Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 14738/24 от 05.06.2024) на действия комиссии Уполномоченного органа по осуществлению закупок при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на поставку продуктов питания для организации питания в дошкольных образовательных учреждений Приморского района Санкт-Петербурга в 2024-2025 годах (извещение номер 0172200002724000094) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 15.05.2024 в единой информационной системе, номер извещения 0172200002724000094. Начальная (максимальная) цена контракта - 39 370 589,58 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, комиссии Уполномоченного органа по осуществлению закупок, выразившиеся, по его мнению, в неправомерном отклонении его заявки от участия в закупке.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно п. 1 Постановления N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В силу п. 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п. 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным пп. "в" и "г" п. 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В соответствии с п. 16 Положения об оценке заявок для оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением об оценки заявок, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В силу п. 19 Положения если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
В соответствии с п. 22 Положения в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
В силу п. 23 Положения если в случае, указанном в п. 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Извещение об осуществлении закупки содержит следующие положения:
Для оценки по характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в соответствии с пунктом 19 Положения Заказчиком (-ами) установлен перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке: технология оказания услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий во время исполнения контракта (-ов), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка; контроль качества оказания услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки. Оценка заявки участника по детализирующей характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" определяется согласно представленному предложению участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки, содержащему описание свойств объекта закупки в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте и в инструкции по заполнению заявки. По каждой заявке членами комиссии оценивается предложение участника закупки в части описания свойств объекта закупки на основе представленных в соответствии с настоящим порядком оценки и в соответствии с инструкцией по заполнению заявки сведений в заявке на участие в конкурсе. Описание свойств объекта закупки разрабатываться участником закупки на основе описания объекта закупки и приложений к нему, являющимся его неотъемлемой частью, а также с учетом требований санитарных правил "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий СП 1.1.1058-01", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 N 18, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2003 N 98 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03", санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 года N 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20", санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.11.2020 года N 36 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.3668-20", Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (актуального на момент подачи заявки), ГОСТ 30390-2013 "Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия" (далее - НПА). Описание свойств объекта закупки должно отвечать всем требованиям, указанным в описании объекта закупки и приложениях к нему, в том числе нормативно-правовым актам, содержащимся в описании объекта закупки, а также должно отвечать всем требованиям НПА. В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" под "Предложением о наличии характеристики объекта закупки" понимается предоставление в составе заявки предложения участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание всех свойств объекта закупки, в соответствии со всеми требованиями, установленными в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки) и в инструкции по заполнению заявки, в противном случае предоставляемое предложение участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки признается, как "Отсутствие характеристики объекта закупки". При предоставлении описания свойств объекта закупки, участник закупки должен не повторить требования описания объекта закупки и приложений к нему, являющимися его неотъемлемой частью, и/или положения нормативной документации, а представить описание по соответствующему свойству объекта закупки с учетом соответствующих требований/положений описания объекта закупки (приложений к нему)/нормативной документации и имеющихся у участника закупки конкурентных качеств. В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" членами комиссии оцениваются предложения участников закупки о наличии характеристики объекта закупки, на основе представленных сведений в заявке на участие в конкурсе. В рамках свойства объекта закупки - производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий во время исполнения контракта (-ов), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка, участнику закупки необходимо предоставить следующие сведения: порядок организации и проведения производственного контроля; программу (план) производственного контроля; меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недопущение их возникновения на объекте производственного контроля. В рамках свойства объекта закупки - производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий во время исполнения контракта (-ов), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка, все предоставляемые в соответствии с настоящим абзацем сведения необходимо представить в соответствии с порядком оценки, установленным в настоящем пункте. В рамках свойства объекта закупки - технология оказания услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, участнику закупки необходимо предоставить следующие сведения: описание процесса соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, направленных на предотвращение вредного воздействия биологических, химических и физических факторов, в соответствии с НПА при исполнении контракта (-ов), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка; описание процесса соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, направленных на предотвращение