Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУК "ГМЗ "Гатчина" (далее - Заказчик):
ООО "ТД "ЭСЛ" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 15132-ЭП/24 от 10.06.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку посадочного материала - саженцев деревьев и кустарников (извещение N 0372200226624000024),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 20.03.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку посадочного материала - саженцев деревьев и кустарников (извещение N 0372200226624000024) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 849 603,74 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.04.2024 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ТД "ЭСЛ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ТД "ЭСЛ" заключен государственный контракт N 03722002266240000240001 от 12.04.2024 (далее - Контракт) на сумму 1 794 115,64 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 2.1.7, 9.5 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 28.05.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ТД "ЭСЛ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку посадочного материала - саженцев деревьев и кустарников (далее - Товар) на склад Заказчика в рабочие дни не позднее 12 часов (по московскому времени) до 15.05.2024 включительно (п. 4.2 Контракта).
В нарушение условий Контракта в установленный п. 4.2 Контракта срок Товар не был поставлен Участником.
В этой связи 22.05.2024 в адрес Участника была направлена претензия с просьбой осуществить поставку Товара в объеме, предусмотренном Контрактом, в срок до 27.05.2024.
Однако по состоянию на 28.05.2024 Товар так и не был поставлен Заказчику.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 2 ст. 450.1 ГК РФ, п.п. 2.1.7, 9.5 Контракта, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
28.05.2024 в 14:09 (мск) Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
По словам представителя Заказчика, 28.05.2024, после размещения в ЕИС решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Участником была осуществлена поставка Товара. Однако Заказчиком было установлено несоответствие данного Товара условиям Контракта и составлен соответствующий Акт от 28.05.2024 с указанием перечня выявленных несоответствий, а именно:
1. Нарушен п. 5.2 Контракта. Отсутствует первая, предварительная, приемка Товара, которая должна была быть произведена представителем Заказчика в питомнике Поставщика за 7 (семь) дней до даты поставки.
2. Нарушен срок поставки (посадочный материал должен был быть поставлен до 15.05.2024 (включительно).
Как следует из п. 2.6.1 (раздела 2.6 "Посадка деревьев и кустарников") Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, установленных Приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. N 153, растения при посадке должны находиться в естественном обезлиственном состоянии (листопадные виды), до начала активного распускания почек, образования побегов.
Вместе с тем деревья и кустарники находились в полном роспуске с увядшими засохшими кронами, что естественно приведет к последующей гибели растений.
3. Нарушен п. 13 Контракта, который гласит о том, что все деревья должны быть поставлены с закрытой корневой системой - в кашпо, в котором дерево произрастало не менее двух лет.
При этом, при выгрузке Товара Заказчиком было обнаружено, что данные деревья не произрастали в кашпо, у них отсутствует развитая корневая система, они просто выкопаны, поставлены в кашпо и сверху засыпаны грунтом. Кроме того, кроны деревьев не были перевязаны веревкой и не укрыты мешковиной. Также отсутствовали этикетки. Посадочный материал транспортировался больше суток (с 25.05.2024 по 28.05.2024) при температуре больше 20 градусов. Транспортная упаковка кустарников отсутствовала - они просто валом лежали сухие с обломанными кронами в машине.
Таким образом, Участник в десятидневный срок, согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, не осуществил поставку Товара, предусмотренного Контрактом, соответственно не устранил нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.06.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что в целях осуществления поставки Товара Поставщик оперативно предпринимал все действия для исполнения своих обязательств, что свидетельствует об отсутствии умысла в неисполнении обязательств, предусмотренных Контрактом, и намерений причинить вред Заказчику.
В целях исполнения условий Контракта Поставщик приобрел часть недостающего Товара у разных производителей. Однако в связи с нарушением одним из производителей обязательств и невозможностью поставки Товара разными партиями Товар был подготовлен лишь 24.05.2024 и 25.05.2024 передан перевозчику - ИП Морозову Артему Сергеевичу, с которым ООО "ТД "ЭСЛ" был заключен договор перевозки саженцев.
28.05.2024 Товар был поставлен Заказчику в полном объеме по указанному в Контракте адресу.
При этом, согласно п. 5.2 Контракта приемка саженцев производится в два этапа, и первая предварительная приемка производится представителем Заказчика в питомнике Поставщика за 7 (семь) дней до даты поставки.
По словам представителя Участника, Заказчик не направил представителя для приемки Товара в питомнике Поставщика, не произвел первый этап приемки, в связи с чем Поставщик самостоятельно принял решение о доставке Товара до места нахождения Заказчика.
В решении о расторжении Контракта в одностороннем порядке Заказчик указывает, что по состоянию на 28.05.2024 Товар Заказчику не был поставлен. При этом, представитель Участника считает, что данный довод Заказчика не соответствует действительности, что подтверждается, в том числе, актом от 28.05.2024.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ТД "ЭСЛ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности, без надлежащей внимательности и осмотрительности подал заявку на участие в Аукционе, тем самым выразив согласие на заключение контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, стал победителем Аукциона, при этом существенно нарушил условия заключенного Контракта и не осуществил поставку Товара, соответствующего требованиям Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Вместе с тем Участник на заседание Комиссии УФАС не представил документы, подтверждающие добросовестное поведение ООО "ТД "ЭСЛ".
Также в ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика сообщил, что настаивает на включении ООО "ТД "ЭСЛ" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку не достиг цели проводимой закупки и по вине ООО "ТД "ЭСЛ" пропустил агротехнические сроки для посадки саженцев.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ООО "ТД "ЭСЛ" подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ТД "ЭСЛ", ИНН: 9726030026; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: Хохлова Галина Васильевна, ИНН: 772665076399, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ТД "ЭСЛ" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
10.06.24 |
13.06.24 |
10.06.24 |
0 |
10.06.24 |
18.06.24 |
17.06.24 |
0 |
20.06.24 |
20.06.24 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 июня 2024 г. N РНП-78-862/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2024