Резолютивная часть решения оглашена "11" июня 2024
В полном объеме решение изготовлено "17" июня 2024 г. Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) в составе:
<...> - председатель Комиссии;
<...> - член Комиссии;
<...> - член Комиссии;
в присутствии посредством видео-конференц-связи представителя ООО "Глобал Петрол" (ИНН: 1684015780) (далее также - Участник, Поставщик) - <...> (доверенность от 27.05.2024 N 1), представителей ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Калининградской области" (далее также - Заказчик, Организатор торгов) - <...> (доверенность от 07.06.2024 N 20), <...> (доверенность от 07.06.2024 N 21) и <...> (доверенность от 07.06.2024 N 22), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте заседания Комиссии,
рассмотрев обращение Заказчика (вх. 14806/24 от 06.06.2024) о включении информации об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Поставщика для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку дизельного топлива для служебных автотранспортных средств ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Калининградской области" в рамках ГОЗ на 2024 год (извещения N 0835100001123000148) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 2 999 801,45 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.01.2024 NИЭА1 поданы две заявки, которые были признаны соответствующими требованиям.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи, формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Из представленных Заказчиком сведений, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила, что по результатам проведенного аукциона в электронной форме между Заказчиком и Поставщиком заключен государственный контракт от 22.01.2024 N 2424188100012003906266990/N0835100001123000148-1 на поставку дизельного топлива для служебных автотранспортных средств ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Калининградской области" в рамках ГОЗ на 2024 год на общую сумму 2 984 802,44 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта, Головной Исполнитель по Контракту берет на себя обязательство на поставку дизельного топлива для служебных автотранспортных средств ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Калининградской области" в рамках ГОЗ на 2024 год (далее - Товар) в соответствии с функционально-техническими и эксплуатационными характеристиками, указанными в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту, являющееся его неотъемлемой частью).
Согласно пункту 3.1. Контракта, Головной Исполнитель обязуется:
3.1.1. Поставлять и выдавать Товар согласно его функционально-техническим и эксплуатационным характеристикам указанным в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту, являющееся его неотъемлемой частью) на АЗС, расположенных на территории Калининградской области в соответствии с перечнем расположения АЗС Головного Исполнителя (Приложение N 2 к Контракту, являющееся его неотъемлемой частью).
3.1.2. Открыть лицевой счет в программном обеспечении по управлению топливными картами.
3.1.3. Предоставить доступ Государственному Заказчику к лицевому счёту в программном обеспечении по управлению топливными картами.
3.1.4. В течение 3-х рабочих дней с даты заключения Контракта пополнить лицевой счет Государственного Заказчика определенным количеством Товара в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту) к Контракту и письменно уведомить об этом Государственного Заказчика, любым способом, обеспечивающим получение информации Государственным Заказчиком (посредством факсимильной связи, почтовым направлением, по факсу, электронной почте).
3.1.5. Оформить на безвозмездной основе и передать по заявке топливные карты Государственному Заказчику с зачисленной на них информацией о количестве Товара в полном объеме в порядке, установленном Контрактом.
Передача карт осуществляется уполномоченному представителю Государственного Заказчика на основании доверенности с оформлением акта приема-передачи карт.
3.1.6. Выдавать Государственному Заказчику Товар по топливным картам надлежащего качества в порядке, установленном Контрактом.
3.1.7. Обеспечить надлежащее обслуживание представителей Государственного Заказчика (держателей топливных карт) на АЗС Головного Исполнителя, в соответствии с условиями Контракта.
3.1.8. Ежемесячно, не позднее 10 числа следующего месяца за отчётным, направлять в ЕИС Государственному Заказчику Документ о приемке за отчетный период (товарную накладную, счет-фактуру, счет на оплату, отчет о транзакциях, проведенных с использованием карт).
Отчетным периодом по Контракту является календарный месяц, в течение которого осуществляется выборка Товара.
Согласно пункту 4.5. Контракта, поставка Товара по Контракту производится путем выборки Товара представителями Государственного Заказчика (держателями топливных карт) и использованием карт на АЗС.
В соответствии с пунктом 4.6. Контракта, выборка Товара Государственным Заказчиком осуществляется ежедневно в течение срока действия Контракта на АЗС в наименовании и количестве, указанном уполномоченными Государственным Заказчиком лицами, в момент их обращения до фактического получения (выборки) Товара в полном объеме, предусмотренном Контрактом, на АЗС.
Пунктом 4.7. Контракта установлено, что по факту приемки Товара на топливных колонках АЗС держатель топливных карт получает чек. Датой отпуска Товара на АЗС считается датой выборки Товара, указанная в чеке. Головной Исполнитель обязан: хранить остаток товара после подписания акта о передаче товара на хранение Головному Исполнителю до полной выборки.
