Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ ДО школа олимпийского резерва "Школа высшего спортивного мастерства по велосипедному спорту и триатлону" (далее - Заказчик): по доверенности;
ИП Коновалова Алексея Николаевича (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 15128-ЭП/24 от 10.06.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку запасных частей к велосипедам (извещение N 0372200242324000003),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 11.03.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку запасных частей к велосипедам (извещение N 0372200242324000003) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 748 799,65 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.03.2024 NИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Коновалов А.Н.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Коноваловым А.Н. заключен государственный контракт N 0372200242324000003 от 01.04.2024 на сумму 4 272 256,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 4.4.7 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 28.05.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Коноваловым А.Н.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку запасных частей к велосипедам (далее - Товар).
В соответствии с п. 3.1 Контракта Поставщик обязался поставить товар в течение 30 дней с момента заключения Контакта.
Последний день исполнения Поставщиком обязательств по поставке закончился 01 мая 2024 года.
В установленный Контрактом срок товар не поставлен.
02.05.2024 в адрес Поставщика было направлено уведомление исх. N 02/05/04 о нарушении срока и просьбой дать ответ о причинах неисполнения своих обязательств, а также о планируемой дате поставки Товара, которое было дополнительно продублировано на ЕИС 06.05.2024.
07.05.2024 Заказчиком в адрес Поставщика была направлена Претензия о нарушении срока поставки по контракту исх. N 07/05/03 и предложением исполнить взятые на себя обязательства по поставке Товара не позднее 19.05.2024, и в случае неисполнения в указанный срок обязательств по поставке Товара последующем расторжении Контракта в одностороннем порядке, с применением мер ответственности по условиям Контракта.
20.05.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
24.05.2024 Поставщиком была поставлена часть Товара на общую сумму 3 001 791,00 рублей, в этой связи 27.05.2024 решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта было отменено.
27.05.2024 от Поставщика было получено письмо о сроках поставки оставшейся части Товара.
Учитывая, что срок действия Контракта до 31.05.2024, а также неприемлемые для Заказчика новые сроки поставки, предлагаемые Поставщиком, Заказчик, руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. п. 1,2 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации и в соответствии с п. 4.4.7 Контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 28.05.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.06.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
15.03.2024 до заключения Контракта со стороны ООО "РЕВЕРС" было получено коммерческое предложение с необходимыми позициями велопокрышек для поставки в адрес Заказчика.
22.03.2024 между ИП Коноваловым А.Н. и ООО "РЕВЕРС" был заключен Договор поставки на необходимый Товар для Заказчика в полном объеме.
24.04.2024 со стороны Заказчика было получено информационное письмо с целью истребования информации по поставке необходимого Товара.
02.05.2024 со стороны Заказчика было получено повторно информационное письмо с целью уточнения информации по поставке необходимого Товара.
07.05.2024 со стороны Заказчика была получена Претензия о нарушении срока поставки.
20.05.2024 Заказчиком в ЕИС было вынесено Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с не поставкой необходимого Товара по Контракту.
22.05.2024 со стороны ООО "РЕВЕРС" была осуществлена частичная поставка необходимого Товара по Контракту.
24.05.2024 Поставщиком была осуществлена частичная поставка необходимого Товара в адрес Заказчика на сумму 3 001 791,00 рублей из 4 272 256,00 рублей.
27.05.2024 Поставщиком в адрес Заказчика направлялось информационное письмо с уведомлением о том, что на 24.05.2024 имеется недопоставка на следующие позиции из Контракта:
1. Липкая лента Tufo 19 мм 2 м длинной - 100 штук, ожидаемый срок поставки до 30.06.2024
2. Покрышки бескамерные Vittoria Pista Oro Tubeless-Ready 23х700с - 50 штук, ожидаемый срок поставки до 31.08.2024
На данный момент этих покрышек нет у производителя и производство закончится в конце июля.
28.05.2024 со стороны Заказчика было вынесено повторное решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
28.05.2024 со стороны Заказчика было получено требование об уплате пени в связи с просрочкой поставки Товара на сумму 36 821,97 рублей.
29.05.2024 Поставщиком была оплачена неустойка в полном объеме, что подтверждается платежным поручением N 36.
10.06.2024 со стороны Заказчика было получено требование об уплате пени и штрафа в связи с просрочкой поставки Товара на сумму 32 103,25 рублей.
11.06.2024 Поставщиком повторно была произведена оплата неустойки и штрафа в полном объеме, что подтверждается платежным поручением N 46.
Также представитель Участника отмечает, что Поставщик предпринимал попытки закупить недостающие позиции Товара у официального дистрибьютера производителя покрышек ООО "ВЕЛОСПОРТ", что подтверждается скриншотом с нашей электронной почты.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Коновалова А.Н. в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Заказчик не настаивал о включении ИП Коновалова А.Н. в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ИП Коноваловым А.Н. предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ИП Коновалова А.Н. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Следует отметить, что Комиссия УФАС России при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Коновалова Алексея Николаевича (ИНН: 780740090782), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 июня 2024 г. N РНП-78-859/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2024