Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик):
ООО "Эколинас" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 15327-ЭП/24 от 11.06.2024) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку реактивов для гематологического анализатора Cell Dyn Ruby, Abbott, США (закрытая система) (далее - запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запроса котировок размещено 05.06.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100049624001029. Начальная (максимальная) цена контракта - 955 354, 10 рублей.
В жалобе ООО "Эколинас" указывает на нарушение Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которое выразилось в нарушении порядка описания объекта закупки путем установления требования к закупаемому товару, которые ограничивают количество участников закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1-п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны не ограничивать количество участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе,
под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из содержания извещения о проведении рассматриваемой закупки следует, что Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования к закупаемым товарам:
Наименование товара, работы, услуги |
Код позиции |
Товарный знак |
Характеристики товара, работы, услуги |
|||
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
Инструкция по заполнению характеристик в заявке |
|||
1H7301 Дилюент/фокусирующий реагент |
21.20.23.110 |
ABBOTT |
|
|
|
|
Характеристика |
Объем реагента: 20л. Должен быть совместим с гематологическим анализатором Cell Dyn Ruby (Abbott), имеющийся у заказчика |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
3H8002 Реагент лизирующий безцианидный для гемоглобина и оптического подсчета ядер |
21.20.23.110 |
ABBOTT |
|
|
|
|
Характеристика |
Объем реагента: 3,8л. Должен быть совместим с гематологическим анализатором Cell Dyn Ruby (Abbott), имеющийся у заказчика |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
8H5201 Реагент лизирующий лейкоцитарный |
21.20.23.110 |
ABBOTT |
|
|
|
|
Характеристика |
Объем реагента: 3,8л. Должен быть совместим с гематологическим анализатором Cell Dyn Ruby (Abbott), имеющийся у заказчика |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
99644 Энзиматический очиститель, концентрат |
21.20.23.110 |
ABBOTT |
|
|
|
|
Характеристика |
Объем реагента: 2х50 мл. Должен быть совместим с гематологическим анализатором Cell Dyn Ruby (Abbott), имеющийся у заказчика |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
9H0601 Пробозаборник для реагентов |
32.99.59.000 |
ABBOTT |
|
|
|
|
Характеристика |
Должен быть совместим с гематологическим анализатором Cell Dyn Ruby (Abbott), имеющийся у заказчика |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Таким образом, в описании закупаемых медицинских изделий содержится указание на товарный знак "ABBOTT" без сопровождения словами "или эквивалент". В свою очередь, в рамках данной закупки Заказчиком осуществляется закупка запасных частей и расходных материалов к оборудованию, используемому Заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанное оборудование.
Указанное обстоятельство подтверждено представленными Заказчиком технической документацией, а также письменными пояснениями Заказчика.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что использование Заказчиком при описании объекта закупки наименования товарного знака является правомерным и не противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
2. Согласно п. 2 ч. 29 ст. 34 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
Постановлением Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
В своих письменных возражениях Заказчик указал, что объем денежных средств, направленных на закупку им медицинских изделий в предшествующем году, превысил 100 млн. руб.
Комиссия УФАС констатирует, что поскольку начальная (максимальная) цена рассматриваемой закупки не превышает вышеприведенные значения, Заказчик при формировании лота закупки не должен был руководствоваться ограничениями, установленными Постановлением Правительства РФ от 19.04.2021 N 620.
Таким образом, Комиссия УФАС не усматривает в действиях Заказчика нарушение требований п. 2 ч. 29 ст. 34 Закона о контрактной системе при формировании лота закупки.
Учитывая изложенное, в указанной части довод Заявителя является также необоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Эколинас" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 июня 2024 г. N 44-2565/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2024