Согласно пункту 5.3. Контракта, Порядок приемки Товара:
5.3.1. Ежемесячно, не позднее 10 числа следующего месяца за отчётным, Головной Исполнитель направляет счет и формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Головного Исполнителя, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать:
- включенные в Контракт идентификационный код закупки;
- наименование, место нахождения Государственного Заказчика;
- наименование объекта закупки;
- место поставки Товара;
- единица измерения поставляемого Товара;
- информацию о Головном Исполнителе, предусмотренную подпунктами "а", "г" и "е" части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ;
-наименование поставленного Товара;
- наименование страны происхождения Товара;
- информацию о количестве поставленного Товара;
-стоимость исполненных Головным Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, с указанием цены за единицу Товара;
- иную информацию с учетом требований, установленных в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона N 44-ФЗ.
5.3.2. К документу о приемке могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью. При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет предусмотренная в пункте 5.3.1. Контракта информация, содержащаяся в документе о приемке.
5.3.3. Документ о приемке, подписанный Головным Исполнителем, не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 5.3.1. Контракта автоматически с использованием единой информационной системы направляется Государственному Заказчику. Датой поступления Государственному Заказчику документа о приемке, подписанного Головным Исполнителем, считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого документа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Государственный Заказчик.
5.3.4. В течение 10 (десяти) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке Государственный Заказчик осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Государственного Заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке;
б) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Государственного Заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями части 8 - 25 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 9.3. Контракта, Государственный Заказчик, руководствуясь действующим законодательством, вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Односторонний отказ от исполнения Контракта возможен в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 ФЗ N 44-ФЗ по основаниям, предусмотренным Гражданским Кодексом Российской Федерации.
Условиями Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 9.3. Контракта, 20.05.2024 Заказчиком было принято решение расторгнуть Контракт в одностороннем порядке (далее - Решение).
В соответствии с частью 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Установлено, что 20.05.2024 Заказчик разместил Решение на ЕИС.
В соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, Подрядчик был уведомлен надлежащим образом 20.05.2024.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно информации, представленной Заказчиком, Контракт расторгнут 31.05.2024.
На заседание Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России были представлены письменные пояснения Поставщика и Заказчика.
Изучив представленные Сторонами материалы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила следующее.
Поставщик в соответствии с пунктом 3.1.4. Контракта и в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту) пополнил лицевой счет Заказчика в соответствии с данными условиями Контракта, предоставив возможность пользования топливом в порядка исполнения контракта в размере поставки 46 415 литров, в связи с чем потребовал Заказчика произвести оплату по Контракту в полном объёме.
Вместе с тем оплата по Контракту производится в соответствии с пунктами 4.5., 4.6. и 4.7. Контракта.
26.04.2024 Поставщик в адрес Заказчика направил информационное письмо об ограничении доступа к топливу до 10 литров на каждую топливную карту, ввиду
С 27.04.2024 доступ к топливным картам Заказчика был ограничен до 10 литров.
08.05.2024 - Поставщик направил в адрес Заказчика уведомление об ограничении отпуска топлива по картам и установлении нулевого ежедневного лимита.
16.05.2024 - Заказчик в адрес Поставщика направил претензию о ненадлежащем исполнении обязанностей предусмотренных Контрактом.
20.05.2024 - Заказчик принял Решение.
23.05.2024 - Поставщик в адрес Заказчика направил ответ на Решение, согласно которому Поставщик готов обеспечить исполнение принятых на себя обязательств по Контракту.
Вместе с тем из представленных сведений следуют, что Заказчик в период вступления Решения в законную силу продолжал получать топливо по картам, но с ограничением в 10 литров в сутки, что подтверждается материалами дела.
Также Поставщиком 26.01.2024, 21.02.2024 и 08.04.2024 в ЕИС размещены документы о приемке. Заказчик отказал в приемке разместив в ЕИС отказы 31.01.2024, 12.03.2024 и 11.04.2024, при этом в нарушении подпункта б) пункта 5.3.4. Контракта, Заказчик не разместил в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России принимает во внимание факт неисполнения встречных обязательств по Контракту ввиду того, что Заказчиком в соответствии с подпунктом б) пункта 5.3.4. Контракта не был дан мотивированы отказ от подписания документов о приемке с указанием причин такого отказа Поставщику.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Термин "уклонение от исполнения (заключения) контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России пришла к выводу что в рассматриваемом случае недостаточно оснований для включения сведений об Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 95, 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, письмом ФАС России от 08.10.2018 N ДФ/80589/18, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО "Глобал Петрол" (<...>, ИНН: 1684015780) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии: <...>
<...>
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 июня 2024 г. N 078/10/104-743/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2024