Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России (далее - Заказчик):
ИП Савельева Александра Анатольевича (далее - Участник, Поставщик, ИП Савельев А.А.):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 14849/24 от 06.06.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0372100048823001252),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 22.11.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0372100048823001252) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 499 700,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.12.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Савельев А.А.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Савельевым А.А. заключен государственный контракт N 0372100048823001252 от 19.12.2023 (далее - Контракт) на сумму 1 297 240,50 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 4.2, 9.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 23.05.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Савельевым А.А.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку изделий медицинского назначения (далее - Товар) по заявкам Заказчика.
Согласно п. 4.1 Контракта, поставка Товара осуществляется Поставщиком партиями с даты подписания Контракта, но не ранее 01.01.2024. Количество партий не более 10 (десяти). Срок поставки Товара (период поставки) составляет 6 (шесть) рабочих дней, с учетом ограничений, установленных настоящим пунктом Контракта. Срок поставки Товара начинает течь с первого рабочего дня следующего за днем получения Поставщиком соответствующей заявки на поставку Товара, и заканчивается в 15:00 (по московскому времени) последнего рабочего дня, входящего в период поставки.
Заявка на поставку Товара от 14.03.2024 N ИС-05-07/1914 направлена в адрес Поставщика и получена последним 14.03.2024. Срок исполнения обязательств Поставщика истек 22.03.2024, Товар поставлен не был.
В этой связи в адрес Поставщика направлена претензия от 27.03.2024 N ИС-05-07/2340 с требованием исполнить принятые на себя обязательства по поставке Товара.
Однако по состоянию на 23.05.2024 Поставщик не исполнил обязательства по заявке на поставку Товара.
В связи с существенным нарушением Поставщиком условий Контракта, в соответствии с ч. 9 ст. 95 закона о контрактной системе Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
23.05.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Савельевым А.А. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 06.06.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что вина в неисполнении Контракта в полном объеме со стороны ИП Савельева А.А. отсутствует, что подтверждается следующими доводами.
Основываясь на коммерческом предложении от Компании ООО "Б.Браун Медикал" (дочернее предприятие B.Braun Melsungen AG (Германия) в Российской Федерации) от 15.11.2023 о возможности продажи и поставки устройств для дренирования плевральной полости "Плеврокан" артикул 4462556 со сроком действия данного предложения до 31.03.2024, ИП Савельев А.А. принял решение об участии в данной закупке, в результате проведения которой Участник стал победителем и 19.12.2023 между Заказчиком и ИП Савельевым А.А. был заключен Контракт.
Однако 16.01.2024 в адрес ИП Савельева А.А. от ООО "Б.Браун Медикал" поступило уведомление (исх. N 58/24 ББМ от 16.01.2024) о задержке поставок всего ассортимента устройств дренирующих для дренирования плевральной полости "Плеврокан" из-за временного отсутствия компонентов для производства продукции, вызванного их дефицитом и логистическими проблемами из-за введенных в отношении Российской Федерации санкций и о том, что возобновление производства данной продукции ожидается в начале мая 2024 года, а ориентировочный срок поставки новых партий на склад в г. Санкт-Петербург - в мае-июне 2024 года.
14.03.2024 Заказчиком в адрес Поставщика была направлена Заявка на поставку Товара N ИС-05-07/1914 устройств для дренирования плевральной полости "Плеврокан" артикул 4462556 (получена Поставщиком 14.03.2024).
27.03.2024 в связи с задержкой поставки Товара со стороны Заказчика поступила Претензия исх. N ИС-05-07/2340 от 27.03.2024 с требованием к Поставщику выполнить свои обязательства по Контракту.
02.04.2024 в ответ на вышеуказанную претензию Поставщиком в адрес Заказчика в связи с задержками поставки компанией ООО "Б.Браун Медикал" устройств для дренирования плевральной полости "Плеврокан" артикул 4462556 в адрес ИП Савельева А.А. из-за временного отсутствия компонентов для производства продукции, вызванного их дефицитом и логистическими проблемами из-за санкций, введенных в отношении Российской Федерации, без указания точных сроков поставки, было направлено предложение о заключении дополнительного соглашения о расторжении Контракта по соглашению сторон (исх. N 64 от 02.04.2024).
