Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 88" (далее - Заказчик): по доверенности,
ООО "Альфа" (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности, Москалец Т.М. по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 14701/24 от 05.06.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий (извещение N 0172200001424000055),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 29.03.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий (извещение N 0172200001424000055) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 10 000 505,84 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 10.04.2024 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Альфа".
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 Закона о контрактной системе.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 11.7 Контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом факт подписания сторонами соглашения о расторжении Контракта не освобождает стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов.
Согласно пункту 11.8 Контракта, стороны вправе отказаться от исполнения Контракта в одностороннем порядке в соответствии с положениями чч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 22.05.2024 ООО "Альфа" принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение).
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Альфа" заключен государственный контракт N 24000055/1 от 22.04.2024 (далее - Контракт) на сумму 6 750 341,39 рублей, согласно которому Участник обязался оказать услуги по комплексному обслуживанию зданий (далее - Услуги).
В соответствии с Приложением N 1 (Техническое задание) к Контракту, местом оказания услуг является:
1) 198261, Санкт-Петербург, ул. Генерала Симоняка, д.6 (Поликлиническое отделение N 88, отделение ОСМП), площадью 3611,1 м2;
2) 198217, Санкт-Петербург, ул. Танкиста Хрустицкого, д.5 (Поликлиническое отделение N 45), площадью 2441,6 м2;
3) 198255, Санкт-Петербург, ул. Танкиста Хрустицкого, д.3 (Детское поликлиническое отделение N 25), площадью 1270,4 м2;
4) 198255, Санкт-Петербург, ул. Лени Голикова, д.29, корп. 3 (Женская консультация N 13), площадью 1275,6 м2;
5) 198260, Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д.89, корп. 4 (Детское поликлиническое отделение N 57), площадью 4721,1 м2.
Общий размер площади, подлежащей уборке по Контракту составляет 13 319,80 м2.
В соответствии с п. 3.2 Контракта, Исполнитель обеспечивает: 12 (двенадцати) часовой режим обслуживания помещений по уборке объекта Заказчика с учётом характера, эпидемиологической значимости и режима работы Заказчика. С 09.00 до 17.00 ч. (МСК), в пятницу с 09.00 до 16.45 ч. (МСК), суббота при необходимости.
Из указанного пункта следует, что площадь в размере 13 319,80 м2 согласно Техническому заданию подлежит уборке ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней.
Согласно п. 3.17 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту), приемка оказанных Исполнителем услуг производится Заказчиком ежедневно, с внесением записи в журнале ежедневного учета оказания услуг. Ежедневно Заказчик, в присутствии Исполнителя приступает к проверке и приемке результата оказанных услуг.
Расчет цены Контракта определен в Приложении N 2 к Контракту и согласно указанному расчету, общая стоимость Контракта составляет 6 750 341,39 рублей.
В процессе исполнения Контракта Исполнителем было выявлено, что Заказчик допустил нарушение в части подсчета общего количества квадратных метров, подлежащих уборке. Согласно Приложению N 2 общее количество квадратных метров составляет 133 198 м.
Между тем, указанный метраж вырабатывается Исполнителем за 10 дней (13 319,8 х 10). С учетом срока действия Контракта с 22 апреля 2024 года по 31 декабря 2024 года, общее количество метров, подлежащих уборке за указанный период составляет 2 330 965 м.
Выявив указанную ошибку, Исполнитель обратился к Заказчику с предложением внести изменения и скорректировать указанные объемы, поскольку в сложившейся ситуации исполнение Исполнителем Контракта, и его приемка Заказчиком не представляются возможными.
Исполнителем от Заказчика был получен отказ от внесения изменений в раздел объем работ.
Также, Исполнитель обращает внимание Заказчика на то, что в его распоряжении имеются журналы ежедневного учета оказанных по Контракту услуг, подписанные уполномоченными лицами со стороны Заказчика.
Начиная с 23.04.2024 года Исполнителем оказывались услуги по комплексному обслуживанию зданий в объеме и порядке согласно заключенному Контракту.
Приемка оказанных Исполнителем услуг производилась Заказчиком ежедневно в соответствии с п. 3.17 технического задания (приложения N 1 к Контракту), с внесением записи в журналы ежедневного учета оказания услуг.
Ежедневно Заказчик (уполномоченные специалисты), в присутствии Исполнителя приступали к проверке и приемке результата оказанных Услуг с оформлением записи в Журнале ежедневного учета.
Таким образом, согласно имеющимся у Исполнителя журналам в период с 23.04.2024 года по 30.04.2024 Исполнителем были фактически оказаны, а Заказчиком приняты Услуги в объеме 66 599 м2.
В соответствии с п. 3.3 Исполнителем 01.05.2024 сформирован с использованием ЕИС размещен закупок документ о приемке (далее - УПД).
