145) в позицию КТРУ включается следующая информация:
а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
д) справочная информация: коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии); информация о типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
В соответствии с п. 4 Правил использования КТРУ, утвержденных Постановлением N 145, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ, утвержденных постановлением N 145 " с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
На основании пункта 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к 10 постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона. В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6 Правил использования каталога). В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (пункт 7 Правил использования каталога).
Согласно извещению о проведении закупки предусмотрена поставка товара с кодом ОКПД 2 26.60.11.112 "Аппараты рентгеноскопические (флуороскопические)", включенного в перечень товаров радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 878.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. Как установлено комиссией Управления, для закупаемого медицинского изделия выбран код КТРУ 26.60.11.112-00000005 "Система флюороскопическая рентгеновская общего назначения передвижная, аналоговоая". В КТРУ отсутствуют сведения об описании закупаемого товара. Следовательно, в рассматриваемом случае, в целях описания объекта закупки использован вышеуказанный код КТРУ, при этом описание объекта закупки 11 сформировано на основании требований ст. 33 Закона о контрактной системе. Законом о контрактной системе не регламентированы правила отнесения тех или иных товаров к конкретному коду КТРУ. Определение кода КТРУ осуществляется заказчиком путем отнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции КТРУ с учетом специфики закупки, заказчики самостоятельно определяют код КТРУ как наиболее подходящий объекту закупки, исходя из собственных потребностей и особенностей предмета закупки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи. При описании объекта закупки заказчик, прежде всего, руководствуется своими потребностями как учреждение здравоохранения в целях оказания качественной медицинской помощи пациентам.
В соответствии с принципами контрактной системы в сфере закупок, заказчик при осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Как указывалось выше, заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Таким образом, на основании пункта 7 Правил использования каталога и ввиду того, что в КТРУ отсутствуют позиции, которые в полной мере удовлетворяют потребностям Заказчика, описание объекта закупки подготовлено исходя из потребности лечебного учреждения, уровня и специфики оказания медицинской помощи, наличия материальной базы, практики применения товара, приоритета жизни и здоровья пациента и с позиции проведения необходимых исследований в соответствии с профилем ЛПУ. Комиссия Коми УФАС России согласна с позицией заказчика, что необходимость закупки продукции с дополнительными характеристиками обусловлена статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" , в которой предусмотрено, что в качестве основополагающих принципов охраны здоровья провозглашены приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи. Под качеством медицинской помощи Закон N 323-ФЗ определяет совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона N 323-ФЗ в случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы Закона N 323-ФЗ. 12 В связи с чем Комиссия Коми УФАС России расценивает второй довод заявителя о нарушении Заказчиком Правил использования каталога несостоятельным.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (N 0307200030624001239) от 11.06.2024 для участия в аукционе поступило две заявки, которые признаны соответствующими требованиям извещения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу индивидуального предпринимателя Купаревой Нины Александровны от 06.06.2024 N 83 (вх. 07.06.2024 N 5714/24) на положения извещения об осуществлении закупки, предмет: "Поставка системы флуороскопической рентгеновской", извещение от 29.05.2024 N 0307200030624001239, необоснованной.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия. Председатель комиссии О.И. Дейберт Члены комиссии: Г .Н.
Скоблик А.В. Оверина
2024-4073
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 13 июня 2024 г. N 011/06/33-549/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2024