вредного воздействия факторов среды обитания, в соответствии с НПА при исполнении контракта (-ов), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка; принятые меры по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19); условия транспортировки и разгрузки приготовленной пищи (в случае, если описанием объекта закупки предусмотрена транспортировка и разгрузка Исполнителем приготовленной пищи); описание последовательности всех действий при оказании услуг по контракту (-ам), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка; разработанное (-ые) Исполнителем меню основного (организованного) питания для каждой возрастной группы детей, с учетом санитарно-эпидемиологических требований к организации общественного питания населения, которое (-ые) участник закупки планирует (намерен) использовать при оказании услуг по контракту (-ам), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка (далее - меню); сведения о соблюдении непосредственными исполнителями, планируемыми к привлечению при исполнении контракта (-ов), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка, санитарных требований к личной гигиене; условия транспортировки, приемки и хранения всех продуктов питания, используемых при приготовлении блюд (изделий) согласно меню (в том числе готовых продуктов питания, содержащихся в меню); описание технологии приготовления каждого блюда (изделия), исчерпывающий перечень которых указан в меню; описание особенностей организации общественного питания детей при исполнении контракта (-ов), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка, требования к которым установлены в соответствии с НПА; описание процесса обеспечения надлежащего санитарного состояния в помещении пищеблока (в случае если в соответствии с описанием объекта закупки приготовление блюд (изделий) осуществляется на пищеблоке (-ах) Заказчика (-ов)) и обеспечения надлежащего санитарного состояния посуды и инвентаря для приготовления блюд (изделий). В рамках свойства объекта закупки - технология оказания услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, все предоставляемые в соответствии с настоящим абзацем сведения необходимо представить в соответствии с порядком оценки, установленным в настоящем пункте. В рамках свойства объекта закупки - контроль качества оказания услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, участнику закупки необходимо предоставить следующие сведения: методы, направленные на контроль качества результата оказанных услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; методы контроля качества продукции общественного питания; методы контроля за действиями непосредственных исполнителей, планируемых к привлечению при исполнении контракта (-ов), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка; методы контроля за устранением недостатков, указанных заказчиком (-ами), при оказании услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки. В рамках свойства объекта закупки - контроль качества оказания услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, все предоставляемые в соответствии с настоящим абзацем сведения необходимо представить в соответствии с порядком оценки, установленным в настоящем пункте. В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" предоставляемое (-ые) участником меню должно (-ы) отвечать требованиям описания объекта закупки и приложений к нему. В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" под технологией приготовления каждого блюда (изделия), исчерпывающий перечень которых указан в меню, понимается информация о наименованиях продуктов, из которых предполагается готовить соответствующее блюдо (изделие); о нормах расхода продуктов брутто и нетто на одну порцию; о весе готового блюда (изделия); о технологических процессах приготовления; о химическом составе блюда (изделия); об оформлении и подаче блюда (изделия), об условиях и сроках реализации блюда (изделия) с момента приготовления (при этом, по позиции в меню, подразумевающей поставку готового продукта (например, яблоко, огурец и т.п.) от производителя (поставщика, продавца), не требуется указывать информацию о технологических процессах приготовления). В случае, если в меню содержится несколько блюд (изделий) с одинаковым наименованием, выходом и иными сведениями (при наличии), содержащимися в таком меню, участник вправе предоставить сведения о технологии приготовления такого блюда (изделия) только один раз). В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" в предоставляемых сведениях при описании последовательности всех действий при оказании услуг по контракту (-ам), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка, необходимо также указать режим работы, режим питания и последовательность операций (от того, как приступают к оказанию услуг с момента подписания контракта (-ов) до того, как заканчивают процесс оказания услуг по контракту (-ам), включая процесс отработки заявки заказчика (-ов) на оказание услуг: от получения информации о заявке и её фиксации до подписания заказчиком (-ами) документа о приемке, соблюдая всю хронологию действий сотрудников и временные рамки). В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" предоставляемые сведения по каждому блюду (изделию), исчерпывающий перечень которых указан в меню, должны полностью соответствовать всем требованиям, содержащимся в таком меню, а также содержащимся в описании объекта закупки и приложениях к нему. В рамках свойства объекта закупки - контроль качества оказания услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, при указании какого-либо контроля (способа контроля), необходимо также указать периодичность такого контроля и лиц (должность), осуществляющих такой контроль. В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" под химическим составом блюда (изделия) понимается количество белков, жиров, углеводов и энергетическая ценность (калорийность) блюда (изделия). В рамках свойства объекта закупки - производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий во время исполнения контракта (-ов), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка, предоставляемые сведения должны отвечать требованиям описания объекта закупки и Санитарных правил "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий СП 1.1.1058-01", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 N 18. В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" под весом готового блюда (изделия) понимается масса одной порции блюда (изделия). В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" в предоставляемых сведениях об