25.04.2024 в адрес Заказчика было повторно направлено предложение о заключении дополнительного соглашения о расторжении Контракта по соглашению сторон в связи с задержками поставки Компанией ООО "Б.Браун Медикал" Товара (исх. N 76 от 25.04.2024).
07.05.2024 Заказчиком в ответном письме Поставщику (исх. N ИС-21.2-08/3785 от 07.05.2024) было указано на отсутствие по мнению Заказчика оснований для расторжения Контракта по соглашению.
14.05.2024 в адрес ИП Савельева А.А. от ООО "Б.Браун Медикал" поступило новое уведомление (исх. N 843/24 ББМ от 14.05.2024) о задержке поставок всего ассортимента устройств дренирующих для дренирования плевральной полости "Плеврокан" из-за временного отсутствия компонентов для производства продукции, вызванного их дефицитом и логистическими проблемами из-за введенных в отношении Российской Федерации санкций и о том, что возобновление производства данной продукции ожидается в июне 2024 года, а ориентировочный срок поставки новых партий на склад в г. Санкт-Петербург - в июне-июле 2024 года.
23.05.2024 Заказчиком в адрес Поставщика исх. N 21.2-08/4199 от 23.05.2024 было направлено Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
27.05.2024 Поставщик со своей стороны направил обращение Заказчику исх. N 85 от 27.05.2024 с разъяснениями об отсутствии умысла в неисполнении Контракта и просьбой о пересмотре решения о направлении в территориальный орган ФАС России обращения о размещении информации о ИП Савельеве А.А. в реестре недобросовестных поставщиков.
Также представитель Участника отметил, что Поставщиком были произведены две отгрузки по заявкам Заказчика, что подтверждается подписанными сторонами Контракта документами:
- счет-фактура N 2 от 10.01.2024 на сумму 266 247,00 рублей;
- счет-фактура N 29 от 18.03.2024 на сумму 177 757,50 рублей.
По счет-фактуре N 29 от 18.03.2024, в частности, был отгружен Товар в количестве 50 штук, дальнейшие поставки которого невозможны в связи невозможностью их поставки компанией ООО "Б.Браун Медикал".
Таким образом, причинами неполной поставки Товара в срок послужило нарушение взятых на себя обязательств компанией ООО "Б.Браун Медикал", являющейся первичным поставщиком для ИП Савельева А.А. устройств для дренирования плевральной полости "Плеврокан" артикул 4462556 (производство Германия/Франция), который в срок не исполнил свои обязательства перед ИП Савельевым А.А. из-за временного отсутствия компонентов для производства продукции, вызванного их дефицитом и логистическими проблемами из-за санкций, введенных в отношении Российской Федерации, что подтверждается соответствующими уведомлениями ООО Б.Браун Медикал" от 16.01.2024 и 14.05.2024.
Поставщик на всех этапах исполнения Контракта действовал добросовестно, предпринимал все меры для выполнения своих обязательств по Контракту, а при возникновении непредвиденных обстоятельств, препятствующих исполнению Контракта, прикладывал все силы для разрешения сложившейся ситуации. Вместе с тем иные поставщики Товара кроме ООО "Б. Браун Медикал" для покупателей на территории Российской Федерации отсутствуют, а на введение санкций в отношении Российской Федерации в связи с проведением Специальной военной операции на территории Украины и как следствие нарушение и затруднение всех логистических цепочек и возможностей диверсифицировать количество первичных поставщиков медицинской продукции из недружественных стран, ИП Савельев А.А. повлиять не может.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Савельева А.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ИП Савельевым А.А. предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ИП Савельева А.А. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Савельева Александра Анатольевича (ИНН: 782577960090), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 июня 2024 г. N РНП-78-851/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2024