Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России (далее - Заказчик):
ООО "Медтех" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 14848/24 от 06.06.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку реагентов и прочих медицинских расходных материалов (извещение N 0372100048823001417),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 21.12.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку реагентов и прочих медицинских расходных материалов (извещение N 0372100048823001417) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 5 406 202,87 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.01.2024 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Медтех".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Медтех" заключен государственный контракт N 0372100048823001417 от 30.01.2024 (далее - Контракт) на сумму 5 406 202,87 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 4.2, 9.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 23.05.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Медтех".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку реагентов и прочих медицинских расходных материалов (далее - Товар) по заявкам Заказчика.
Согласно п. 4.1 Контракта, поставка Товара осуществляется Поставщиком партиями. Количество партий не более 5 (пяти). Срок поставки Товара (период поставки) составляет 6 (шесть) рабочих дней, с учётом ограничений, установленных настоящим пунктом Контракта. Срок поставки Товара начинает течь с первого рабочего дня следующего за днем получения Поставщиком соответствующей заявки на поставку Товара, и заканчивается в 15:00 (по московскому времени) последнего рабочего дня, входящего в период поставки.
Заявка на поставку Товара от 14.03.2024 N ИС-05-07/1932 направлена в адрес Поставщика и получена последним 14.03.2024. Срок исполнения обязательств Поставщика истек 22.03.2024, Товар поставлен не был.
В этой связи в адрес Поставщика направлена претензия от 25.03.2024 N ИС-05-07/2276 с требованием исполнить принятые на себя обязательства по поставке Товара.
Однако по состоянию на 23.05.2024 Поставщик не исполнил обязательства по заявке на поставку Товара.
В связи с существенным нарушением Поставщиком условий Контракта, в соответствии с ч. 9 ст. 95 закона о контрактной системе Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
23.05.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Медтех" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 06.06.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "Медтех" не уклонялось от исполнения Контракта и предпринимало меры, свидетельствующие о его действительном намерении выполнить свои обязательства в полном объеме. Товар не мог был быть поставлен Поставщиком Заказчику в срок по обстоятельствам, не зависящим от воли или действий ООО "Медтех".
Так, по состоянию на 10.06.2024 Поставщиком исполнены обязательства на сумму 4 348 663,96 рублей, что составляет 80% от суммы Контракта. Более того, ООО "Медтех" не отказывалось от дальнейшего исполнения Контракта, подтверждало свое намерение выполнить обязательства в полном объеме.
14.03.2024 Поставщиком была получена заявка N ИС-05-07/1932 на поставку Товара, срок исполнения по которой - 22.03.2024.
Заблаговременно, 09.02.2024 Поставщиком был оплачен счет иностранного поставщика Genmedica, содержащий позиции Спецификации к Контракту.
Срок поставки всего объема Товара был подтвержден и ожидался не позднее 21.03.2024, то есть в рамках срока исполнения вышеуказанной заявки.
Данный факт подтверждается также тем, что по счету GenMedica (ГенМедика) действительно была выполнена поставка семи позиций из заявки Заказчика с соблюдением указанного срока, что подтверждается подписанными УПД.
Таким образом, Поставщиком были предприняты все необходимые действия для выполнения обязательств по Контракту, у Поставщика была уверенность в том, что Товар будет поставлен в установленный Контрактом срок до 21.03.2024.
Однако по независящим от ООО "Медтех" причинам заблаговременно оплаченный иностранному поставщику Товар не был отгружен данным иностранным поставщиком в заранее оговоренный срок. Указанные обстоятельства также подтверждаются письмом иностранного поставщика GenMedica (ГенМедика) (письмо N 40103747792 от 16.04.2024). В письме поставщик GenMedica (ГенМедика) сообщает, что Товар по проформе инвойс PIGEN050224-1 от 05.02.2024 был отгружен не в полном объеме. В связи с задержкой в производстве GenMedica (ГенМедика) вынуждено увеличить срок поставки на Товар.
Иными словами, иностранный поставщик в одностороннем порядке увеличил сроки поставки ранее заказанного и оплаченного Товара.
При этом ООО "Медтех" не отказалось от исполнения Контракта и направило информационное письмо N ИП.МТ-0187 от 27.04.2024 с указанием новых сроков поставки и предложением замены некоторых позиций на Товар с улучшенными характеристиками. Новые условия были выполнены в полном объеме и даже с некоторым опережением.
Таким образом, из 19 позиций заявки Заказчика фактически поставлены 15 наименований в полном объеме.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Медтех" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "Медтех" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Медтех" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Медтех" (ИНН: 5024169005), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 июня 2024 г. N РНП-78-850/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2024