оформлении и подачи блюда (изделия), необходимо в том числе указать в какой емкости (посуде) подается данное блюдо (изделие), а также для горячих и холодных супов, для горячих вторых блюд и для горячих и холодных напитков необходимо в том числе указать температуру подачи этих блюд (изделий). В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" в предоставляемых сведениях об условиях транспортировки, приемки и хранения всех продуктов питания, используемых при приготовлении блюд (изделий) согласно меню (в том числе готовых продуктов питания, содержащихся в меню) участнику закупки необходимо предоставить описание условий транспортировки, приемки и хранения всех продуктов питания, используемых при приготовлении блюд (изделий) согласно меню (в том числе готовых продуктов питания, содержащихся в меню), соблюдаемых им при осуществлении своей деятельности, включая температурный режим транспортировки и температурный режим хранения каждого продукта питания; сведения о соблюдении правил товарного соседства при транспортировке и сведения о соблюдении правил товарного соседства при хранении каждого продукта питания; уровень влажности воздуха (относительной влажности воздуха) при транспортировке и уровень влажности воздуха (относительной влажности воздуха) при хранении каждого продукта питания; информацию о перечне сопровождаемой товаросопроводительной документации при приемке каждого продукта питания, в соответствии с порядком оценки, установленным в настоящем пункте. В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" в предоставляемых сведениях о наименованиях продуктов, из которых предполагается готовить соответствующее блюдо (изделие), обязательно должны быть указаны все продукты, которые упоминаются в информации о технологических процессах приготовления соответствующего блюда (изделия), а в предоставляемой информации о технологических процессах приготовления соответствующего блюда (изделия) обязательно должны быть сведения, в каком(-их) технологическом(-их) процессе(-ах) приготовления используется каждый из продуктов, указанных в сведениях о наименованиях продуктов, из которых предполагается готовить соответствующее блюдо (изделие). В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" в предоставляемых сведения о порядке организации и проведения производственного контроля должны содержаться, в том числе сведения о каждом составляющем производственного контроля (так, например, в рамках "контроля за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством" необходимо описать каким образом осуществляется такой контроль, кем и с какой периодичностью). Также в предоставляемых сведениях о порядке организации и проведения производственного контроля официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью в обязательном порядке должны содержать, в том числе нормативно-техническую документацию, в которой установлены действующие требования и нормы, которым должны соответствовать качество приготовленной пищи и пищевые продукты при оказании услуг по контракту (-ам) на право заключения которого (-ых) проводится настоящий конкурс, а также в которой установлены требования законодательства Российской Федерации, которым должны соответствовать оказываемые услуги по организации питания по контракту (-ам) на право заключения которого (-ых) проводится настоящий конкурс. В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" в предоставляемых сведениях о методах контроля качества продукции общественного питания необходимо также указать способы контроля за качеством и безопасностью продукции общественного питания и процедуры обеспечения безопасности продукции общественного питания, основанные на принципах ХАССП. В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" в предоставляемых сведениях о методах контроля за устранением недостатков, указанных заказчиком (-ами), при оказании услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, необходимо указать, в том числе функции и порядок осуществления такого контроля, а также сроки устранения недостатков, указанных заказчиком (-ами). В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" в предоставляемых сведениях о методах контроля за устранением недостатков, указанных заказчиком (-ами), при оказании услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, необходимо также указать минимальные и максимальные сроки такого устранения недостатков, указанных заказчиком (-ами), при оказании услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки. Представление предложения участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание по каждому свойству объекта закупки в соответствии с требованиями, установленными в настоящем порядке оценки и в инструкции по заполнению заявки, будет являться предоставлением "Предложение о наличии характеристики объекта закупки" необходимым и достаточным при оценке заявок. Представленные сведения в предложении участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки должны носить однозначный характер и не допускать двусмысленных толкований. В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" в предоставляемых сведениях о методах контроля за действиями непосредственных исполнителей, планируемых к привлечению при исполнении контракта (-ов), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка, необходимо не только перечислить сами методы (способы), но и описать процесс их применения в отношении каждого сотрудника отдельно, а также описать последовательность действий при выявлении нарушений исполнения контракта (-ов), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка, выявленных при контроле за действиями сотрудников, которые будут задействованы при исполнении контракта (-ов), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка с описанием видов ответственности каждого сотрудника за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, с указанием случаев применения каждого вида ответственности и порядка их применения. В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" соответствующие сведения считаются представленными, если такие сведения отвечают всем соответствующим требованиям Заказчика (-ов), установленным в настоящем порядке оценки и в инструкции по заполнению заявки, вне зависимости от степени детализации таких сведений. |
В соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 48 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке должен содержать информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке первых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой первой части заявки на участие в закупке.
