Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик):
ИП Шапиловой Дарьи Константиновны (далее - Участник, Поставщик, ИП Шапилова Д.К.):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 14944/24 от 07.06.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку запасных частей и принадлежностей (ЗИП) для электронно-вычислительной техники (извещение N 0372200270724000012),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 20.02.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку запасных частей и принадлежностей (ЗИП) для электронно-вычислительной техники (извещение N 0372200270724000012) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 738 073,98 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.02.2024 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Шапилова Д.К.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Шапиловой Д.К. заключен государственный контракт N 11/ЭА-2024 от 12.03.2024 (далее - Контракт) на сумму 547 000,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 14.2 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 27.05.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Шапиловой Д.К.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку запасных частей и принадлежностей (ЗИП) для электронно-вычислительной техники (далее - Товар) единовременной партией в течение 10 рабочих дней с даты заключения Контракта (п. 4.1 Контракта).
Таким образом срок поставки Товара истек 25.03.2024.
По состоянию на 27.05.2024 Товар поставлен не был, обязательства по Контракту Поставщиком не исполнены.
На основании изложенного, руководствуясь п. 14.2 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 2 ст. 523 ГК РФ, Заказчик принял решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
27.05.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Шапиловой Д.К. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 07.06.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что нарушение сроков поставки произошло из-за того, что контрагент ИП Шапиловой Д.К. (крупный поставщик программного обеспечения и оргтехники - ООО "Лайксофт") не исполнил обязательства по поставке Товара, что привело к невозможности исполнения Участником обязательств, предусмотренных Контрактом.
Так, по словам представителя Участника, ИП Шапиловой Д.К. 13.03.2024 был заключен договор поставки Товара с ООО "Лайксофт", по условиям которого последний обязался поставить Товар в течение пяти рабочих дней с даты подписания указанного договора (п. 4.1 договора).
ООО "Лайксофт" в письме от 05.06.2024 N 91 указало, что поставка Товара не произведена в согласованные сроки вследствие введенных с 2022 года иностранными государствами против Российской Федерации и российских хозяйствующих субъектов запретительными мерами и санкционными ограничениями, в результате чего нарушены логистические цепочки по доставке импортируемой из-за рубежа компьютерной техники и программного обеспечения. ООО "Лайксофт" гарантировало поставку Товара в срок до 11.06.2024. На основании данного письма ИП Шапилова Д.К. уведомил Заказчика о поставке Товара в срок до 12.06.2024.
Также представитель Участника отметил тот факт, что 07.06.2024 ООО "Лайксофт" выплатило ИП Шапиловой Д.К. штрафные санкции, предусмотренные неисполнением договора, в размере 10% от цены договора - 42 500,00 рублей, но поставку Товара так и не осуществило.
В силу того, что 05.06.2024 ООО "Лайксофт" уведомило ИП Шапилову Д.К. о нарушении сроков поставки Товара, ИП Шапилова Д.К. незамедлительно направил запросы иным поставщикам: ИП Кораблину Д.В., ИП Бирюкову В.А., ООО "Трек Групп" и ООО "Камбуз". ИП Кораблин Д.В. в письме от 07.06.2024 указал, что не имеет возможности поставить Товар, так как его нет на складе и завоз в ближайшее время не планируется. ИП Бирюков В.А. в письме от 06.06.2024 сообщил, что готов поставить Товар в срок до 20.06.2024. ООО "Трек Групп" дало ответ о поставке в срок до 25.06.2024. ООО "Камбуз" готов был поставить Товар в срок до 20.06.2024. То есть иные поставщики, к которым обратился ИП Шапилова Д.К. не смогли предложить поставку Товара в допустимые сроки и за адекватную стоимость.
Таким образом, в данном случае неисполнение обязательств в рамках Контракта не связано с виновными действиями или бездействием ИП Шапиловой Д.К., а обусловлено независящими от него объективными причинами, а именно недобросовестным поведением ООО "Лайксофт" - основного поставщика компьютерного оборудования. Соответственно, если бы ИП Шапилова Д.К. мог это разумно предвидеть, Контракт вообще не был бы заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Шапиловой Д.К. в реестр недобросовестных поставщиков, полагая, что Участник предпринял все возможные меры, направленные на исполнение обязательств, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с п. 4.1 Контракта конечный срок поставки Товара - 25.03.2024.
Вместе с тем представленные Участником на заседание Комиссии УФАС документы, свидетельствующие о принятии мер по исполнению Контракта, датированы июнем 2024 года. Кроме того, договор, представленный Участником на заседание Комиссии УФАС, который по словам представителя Участника был заключен между ИП Шапиловой Д.К. и ООО "Лайксофт" 13.03.2024 датирован 01.03.2024, так же он не имеет номера и подписи самого ИП Шапиловой Д.К.
Иных документов, подтверждающих своевременное начало исполнения Контракта, Участником на заседание Комиссии УФАС не представлено.
Таким образом, приступая к исполнению Контракта после окончания срока поставки Товара, установленного п. 4.1 Контракта, а также после принятия Заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта, Участник принял на себя все риски, связанные с таким решением, и, действуя добросовестно, очевидно, был уверен в своей способности преодолеть любые обстоятельства, наступление которых могло бы привести к нарушению условий Контракта, что является риском самого Участника и не свидетельствует о его добросовестности.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС пришла к выводу, что Участник не исполнил обязательства, предусмотренные Контрактом, а также не устранил нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ИП Шапиловой Д.К. подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Шапиловой Дарьи Константиновны, ИНН: 560306766637, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Шапиловой Дарьи Константиновны в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
07.06.24 |
11.06.24 |
07.06.24 |
0 |
07.06.24 |
17.05.24 |
14.06.24 |
0 |
19.06..24 |
19.06.24 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 июня 2024 г. N РНП-78-856/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2024