06.05.2024 года УПД отклонен Заказчиком в связи с тем, что количество (объем работ) не соответствует фактическому исполнению.
Согласно пункту 2.4 Контракта оплата оказанных услуг, поставленного товара производится Заказчиком на основании счета, в течение 7 (семи) рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке в электронной форме, формируемого посредством единой информационной системы в сфере закупок, к которому в качестве дополнительных документов Исполнителем приложены документы, указанные в пункте 3.4 Контракта, являющиеся его неотъемлемой частью.
Согласно ст. 309 ГК РФ, Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Статья 310 ГК РФ предусматривает, что односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Исполнитель полагает, что Заказчиком допущено существенное нарушение условий Контракта, в виде незаконного отказа от оплаты оказанных Исполнителем услуг.
Согласно п.п. 2 пункта 2 статьи 450 ГК РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно п. 1 ст. 781 ГК РФ, заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Право на односторонний отказ от договора возмездного оказания услуг предусмотрено п. 2 ст. 782 ГК РФ.
На основании вышеизложенного принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
22.05.2024 Участник сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут 22.05.2024.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее.
Исполнитель оказывает услуги в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и Расчетом цены контракта (Приложение N 2 к настоящему Контракту), являющимися неотъемлемой частью Контракта, определяющими содержание услуг и другие, предъявляемые к ним требования, а также очередь повлекло невозможность ежедневной приемки оказанных услуг ответственным лицом со стороны Заказчика.
Замечания в журнал ежедневного учета оказанных услуг вынуждены вносить лица, которые ответственны за взаимодействие с Исполнителем.
На основании изложенного, Исполнителем допущены грубые нарушения требований Контракта. Заказчик направлял претензию о ненадлежащем исполнении контракта Исполнителю 23.04.2024 по адресу электронной почты, указанному в контракте. Направление претензии посредством АИС ГЗ не представлялось возможным ввиду технического сбоя.
Впоследствии Заказчиком были направлены и опубликованы в ЕИС претензии N309-1 от 17.05.2024, N329-1 от 22.05.2024. Замечания Исполнителем не были устранены.
Исполнителем дважды был направлен Заказчику документ о приемке, первый раз Заказчик отклонил документ о приемке на основании не соответствия площади, указанной в документе о приемке, второй раз Заказчик отклонил документ о приемке ввиду ненадлежащего качества оказания Услуг. Качество оказанных Услуг не соответствовало требованиям Контракта, следовательно, Услуги не могли быть приняты Заказчиком.
Представитель Исполнителя инициировал очную встречу с Заказчиком, которая состоялась 21.05.2024. По результатам указанной встречи было принято решение о продолжении работы в рамках контракта с 22.05.2024.
В отношении площадей, указанных в контракте, Исполнителю было разъяснено, что площадь, указанная в Приложении N 1 к Контракту, необходимо разделить на 10, так как расчет производился из расчета стоимости уборки 13 319,80 м2 в месяц. Однако, Исполнитель оказание Услуг не продолжил.
Вместе с тем, ознакомившись с представленными материалами и пояснениями сторон, Комиссия УФАС пришла к следующему выводу.
Согласно п. 3.17 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту), приемка оказанных Исполнителем Услуг производится Заказчиком ежедневно, с внесением записи в журнале ежедневного учета оказания услуг. Ежедневно Заказчик, в присутствии Исполнителя приступает к проверке и приемке результата оказанных услуг.
Расчет цены Контракта определен в Приложении N 2 и согласно указанному расчету, общая стоимость Контракта составляет 6 750 341,39 рублей.
Согласно Приложению N 2 общее количество квадратных метров, подлежащих уборке по Контракту, составляет 133 198 м.
Между тем, указанный метраж был выработан Исполнителем за период с 23.04.2024 по 08.05.2024, что подтверждается записями в журнале ежедневного учета оказания услуг. Указанные журналы содержат подписи уполномоченных лиц как со стороны Исполнителя, так и со стороны Заказчика. Таким образом, факт выполнения работ является доказанным и подтвержден документально.
В соответствии с п. 3.3 Контракта, Исполнителем 01.05.2024 был сформирован с использованием ЕИС документ о приемке.
06.05.2024 УПД был отклонен Заказчиком в связи с тем, что количество (объем) не соответствует фактическому исполнению.
По состоянию на 03.06.2024, Исполнителем были оказаны в объеме согласно Приложению N 2 к Контракту. Общая стоимость оказанных Исполнителем услуг составила 6 750 341,39 рублей.
Указанная стоимость Услуг, а также их объем были согласованы сторонами в Приложении N 2 к Контракту.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу об отсутствии оснований для включения АНО "Шаг Вперед" в реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении АНО "Шаг Вперед" (ИНН: 7811291226), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 июня 2024 г. N РНП-78-840/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2024