В силу ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней (за исключением случая, предусмотренного ч. 4 настоящей статьи) со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают первые части заявок на участие в закупке, направленные оператором электронной площадки, и принимают решение о признании первой части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку первых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критериям, предусмотренным п.п. 2 и 3 ч. 1 ст. 32 настоящего Федерального закона (если такие критерии установлены извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно ч. 5 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении первых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) информации и документов, предусмотренных пп. "а", "б", "г" и "д" п. 2 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов извещению об осуществлении закупки;
2) если в первой части заявки на участие в закупке содержится информация, предусмотренная п.п. 1, 3 и 4 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона;
3) выявления недостоверной информации, содержащейся в первой части заявки на участие в закупке.
В соответствии с ч. 5 ст. 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении первых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) информации и документов, предусмотренных пп. "а", "б", "г" и "д" п. 2 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов извещению об осуществлении закупки;
2) если в первой части заявки на участие в закупке содержится информация, предусмотренная п.п. 1, 3 и 4 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона;
3) выявления недостоверной информации, содержащейся в первой части заявки на участие в закупке.
В силу ч. 6 ст. 48 Закона о контрактной системе, протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке должен содержать:
1) дату рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, идентификационные номера таких заявок;
2) информацию о принятом решении о признании первой части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют настоящему Федеральному закону, извещению об осуществлении закупки;
3) присвоенные первым частям заявок на участие в закупке, признанным соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по каждому критерию оценки первых частей заявок на участие в закупке (в случае установления таких критериев в извещении об осуществлении закупки);
4) информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке первых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой первой части заявки на участие в закупке;
5) информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных п.п. 2 и 4 ч. 1 ст. 52 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.06.2024 NИЭОК1 заявка Заявителя отклонена по следующим основаниям:
"В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) информации и документов, предусмотренных подпунктами "а", "б", "г" и "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов извещению об осуществлении закупки.
Согласно пп. "г" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе и п. 1.1 раздела "Первая часть заявки должна содержать следующую информацию и документы", первая часть заявки на участие в закупке должна содержать в том числе предложение о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки. При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки.
Участником в составе первой части заявки предоставлено предложение о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки. При этом, в рамках описания процесса исполнения контракта (-ов), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка участником закупки предоставлены, в том числе сведения о сроке подписания Заказчиком и членами приемочной комиссии документа о приемке, которые не соответствуют сроку подписания Заказчиком и членами приемочной комиссии документа о приемке, установленному в Проекте контракта.
Таким образом, участником закупки в предоставленном предложении о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки предоставлена информация, несоответствующая требованиям Проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью извещения об осуществлении закупки, в связи с чем, его заявка отклонена от участия к настоящем открытом конкурсе в электронной форме (основание для отклонения заявки - п. 1 ч. 5 ст. 48 Закона о контрактной системе)".
