Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, действующая на основании приказа от 03.11.2022 N 158, в составе: Дейберт О.И. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии; Растегаевой А.Д. - специалиста - эксперта управления, члена Комиссии; Сандул Н.В. - ведущего специалиста-эксперта управления, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района "Печора" (далее - КУМС МР "Печора", заказчик) от 07.06.2024 N 010730001260000001 (вх. N 5754/24 от07.06.2024) о включении сведений об Амиряне Артуре Мартиросовиче (далее - Амирян А.М.) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с признанием Амиряна А.М. уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме "Приобретение 2-комнатной благоустроенной квартиры в г. Печора общей площадью не менее 40,2 кв.м не более 48,24 кв.м для переселения граждан из аварийного жилищного фонда", извещение N 0107300009524000146 (далее - закупка, запрос котировок в электронной форме),
УСТАНОВИЛА:
Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения 2 государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения. Руководствуясь частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе КУМС МР "Печора" представлено обращение о включении сведений об Амиряне А.М. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением Амиряна А.М. от заключения контракта по результатам проведения электронной процедуры (далее - обращение).
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее 3 Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона. КУМС МР "Печора", Амирян А.М., ООО "РТС-Тендер" надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены. Заказчиком в материалы обращения представлены письменные пояснения и запрашиваемые документы, а также ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствие своего представителя (письмо от 11.06.2024 N 02-04/3431, вх. от 13.06.2024 N 5906).
Амиряном А.М. в материалы обращения представлены письменные пояснения и запрашиваемые документы, а также ходатайство о рассмотрении обращения в свое отсутствие (письмо от 11.06.2024, вх. от 13.06.2024 N 5925-ЭП/24).
Отсутствие на заседании Комиссии Коми УФАС России представителей сторон не препятствует рассмотрению обращения и проведению внеплановой проверки. Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки,
установила
нижеследующие обстоятельства. 24.05.2024 уполномоченным органом - Управлением финансов администрации МР "Печора" в ЕИС размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0107300009524000146.
Согласно извещению: Наименование объекта закупки - Приобретение 2-комнатной благоустроенной квартиры в г. Печора общей площадью не менее 40,2 кв.м не более 48,24 кв.м для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Начальная (максимальная) цена контракта: 1 022 567.40 руб. Закупка проводилась за счет бюджетных средств. Закупка проводилась не в рамках реализации национальных (федеральных) проектов.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об 4 осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с ч. 9 ст. 24 Закона о контрактной системе победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг. По результатам осуществления закупки, на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.06.2024 N ИЗК1 победителем закупки признан Амирян А.М. с присвоенным идентификационным номером участника закупки 116694098 с предложением цены контракта - 899 999,00 руб. Частью 6 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном ст. 51 Закона о контрактной системе, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее трех часов с момента размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных п. 2 ч. 2, п. 2 ч. 3, п. 2 и 3 ч. 4 ст. 51 настоящего Федерального закона, не допускается. 05.06.2024 заказчик разместил на электронной торговой площадке ООО "РТС- Тендер" проект контракта. В регламентированный срок Амирян А.М. не направил заказчику посредством оператора электронной торговой площадки проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени участника, вместе с предоставлением обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 настоящей статьи, не выполнены требования п. 3 ч. 3 настоящей статьи) и ч. 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч. 3 и 5 настоящей статьи:\ а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает 5 усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки. Поскольку в регламентированный Законом о контрактной системе срок, Амирян А.М. не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени участника вместе с предоставлением обеспечения исполнения контракта, заказчик оформил и разместил в ЕИС протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта 07.06.2024 NППУ20 1.
Действие заказчика - КУМС МР "Печора" в части принятия решения о признании Амиряна А.М. уклонившимся от заключения контракта основаны на нормах Закона о контрактной системе и не противоречат ему. Нарушений заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к заключению такого контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта, Комиссией Коми УФАС России не подтверждено. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе). Из письменных пояснений Амиряна А.М., представленных в материалы обращения, следует, что он не имел намерения уклониться от заключения контракта. Уклонение от заключения контракта произошло не в результате недобросовестных действий его как участника закупки, а стало следствием поломки жесткого диска компьютера, с которого должны были осуществляться действия, в том числе по подписанию контракта в электронной форме. В подтверждение факта поломки жесткого диска компьютера, Амиряном А.М. в материалы обращения направлена справка от 07.06.2024, подтверждающая приемку сервисной компанией (ИП Касаткин В.А., ИНН:110501467726) 06.06.2024 на ремонт компьютера Asus с последующим выявлением неисправности жёсткого диска. Техническая возможность на подписание контракта и направление обеспечения исполнения контракта появилась у Амиряна А.М. только 07.06.2024, то есть за пределами регламентированного срока.
Согласно сведениям, представленным оператором торговой площадки Амиряном А.М. 07.06.2024 было направлено заказчику обеспечение исполнения контракта. Исследовав в полном объеме материалы обращения, в том числе не поименованные в настоящем решении, Комиссия Коми УФАС России считает, что в действиях Амиряна А.М. отсутствует недобросовестное поведение, в том числе при заключении контракта. Заказчиком в материалы обращения не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что бездействие Амиряна А.М. свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего. Исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому 6 лицу. При разрешении вопроса о включении/невключении сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Комиссия антимонопольного органа учитывает следующее. В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139- О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности. По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния. По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов. Одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение определенного срока в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе). Системное толкование вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что включение в реестр недобросовестных поставщиков выступает в качестве меры ответственности, применяемой в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. В рассматриваемом случае изложенные выше по тексту решения фактические обстоятельства дела и представленные Амиряном А.М. пояснения(документы) свидетельствуют об отсутствии умышленных действий, направленных на уклонение от заключения контракта, со стороны участника(победителя) закупки, а наоборот свидетельствующие о заинтересованности в его заключении. Комиссия Коми УФАС России обращает внимание на то, что нарушение победителем своих обязательств по подписанию контракта при отсутствии у него намерения уклониться от его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно письменным пояснениям заказчика, представленным в материалы обращения, негативных последствий в виде незаключения Амиряном А.М. контракта для КУМС МР "Печора" не наступило, ущерба действиями Амиряна А.М. заказчику не нанесено. 7 Комиссия Коми УФАС России, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Амиряна А.М. в их совокупности и взаимосвязи, с учетом письменных пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Амиряном А.М. не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности участника закупи, и, как следствие, сведения об Амиряне А.М. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков. С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, пп. "б" п.14 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Отказать КУМС МР "Печора" во включении сведений об Амиряне А.М., ИНН: 110503796645 в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. По результатам рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки при рассмотрении обращения, в действиях заказчика - КУМС МР "Печора" нарушения Закона о контрактной системе при заключении такого контракта, признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта не подтверждены.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии О.И. Дейберт Члены комиссии: А.Д. Растегаева Н.В. Сандул
2024-4049
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 14 июня 2024 г. N РНП-11-117 (ключевые темы: участники закупок - реестр недобросовестных поставщиков - обеспечение исполнения контракта - исполнитель - подрядчик)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2024