Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Местной администрации МО Новоизмайловское (далее - Заказчик):;
ООО "Строительная перспектива" (далее - Участник, Подрядчик): доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 14523/24 от 04.06.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на содержание территорий зеленых насаждений общего пользования местного значения и проведение санитарных рубок на территории МО Новоизмайловское (извещение N 0172300000224000002),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 26.01.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на содержание территорий зеленых насаждений общего пользования местного значения и проведение санитарных рубок на территории МО Новоизмайловское (извещение N 0172300000224000002) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена контракта - 20 043 942,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.02.2024 NИЭОК1 победителем Конкурса признано ООО "Строительная перспектива".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Строительная перспектива" заключен государственный контракт N 07/24-МА от 01.03.2024 на сумму 9 990 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 11.6 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 24.05.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Строительная перспектива".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по содержанию территорий зеленых насаждений общего пользования местного значения и проведению санитарных рубок на территории МО Новоизмайловское (далее - Работы).
В соответствии техническим заданием ООО "Строительная перспектива" должна была выполнить следующие виды работ:
1. Уборку листьев и органического мусора с поверхности газонов при средней степени засоренности (1 раз уборка после зимы) - не выполнено в сроки, установленные Контрактом.
2. Подметание территорий с усовершенствованным и неусовершенствованным покрытием факты, подтверждающие выполнение указанных работ с периодичностью, установленной в Контракте в апреле и мае 2024 отсутствуют, территории к сдаче не предъявлялись.
3. Формирование крон кустарников и стрижка живой изгороди - частично выполнено с ненадлежащим качеством.
4. Санитарные рубки - выполнено с нарушением действующего законодательства и условий производства работ, работа без размещения информационных щитов, складирование порубочных остатков на месте производства работ более месяца.
5. Омоложение тополей (столбление) - работы выполнены с нарушением правил кронирования, не произведена обработка спилов зон обрезки. Данное нарушение может привести к заболеваниям и последующей гибели зелёных насаждений.
В процессе выполнения Работ по Контракту, представителями Заказчика неоднократно, в устной форме указывалось на нарушения при производстве Работ, которые игнорировались Подрядчиком. В результате чего предписания об устранении нарушений выдавались в письменной форме, однако мер по устранению указанных нарушений Подрядчиком не принималось.
Работы предъявлялись к приёмке, без устранения нарушений и восстановления нарушенного благоустройства в процессе выполнения Работ. При этом Подрядчик считал вменяемую ему обязанность восстановить нарушенное благоустройство (испорченный газон, согнутые либо полностью демонтированные ограждения и т.д.) после проведения Работ как дополнительные требования, не предусмотренные Контрактом.
При приёмке выполненных работ Подрядчику выдавались мотивированные отказы с объяснением причин и приложением фотофиксации ненадлежащего исполнения работ. Несмотря на мотивированные отказы Подрядчик неоднократно направлял Акты выполненных работ посредством ЕИС без устранения указанных нарушений, предъявляя к оплате невыполненные Работы, в тоже время подрядчиком предъявлялись к оплате Работы, принятые и оплаченные ранее.
По факту нарушения сроков по уборке листьев и органического мусора с поверхности газонов Подрядчику было направлено Уведомление о нарушении условий Контракта и требованием его устранения в течение 7 дней.
По окончании установленного срока, по результатам осмотра территорий, приёмочной комиссией установлено, что по состоянию на 24.05.2024, мер по устранению указанных замечаний не предпринималось, а учитывая выросший травяной покров, уборка листвы с территории частично уже не представляется возможной. Кроме того, Подрядчиком допущено складирование мешков с собранной листвой и органическим мусором на территориях на протяжении более полутора месяцев. Таким образом сложившиеся обстоятельства обусловили невозможность исполнения Контракта в части уборки листвы.
В связи с вышеизложенным, на основании ст. 715 ГК РФ, с. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 11.6 Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 24.05.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 06.06.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
В момент заключения Контракта не было возможности осмотреть территории на предмет наличия неубранной листвы в связи с наличием на газонах снега. При наступлении благоприятных погодных условий стало очевидно, что объемы неубранной листвы превышают сметные в несколько раз, а также присутствуют не вывезенные мешки с прошлогодней листвой в большом количестве.
Заказчиком 15.05.2024 в адрес Подрядчика направлено уведомление о нарушении условий Контракта в части уборки опавшей листвы, в ответ на которое 20.05.2024 в адрес Заказчика направлен ответ, уведомляющий о причинах нарушения сроков Работ, связанных с аномальными погодными условиями. силы.
Общество произвело Работы по уборке опавшей листвы и произведены Работы по сносу деревьев, вырубке ветвей, дроблению пней, вывозу и утилизации порубочных остатков в полном объеме согласно контрактным сметам.
Тем не менее, 24.05.2024 Заказчиком опубликовано решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. При этом Заказчиком отклонены загруженные в ЕИС платежные документы и фотофиксация о фактически выполненных работах на сумму 2 943 533,11 рублей, что является существенным объемом Работ в рамках настоящего Контракта.
Подрядчиком в специализированной экспертной организации ООО "ЭКСПЕРТ ЦЕНТР" была заказана экспертиза и освидетельствование фактически выполненных Участником Работ в рамках заключенного с Заказчиком Контракта. Заключение экспертизы, подтверждающее факт выполнения Работ.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела основания для включения Общества в РНП по мнению Общества отсутствуют, так как Общество приступило к выполнению работ по Контракту, выполнило существенный объем работ, но столкнулось с отказом в приемке из-за спорной ситуации и навязыванием дополнительных работ, не выполненных предыдущим подрядчиком и не предусмотренных заключенным Контрактом (требуемый объем работ превышает сметный и сметой не предусмотрен вывоз мешков с листвой).
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Строительная перспектива" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку Подрядчик приступил к выполнению Работ по Контракту, выполнил существенный объем Работ, но столкнулось с отказом в приемке из-за спорной ситуации и навязыванием дополнительных Работ, не выполненных предыдущим подрядчиком и не предусмотренных заключенным Контрактом.
Вместе с тем на заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно п. 6.1.1 Контракта Заказчик обязан передать Подрядчику объекты по Акту передачи в работу и всю необходимую для выполнения Работ информацию и документацию.
Однако, Заказчиком не были переданы объекты по Акту передачи работ и в связи с этим Участник самостоятельно в одностороннем порядке составил данный Акт, в котором указал, что объемы неубранной листвы превышают сметные в несколько раз, а также присутствуют не вывезенные мешки с прошлогодней листвой в большом количестве.
При этом, Участник 20.05.2024 уведомлял Заказчика о неблагоприятных погодный условиях, которые помешали своевременно приступить к его исполнению.
Также Участником была заказана экспертиза у ООО "ЭКСПЕРТ ЦЕНТР" (Экспертный отчет N 01/24/05/17-А от 17.05.2024) согласно которому работы по санитарной рубки деревьев согласно порубочным билетам N1-14-24/20, N1-14-24/19, N1-14-24/21, N1-14-24/18, N1-14-24/28, N1-14-24/29 выполнены в полном объеме и соответствуют требованиям действующих нормативных документов и правовым актам РФ. Остатки порубочных материалов не зафиксированы.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "Строительная перспектива" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Строительная перспектива" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Следует отметить, что Комиссия УФАС России при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Строительная перспектива" (ИНН: 7813540598), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 июня 2024 г. N РНП-78-854/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2024