Частью 1 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
Проектом контракта предусмотрены условия:
"6.10. В течение 20 (двадцати) рабочих дней со дня поступления документа о приемке в соответствии с пунктом 6.9 настоящего Контракта Заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии в соответствии с частью 6 статьи 94 Закона) на основании изучения документов, предусмотренных пунктом 6.8 настоящего Контракта, и результатов экспертизы, проведенной в соответствии с пунктом 6.2 настоящего Контракта, осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика и размещает в единой информационной системе в сфере закупок документ о приемке;
б) формирует с использованием единой информационной системы в сфере закупок, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе в сфере закупок мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
6.11. В случае создания приемочной комиссии в течение 20 (двадцати) рабочих дней со дня поступления документа о приемке в соответствии с пунктом 6.9 настоящего Контракта на основании изучения документов, предусмотренных пунктом 6.8 настоящего Контракта, и результатов экспертизы, проведенной в соответствии с пунктом 6.2 настоящего Контракта:
а) члены приемочной комиссии подписывают усиленными электронными подписями поступивший документ о приемке или формируют с использованием единой информационной системы в сфере закупок, подписывают усиленными электронными подписями мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа. При этом, если приемочная комиссия включает членов, не являющихся работниками Заказчика, допускается осуществлять подписание документа о приемке, составление мотивированного отказа от подписания документа о приемке, подписание такого отказа без использования усиленных электронных подписей и единой информационной системы в сфере закупок;
б) после подписания членами приемочной комиссии в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта документа о приемке или мотивированного отказа от подписания документа о приемке Заказчик подписывает документ о приемке или мотивированный отказ от подписания документа о приемке усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает их в единой информационной системе в сфере закупок. Если члены приемочной комиссии в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта не использовали усиленные электронные подписи и единую информационную систему в сфере закупок, Заказчик прилагает подписанные ими документы в форме электронных образов бумажных документов".
Предложение участника в отношении объекта закупки содержит следующую информацию:
"В течение 20 (двадцати) рабочих дней со дня поступления документа о приемке Заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии в соответствии с частью 6 статьи 94 Закона) на основании изучения документов и результатов экспертизы осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика и размещает в единой информационной системе в сфере закупок документ о приемке;
б) формирует с использованием единой информационной системы в сфере закупок, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе в сфере закупок мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
Заказчик имеет право частично принять оказанные услуги с отражением информации о расхождениях в приемке в соответствии с условиями Контракта и фактически принятых услугах в документе о приемке.
В случае создания приемочной комиссии в течение 20 (двадцати) рабочих дней со дня поступления документа о приемке на основании изучения документов и результатов экспертизы:
а) члены приемочной комиссии подписывают усиленными электронными подписями поступивший документ о приемке или формируют с использованием единой информационной системы в сфере закупок, подписывают усиленными электронными подписями мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа. При этом, если приемочная комиссия включает членов, не являющихся работниками Заказчика, допускается осуществлять подписание документа о приемке, составление мотивированного отказа от подписания документа о приемке, подписание такого отказа без использования усиленных электронных подписей и единой информационной системы в сфере закупок;
б) после подписания членами приемочной комиссии в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта документа о приемке или мотивированного отказа от подписания документа о приемке Заказчик подписывает документ о приемке или мотивированный отказ от подписания документа о приемке усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает их в единой информационной системе в сфере закупок. Если члены приемочной комиссии в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта не использовали усиленные электронные подписи и единую информационную систему в сфере закупок, Заказчик прилагает подписанные ими документы в форме электронных образов бумажных документов".
Уполномоченным органом не представлено в материалы дела доказательств того, что предложение участника не соответствует требованиям извещения.
Следовательно, вопреки выводам Заказчика и Уполномоченного органа, изложенным в протоколе рассмотрения и оценки первых частей заявок, участником представлено описание свойств объекта закупки, в соответствии с установленным порядком оценки.
Исходя из изложенного, конкурсной комиссией Уполномоченного органа неправомерно применен порядок оценки представленных сведений в составе заявки Заявителя по показателю "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Таким образом, действия конкурсной комиссии нарушают пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе, следовательно, довод жалобы является обоснованными.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя обоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СЕВЕРНАЯ СТОЛИЦА" обоснованной.
2. Признать в действиях комиссии Уполномоченного органа по осуществлению закупок нарушение пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе
3. Выдать Уполномоченному органу и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении членов комиссии Уполномоченного органа по осуществлению закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 июня 2024 г. N 44-2529/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2024